Найти тему

За кадром советской комедии «Женитьба Бальзаминова»

Оглавление

В 1965 году в кинотеатре впервые показали комедию «Женитьба Бальзаминова». Тогда у кинозала собралось огромное количество людей. Даже была задействована конная милиция для охраны. Но за столько лет этому замечательному фильму не досталось ни одной награды.

По сюжету фильма мелкий чиновник, мямля и тихоня Миша Бальзаминов и его маменька мечтают о браке по расчету. Из ценного у Миши только знание модных французских словечек и опыт в толковании снов, а потому вся надежда - на бойкую сваху и приданое невесты. Но поиск дамы сердце оборачивается огромными проблемами.

После съемок у создателей картины осталось много интересных историй. О некоторых из них мы расскажем ниже.

Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова»
Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова»

Как всё начиналось?

В тридцать шестом году двум приятелям Константину Воинову, который в будущем стал режиссером, а также актеру Георгию Вицину, было всего по восемнадцать лет. Они мечтали создать в будущем свою кинокартину. Такой шанс впервые появился, когда Воинов был приглашен на «Мосфильм». Но с того момента до съемок прошло более десяти лет. Режиссёр смог набраться опыта за это время, но не забыл главного актера.

По сценарию фильма Мише Бальзаминову было 25 лет, а Гиоргию Вицину, которого Воинов видел в этой роли, исполнилось уже 48. Тем не менее, режиссер утвердил Вицина без проб. Вся команда работала над образом главного героя: завивали кудри, рисовали веснушки, которые актеру приходилось наносить самому каждое утро.

Сложные косметические преображения переживала также Людмила Шагалова. Только ей, из 38-летней женщины нужно было превратиться в 75-летнюю маму Бальзаминова. Никто и подумать не могу, что режиссер пойдет на такой парадоксальный кастинг дважды. Шагалова негодовала: «Неужели я так плохо выгляжу?». При этом от роли отказаться не могла. И снова героям-художникам пришлось творить чудеса. На этот раз по состариванию героини. Гример Наталья Балдина накладывала клей, поверх кожи лица, и создавала морщинки. Бедная Шагалова часами мучилась в гримерке. Но это стоило того! Актрису не могли отличить от старой женщины, а когда Шагалова появлялась без грима, ее просто не узнавали!

Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова»
Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова»

Декорации

Чтобы снять эпизоды в доме сестер Пеженовых, выбрали самый простой двор в Суздале. Волкова и Грехова смогли наблюдать за съемками прямо из окон своего дома. Волкова вспоминает, что однажды к ним в дом пришла съемочная группа, которая сообщила о том, что у них будут проводиться съемки. Девушки были не против.

Сцена с танцем сидроли записывалась на протяжении двух суток. Во дворике создавали специальные декорации. Например, были построены амбары, приведены лошади. После этого на площадке смогли появится главные актрисы.

«Мне мама связала белую ажурную шляпку. И когда я вышла в ней во двор, конюх Степан подарил мне искусственные васильки. Я их прикрепила к шляпе. Румянцевой и Макаровой очень понравилась она. Артистки попросили маму сделать и для них головные уборы, но подходящих ниток в городе не нашли. В итоге актрисы остались без шляп», – рассказывает Галина.

Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова»
Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова»

Мечты Бальзаминова

Там, где есть сцена с мечтами Бальзаминова, приняли участие в съемочном процессе более сотни обычных горожан. Актёров подобрали благодаря кастингу, который рекламировался в местной газете. Актерам, которые играли на низком профессиональном уровне, платили от трех до семи рублей.

«Как-то раз на рынок пришла Лидия Смирнова с небольшой вязаной сумочкой. В то время это был шик с отлетом. Она хотела купить стакан земляники. Тогда он стоил 30 копеек. Но узнав актрису, продавец взяла с нее рубль. Конечно, женщину стали ругать, мол, что ты делаешь. Но на следующий день место с краю решила занять другая продавщица. Смирнова опять приходит за земляникой и снова отдает рубль. Потом за это место бабки боролись. Всем хотелось получить рубль от свахи из кинофильма», – рассказывает Болотова.

Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова»
Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова»

Невеста Бальзаминова

Зрители отмечают, что одним из самых забавных эпизодов стала сцена с питьем чая на валах. В данных сценах можно угадать кисть Бориса Кустодиева, который был талантливым художником. Съемочная группа смогла очень удачно подобрать декорации, выбрать необходимый ракурс, передать цветовую гамму. Также в кадрах проскальзывает церковь и купола голубоватого цвета от собора.

Чтобы снять поцелуй Нонны и Георгия, сняли двадцать девять дублей. Представьте, сколько времени понадобилось, чтобы снять действительно стоящий шедевр. Водоем, куда прыгает Бальзаминов, снимался за полтора километра от валов и в наши дни значительно зарос, стал мельче.

«Прежде, чем дамы прыгали, в пруд ставили деревянные помосты. При этом они надевали большие резиновые сапоги и сигали в них. Но когда они вылезали обратно, им надо было приподнять платье таким образом в кадре, чтобы эти сапоги зритель не видел», – рассказала Ирина Болотова.

Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова»
Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова»

Увидеть картину «Женитьбу Бальзаминова» можно на канале «Мосфильм. Золотая коллекция». Приятного просмотра!

Читайте и статьи о кино по ссылкам:

Почему Эльдар Рязанов великий режиссер?

Похищение актеров и отказ Высоцкому. Как снимали народную трагикомедию «Афоня»?

Спасибо за внимание, друзья! Подписываетесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция «Мосфильма» огромна яркое найдётся для каждого.

#кино #советское #классика #комедия #съемки