Найти в Дзене
Литература и ветер

Как высказаться о прочитанном? План анализа эпического и лирического произведений

Оглавление

Часто, прочитав художественное произведение, школьники не имеют представления о его комплексном (целостном) анализе, не знают что и как говорить о книге. Предлагаем вашему вниманию памятку анализа произведения.

Ф. Хальс. Читающий мальчик. Середина 17 в. Нидерланды.
Ф. Хальс. Читающий мальчик. Середина 17 в. Нидерланды.

Говоря о прочитанном, важно исходить из того, какого рода произведение следует разобрать. Если анализируем рассказ, повесть или роман, то имеем дело с эпосом, эпическим произведением; если стихотворение - с лирикой, лирическим произведением. Конечно, эти произведения будут различаться, во-первых, содержанием (темой, проблемой, идеей, сюжетом - четким эпическим или неявным лирическим, системой образов - в том числе образов героев), а во-вторых - формой, способами воплощения авторской идеи (композицией, языком - использованными приемами, изобразительно-выразительными средствами).

Анализируя произведение, не стоит досконально выискивать в нем всё, что видите в плане. Нужно понять, какие именно выразительные средства использует автор и с какой целью - какую мысль они ему помогают донести.

Частично план пригодится и для выполнения задания 12 ЕГЭ по литературе - написания развернутого аргументированного ответа в жанре сочинения. Памятка поможет установить связь между содержанием и формой произведения, включить в сочинение теоретико-литературные понятия.

План анализа эпического произведения (рассказа, повести, романа)

1. История создания произведения: место в творчестве писателя, время создания, замысел и его воплощение. Особенности жанра.

2. Тема, тематика.

3. Сюжет: этапы развития сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), сюжетные линии. Особенности композиции.

4. Система образов произведения. Характеристика героев. Эволюция (развитие) образов.

5. Проблема, проблематика. Идея (главная мысль). Авторская позиция.

6. Роль композиции, художественных приемов в произведении. Что помогает выразить идею, авторскую позицию? (Роль заглавия произведения, эпиграфа, прямых авторских характеристик, монологов и диалогов персонажей, идейно близких автору, взаимохарактеристики персонажей, отношения других персонажей к главному герою, сюжета, композиции, различных художественных приемов: описаний (портрета, пейзажа, интерьера), внутреннего монолога, говорящих фамилий, художественной детали, мотивов, символики и т.д.)

7. Каково звучание произведения в наши дни? Значение в литературном процессе в целом.

Драматическое произведение (комедию, драму, трагедию) анализируйте примерно так же, но при желании добавьте термины "ремарка", "диалог", героев смело называйте не только героями, но и действующими лицами, эпизоды - сценами, части произведения - действиями (актами), явлениями (сценами).

План анализа лирического произведения (стихотворения)

1. Место стихотворения в творчестве поэта. История создания стихотворения (если есть). Особенности жанра (если есть - например, послание, элегия).

2. Тема: гражданская (вольнолюбивая, свободолюбивая) лирика, любовная лирика, тема дружбы, тема поэта и поэзии, философская лирика, пейзажная лирика (тема природы), тема Родины; романтические мотивы, элегические мотивы, образ лирического героя (лирического «я» поэта).

3. Преобладающее лирическое настроение. Лирический сюжет (если есть).

4. Образ лирического героя (героини), лирического «я» поэта.

5. Образы, мотивы, символы, несущие смысловую нагрузку. Поэтические традиции и новаторство: традиционные образы (фольклорные, христианские, античные, связанные с предшествующими произведениями искусства и литературы) (если есть).

6. Проблема, проблематика. Идея (главная мысль).

7. Композиция: построенная с помощью антитезы (противопоставления, контраста, можно выделить две противопоставленные части), кольцевая, зеркальная и др. На сколько частей можно условно, по смыслу поделить произведение?

8. Средства художественной выразительности:

а) тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола;

б) особенности лексики: книжная, разговорная, эмоционально-оценочная, нейтральная, устаревшие слова, индивидуально-авторские неологизмы;

в) художественные приемы и синтаксические средства: лексический повтор, анафора (единоначатие), эпифора, инверсия, синтаксический параллелизм, односоставные предложения, риторический вопрос, обращение, восклицательные предложения;

г) звукопись (аллитерация, ассонанс);

д) ритм, стихотворный размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), связь ритма с ведущим лирическим настроением стихотворения;

е) рифма, особенности рифмовки (рифма парная, перекрестная, опоясывающая).

Назовите несколько наиболее значимых в стихотворении средств художественной выразительности. Какую роль в произведении они играют?

9. Обоснуйте свой выбор стихотворения. Каково его звучание в наши дни? Значение стихотворения в литературном процессе в целом.

Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!

По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.

Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал!