Найти в Дзене
Labirint

Какие философские вопросы могут поднимать видеоигры?

Эту статью я бы хотел начать с простого тезиса: "игры - это искусство". Если в начале своего пути игры действительно существовали, чтобы выполнять функцию "развлечения", то с течением времени это направление разрослось и начало затрагивать серьёзные темы в своих произведениях.

Разработчики игр - это такие же творцы как художники, писатели и режиссёры. Более того, игры практически самое всеобъемлющее искусство на данный момент, потому как в нём совмещены все предыдущие виды искусства.

К примеру на создание тех же AAA (больших игровых проектов) требуются художники, сценаристы, композиторы, операторы, дизайнеры. Вы уловили мысль.

Давайте рассмотрим 5 игр, в которых заложены философские концепции и глубокие идеи, которые отвечают на вопрос: "могут ли игры являться искусством?".

1. Soma (2015)

-2

Вы когда-нибудь задумывались о том, что вы такое? Ну т.е. вы тело, или может быть мозг, а может вы это ваши воспоминания или душа? А ваша точная копия будет являться вашим оригиналом? Ну она же точная.

Правильных ответов нет, но есть игра, которая поможет вам для себя разобраться в этом вопросом. Soma - это игра в жанре survival horror от создателей Амнезии. В игре исследуется философский вопрос - чем же является человек на самом деле. Какая же деталь неизменна в такой сложной конструкции под названием “человек”? Хоррор в этом случае - прекрасный выбор, ибо посредством ужаса можно со всей отчётливостью передать экзистенциальную остроту поставленных вопросов.

Я специально ничего не написал про сюжет, чтобы не спойлерить ключевые моменты, потому как именно сюжет позволяет ощутить те эмоции, которые в дальнейшем помогут вам понять природу человека.

2. The Stanley Parable (2011)

Главный экран игры.
Главный экран игры.

Вы читаете эту статью. А могли бы вы её не читать? Могли бы вы не кликать на карточку с заголовком этой статьи и не дочитать до этого места? А могли бы вы сегодня не включать компьютер/планшет или телефон? Или всё было предопределено заранее?

Притча о Стенли - это постмодернистское произведение о свободе выбора и его последствиях. Многие нынешние игровые проекты, включающие в себя возможность морального “выбора”, делают это максимально фиктивно, приводя нас к одному, максимум 2-м финалам. Притча о Стэнли иронизирует над этим, сделав главного героя офисным работником, которому по команде нужно жать на кнопки клавиатуры.

В игре мы слышим голос рассказчика, который указывает нам что делать, куда пойти и на какие кнопки Вашей клавиатуры жать. Однако у игрока есть возможность сделать иной выбор, нежели тот, который навязывает ему голос. Что интересно, самые интересные концовки достигаются неповиновением. Их тут, кстати, 20.

3. Мор (Утопия) (2019)

-4

По сюжету мы играем за Артемия Бураха, который по просьбе своего отца приезжает в родной город после долгого отсутствия. Однако в первый же день нашего приезда отец загадочно погибает, а Артемий как никто другой подходит на роль убийцы. Нам предстоит разобраться, что же тут происходит.

Самое интересное в “Море” - это способность мира существовать без вас. Это означает, что если вы предпочтёте ничего не делать на протяжении отведённых12-ти игровых дней, то игра закончится и вы получите соответствующую концовку! Тут всё как в жизни, мир не крутится вокруг вас. Есть персонажи, которым нужна помощь, и если ты не предоставишь им эту помощь, они найдут её без тебя.

Мор учит нас ответственности за свои выборы, ведь бездействие - это тоже выбор. В игре много квестов, которые если вы не возьмёте в течении определённого времени имеют свойство пропадать, а персонажи не будут ждать вашего прихода день и ночь, как в том же ведьмаке. Они будут жить дальше. Игра вынуждает вас думать кому лучше помочь, а кого оставить без внимания. Кому жить, а кому умереть.

Если говорить про жанр мора, то авторы ознаменовали его так: “симулятор поведения человека, в условиях эпидемии”. В игре есть качественный сюжет, проработанный детектив и логика мира, граничащая с артхаусом.

4. The Talos Principle (2014)

Отсылка на картину "Сотворение Адама".
Отсылка на картину "Сотворение Адама".

Принцип Талоса - это игра в жанре философской головоломки, где суть геймплея — это решение спроектированных задач и изучение посланий, разбросанных по миру. Всё это нужно, чтобы понять с какой целью мы выполняем те или иные задания.

Сам же Принцип Талоса - это изречение, которое гласит, что каким бы ни были убеждения философа, его жизнь опирается на физическое существование. Взяв за основу это высказывание, команда, создавшая "Sirious sam", решила доказать его значимость.

В аудиосообщениях и текстовых документах игры протагонист находит записи учёных, которые рассказывают, что когда-то давно на земле произошёл конец света и всё что осталось людям, это создать проект, который переживёт создателей.

Этим проектом являемся мы. Тестовый мир, в котором андроид решает головоломки, попутно обучаясь человеческой культуре, это проект, нацеленный на создание разумного существа после мировой катастрофы. Главная задача игрока — это доказать, что он мыслит как человек, а не как машина, совершив несколько моральных выборов и собрав историю воедино. Таким образом в игре поднимается много вопросов: от "реален ли мир, в котором я живу" до "обладает ли ИИ сознанием".

5. Assassin's creed (2009)

-6

Всем известная франшиза про ассасинов тоже посетила этот топ. Но почему именно первая часть, а не любая другая? Потому что именно первый ассасин выполнен в по-настоящему мрачных тонах, а каждый второй npc в игре норовит начать с вами беседу о духовном.

Так, в игре перед Альтаиром (протагонистом) стоит задача избавиться от 9-ти тамплиеров, чтобы заполучить частицу Эдема. Частица олицетворяет собой власть и контроль над материальным миром.

Но в сути, если разобраться в идеологии враждующих фракций, то тамплиеры выступают за тотальный контроль над людьми, а ассасины за анархичный нигилизм: “Ничто не истинно - всё дозволено”. Цель у враждующих кланов одна - привести человека в новый идеальный мир. Однако и ассасины, и тамплиеры достигают это такими путями, что в итоге противоречит их идеи. В этом случае цель не оправдывает средства.

Находясь на стороне ассасинов, как я уже сказал, наша задача - достать частицу Эдема, а по совместительству безграничную власть. Вся игра это конфликт Альтаира (по совместительству игрока) и идеологии которой он следует.

Эту статью, я бы хотел закончить простым тезисом: "игры - это искусство". Ведь если в начале своего пути игры действительно существовали, чтобы выполнять функцию "развлечения", то с течением времени этот вид искусства разросся и начал затрагивать серьёзные темы в своих произведениях.

Подписывайтесь на канал, буду радовать вас подобными статьями.