В 19 столетии в России возник спрос на реализм и бытовое описание жизни. В литературе о повседневности писали Лермонтов и Гоголь, а в живописи преуспел Павел Федотов.
Одна из самых ярких его работ - картина "Свежий кавалер", её второе название "Утро чиновника, получившего первый крестик". В ней отображено много характерных для той поры деталей. Полотно и сегодня вызывает улыбку.
Первое, что бросается в глаза сам "кавалер": представитель бюрократического племени. Он показан с утра в домашнем халате, похожем на римскую тогу. Величественная поза награждённого на фоне нищеты, скудной комнатки и всякого мусора кажется жалкой и тщеславной.
Судя по разбросанным на полу бутылкам и остаткам еды, "обмывание" ордена прошло с огоньком. Об этом нам говорит и гитара, стоящая на стуле.
Тем не менее чиновник уверен - он кавалер высокой награды и теперь требует к себе довольно почтительного обращения. Но во взгляде служанки, подающей ему дырявые сапоги, читается снисхождение и порицание: оделись бы Вы, дескать, барин.
И хотя картина Федотова подавалась как юмористическая, в обществе полотно восприняли как обличающее чиновников. Дело доходило до демонизации бюрократов.
Известный критик Владимир Стасов написал следующую заметку: "Перед вами понаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чем уже не мыслящий, кроме того, что тот даст ему денег и крестик в петлицу".
Автор картины Павел Федотов спорил с ним и доказывал, что не преследовал такую цель, а просто хотел высмеять тщеславных людей. Правда позже художник всё-таки столкнулся с бездушной чиновничьей машиной. Один из цензоров требовал замалевать орден дабы не порочить статус государственной награды. Федотов наотрез отказался.
Подлинное русское - в историях, местах и людях, на странице "Русский контур". Подписывайтесь ❤
❤ Так же подписывайтесь на наш канал на YouTube❤
Читайте так же:
Самый смелый дипломат Российской империи - Александр Алексеевич Татаринов
Русские в Австралии
Дом Мурузи - литературное место Петербурга
Кимры - обувная столица России
Кто был верным слугой Пушкина на самом деле?
Дом Мешкова и Пермский краеведческий музей
Король двора - дореволюционный дворник!
Георгий Иванов, прославленный поэт русского изгнания
Трасса М11 "Нева" или бывшая Государева дорога
Две жизни поэта Ивана Елагина
Неоготический Смоленский храм в Ивантеевке
Дореволюционная Пермь, легендарные супруги Серебренниковы
Пушкинская усадьба Михайловское
Смерть генерала Корнилова и увековечивание его памяти. Часть третья