Давеча в телеэфире бывший премьер-министр Грант Багратян остроумно заметил насчет премьер-министра нынешнего - думается, главная его проблема - Месроп Маштоц. Мол, нынешний главный начальник наверняка злится - и надо было тебе лезть поперек батьки с этими буквами, эка безделица, я бы и их создал! В очередной раз оказалось, что в каждой шутке есть лишь доля шутки.
На прошлой неделе произошло два невеселых события, в очередной раз обнаруживших, что власть ломает от тех, кто не просто облекал армянский язык в маштоцовские письмена, но делал это так, чтобы написанное становилось нашей самостью.
"ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНОЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА ПАМЯТЬЮ, между человеком и скотиной стоит память, знаешь - нет? Память в тебе - значит горишь ты, значит, человек со своими счетами, со своим беспокойством, а нет в тебе памяти - вот в поле корова пасется, она беспамятная… Моему отцу хоть пламя в глаза суй, мой отец и не моргнул бы. Мой отец смотрел бы в упор, мой отец смотрел бы, и высмотрел, и запомнил бы. Как золото, как золото, которое он прятал-перепрятывал, так и память моего отца то являлась на свет божий, то пряталась в тайник, но никогда не терялась, никогда…" - это написал Грант Матевосян.
"Я с именем твоим повсюду дома, и смерть не скажет, что со мной знакома…" - это написал о своем Айастане Амо Сагиян. И именно эту поэтическую строку вообще любящий цитировать Сагияна варчапет перефразировал, когда заявлял, что коронавирус не войдет в Армению и смерть не скажет, что с нами знакома…
На прошлой неделе сын Гранта Матевосяна и директор фонда его имени Давид опубликовал в соцсети фотографии, при виде которых зубы сжимаются и хочется побольнее стенку прибить. Кто-то уже успел спутать Культурный центр-музей Гранта Матевосяна с… общественным туалетом. Потому что кто-то оказался, как корова, беспамятным. Выстроенное "бывшими" прекрасное здание музея вот уже третий год продолжает оставаться "незаконной постройкой", продолжает оставаться Богом, и уж точно властью, забытым уголком. Песню "Хо-ро-шо, все будет хорошо!" Давиду Матевосяну в последний раз спели в начале нынешнего года. С той поры минуло девять месяцев. "Хорошо" не родилось. Родились следы тех, кто решил использовать музей гениального армянского писателя как писсуар. Что дальше?
На прошлой неделе сын великого армянского поэта Амо Сагияна Наири Сагиян, многие годы проживший в США и вернувшийся в Армению, чтобы заняться установлением памятника поэту в Ереване, сам напросился на телеэфир канала 168.am. Вообще-то передача называется по-другому, но в данном случае название вполне тянет на "не могу молчать и молчать больше не буду".
НА МАЛОЙ РОДИНЕ САГИЯНА, В СИСИАНЕ, НА БУЛЬВАРЕ, выходящем на главную площадь города, памятник поэту работы Гетика Багдасаряна был установлен еще в 2004 году, к 90-летию, и внесен в реестр историко-культурного наследия региона. В 2014 году, в преддверии 100-летия, заговорили о памятнике в Ереване, причем необходимость в нем ни у кого сомнения не вызывала. "Нужно сделать так, чтобы в каждом армянине жила частичка Сагияна, потому что его произведения полны витальной силы", - говорил тогда основатель Дома-музея Сагияна в Сисиане Щорс Давтян, чей вклад в дело пропаганды творчества поэта невозможно переоценить. В январе 2016 года мэрия Еревана и Министерство культуры РА объявили открытый конкурс на проект памятника великому армянскому поэту-лирику Амо Сагияну. Сыскался победитель, было выбрано место, на Кольцевом бульваре, между памятником Микаэлу Налбандяну и фонтанами. Кстати, собственник этой части бульвара, не задумываясь, подписал согласие на установление памятника, узнав, о ком идет речь. Естественно, была составлена и смета - 53 млн драмов.
Теперь, когда Наири Сагиян обратился в столичную мэрию, чтобы вновь поднять этот вопрос, ему порекомендовали обратиться в правительство, правительство обратилось в Министерство финансов, в Министерстве финансов сказали, что вопрос выделения средств на памятник Амо Сагияну еще на очередь не ставился…
"Что значит "не ставился на очередь"? Я что, должен был пойти и спросить, кто крайний?!" - возмущался в эфире Наири Сагиян. - Я понимаю, что они - люди с улицы и не способны отличить первичное от вторичного. И здесь вопрос не в памятнике - все начинается с того, что они хотят жить по законам, которые диктуют им с Запада. Что касается того, что у них нет денег, нет этих 53 миллионов, я не хочу влезать в траты власти предержащей, но все-таки должен напомнить, что кое-кому делали в доме ремонт за 2 миллиона долларов. Выходит, на них потратить народные деньги не жалко, а на то, что есть наша история, жалко. Мне и смешно, и плакать хочется при мысли, что судьбу памятника Амо Сагияну, этой глыбы, должны решать такие персонажи, как Айк Марутян и Араик Арутюнян".
Действительно, не стоит влезать в траты властей, останемся в рамках темы. У нас умеют фокусироваться на приоритетах. Едва ли не на следующий день после того, как дошагались, объявляют конкурс на памятник себе, любимым, сиречь "Человеку Шагающему", и вопрос финансирования, естественно, не вопрос. Вопрос в другом: зачем и для чего тратить деньги на Матевосяна и Сагияна, какой в этом смысл?.. Кажется, Солженицын, покидая СССР, сказал: "Я не могу жить в стране, где швейная фабрика "Большевик" пишется с большой буквы, а Бог - с маленькой"…
МОЖЕТ, ЭТО ТАКАЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ, и Человек мыслящий и Человек шагающий, как гений и злодейство, - две вещи несовместные? Может, в шутке Гранта Багратяна вообще нет и доли шутки, и варчапет действительно по ночам ведет бурную дискуссию с тенью Месропа Маштоца? Тем более что этого мнения придерживается и Наири Сагиян, заметивший, что трудно общаться с властью, которая сравнивает себя то с Христом, то с Буддой.
Действительно, когда такой концентрат в одном флаконе плюс капелька Ганди, что ему первый прозаик Армении и один из величайших армянских поэтов? И уже не важно, что здесь первично - "дан приказ ему на Запад" или личные больные амбиции. Куда идет Человек шагающий, в любом случае ясно. Вопрос в другом - куда идем мы? Вслед за ним или все-таки за Матевосяном и Сагияном?
Сона МЕЛОЯН
https://golosarmenii.am/article/95110/chelovek-shagayushhij-VS-matevosyana-i-sagiyana