Картина Георгия Данелии «Афоня» вышла в прокат в 1975 году и стала кассовым лидером, заслужив народную любовь. Главный герой ленты — простой слесарь-сантехник Афанасий Борщов (Леонид Куравлев), беззаботно пропивающий свою жизнь в перерывах между работой. Взятки с клиентов приносят ему стабильный доход, финансируя порывы к саморазрушению. Образ кажется безнадежно отталкивающим, но все же магнетическая харизма привлекает молодую девушку — медсестру Катю (Евгения Симонова), которая еще со школы была влюблена в него.
Разработка сценария
Первоначальный вариант сценария Александра Бородянского кардинально отличался от вышедшей версии фильма. Комедийные элементы были сведены на нет, а упор делался на драму. В этой версии сценария девушка, влюбившаяся в главного героя, натыкается на стену безразличия с его стороны и, не выдержав боли, кончает жизнь самоубийством. Мрачная история была переписана, главные герои превратились в Афоню и Катю, но даже тут их не ждал счастливый конец: встреча героев оказывалась лишь сном. К счастью для чувственного зрителя — на съемках Данелия был так впечатлен игрой Евгении Симоновой, что все-таки позволил воссоединиться персонажам в реальной жизни.
Режиссер разбавил депрессивную историю комичными элементами, сгладив углы. И, что самое главное, дал надежду на спасение персонажу. В итоге получилась глубокая трагикомедия, сочетающая в образе главного героя черты маргинальных слоев советского общества. Это оторвавшиеся от своих деревенских корней люди, которые так и не усвоили городскую культуру и не научились любить себя. Но даже они имеют право на второй шанс.
Идеальный кандидат
На роль Афони претендовали множество артистов, в том числе Владимир Высоцкий. Специально для него прописали сцены с игрой на гитаре, но тут неожиданно появился Леонид Куравлев. Уже на пробах Данелия разглядел в игре Леонида, пробивающуюся сквозь скверные характер доброту, за которую зритель готов был бы простить персонажу все. Этого не было в Афоне Высоцкого и ему пришлось отказать. Зрители должны были не возненавидеть персонажа, а пожалеть его. С этой сложной актерской задачей идеально справлялся Куравлев.
При этом Леонид Куравлев совсем не похож на своего персонажа. Он был очень скромным и искренним членом съемочной группы. Со всеми был деликатен и вежлив. На съемках сцены, где Афоня с Катей лежат под одеялом — стеснялся снимать штаны при молодой актрисе. Данелия настаивал на правдоподобии, но Куравлев был настойчив и так и остался лежать в джинсах.
Лучик света
На роль Кати ассистент по актерам привела юную студентку Театрального училища имени Щукина — Женю Симонову. Данелия сразу увидел в артистке идеальную кандидатку, но выяснилось, что Симонова уже подписала контракт на другую картину, где ей предложили главную роль. Поиске продолжились, хоть и были безуспешными. Данелия уже никого другого не видел в роли Кати. Только она, по мнению режиссера, могла стать «лучиком света в темном царстве».
Тогда директор картины Александр Яблочкин пошел на отчаянный шаг ради воплощения задумки режиссера. Он полетел в Башкирию, где снималась Симонова и в духе «Кавказской пленницы» забрал актрису вместе с мамой и увез в Ярославль. Даже оставил записку с примерным содержанием: : «Не волнуйтесь, через три дня будем. Ваш Яблочкин».
Команде Данелии из Башкирии пришло гневное письмо от директора той группы. Далее последовали истеричные звонки из студии «Горького» и «Госкино». Яблочкин был матерым кинематографистом и понимал, что нельзя, но все-таки можно, а что — никак нельзя. Поэтому велел Данелии любым способом уложить все сцены с Катей в три съемочных дня, иначе они сорвут сроки у коллег. Актриса вдохновилась такой самоотверженностью команды и почти не спала во время съемок. В итоге сцены удались, но Яблочкину сделали строгий выговор и понизили зарплату. Директор ни о чем не жалеет, ведь содеянное было ради искусства.
Конфуз в ресторане
На съемках сцены в ресторане произошел необычный инцидент. Бориса Брондукова, который играл Федула, швейцар не хотел пускать в ресторан. Борис был настолько органичен в своем образе, что швейцар счел его за уличного проходимца. Актер смог вернуться на съемки только после того как помощница Рита Рассказова вышла на поиски артиста и обнаружила его спорившим с сотрудником ресторана.
Позже Данелия рассказывал как вышел из гостиничного номера и услышал из ресторана снизу французские песни. Была поздняя осень, народу в ресторане было мало. На сцене, с микрофоном в руке, Брондуков пел песню из репертуара Ива Монтана. И это был уже не доходяга и алкаш Федул, а элегантный, пластичный и обворожительный французский шансонье. Жаль, что эта грань его таланта так и осталась нераскрытой.
Неприличные спецэффекты
Еще один инцидент произошел с актрисой Татьяной Распутиной. Она играла Людмилу — девушку с внушительными формами. Съемочная группа посчитала, что бюст актрисе нужно увеличить. Оператор Сергей Воронин предложил положить в большой бюстгальтер презервативы, наполненные водой, что было не лучшей идеей. На первой же репетиции презервативы порвались и окатили актрису водой с головы до ног.
Эксперименты на этом не закончились кто-то из съемочной группы, сбегал домой и принес манную крупу. Ею и наполнили бюстгальтер. Пуговицы тяжести манки сначала не выдержали и пришлось связать на спине поддерживающий узел. Его даже можно заметить в самом фильме.
Смотрите картину Георгия Данелии «Афоня» 19 сентября в 20:00 на телеканале "Мосфильм. Золотая коллекция".
Читайте и другие статьи о советском кино по ссылкам:
Леонид Гайдай и Нина Гребешкова. Любовь как в кино
"Служебный роман". Личная жизнь актеров знаменитого фильма
Спасибо за внимание, друзья! Подписываетесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция «Мосфильма» огромна – яркое найдётся для каждого.
#кино #советское кино #советские артисты #съемки #истории #данелия #афоня