Эту статью я бы хотел начать с простого тезиса: "игры - это искусство". Если в начале своего пути игры действительно существовали, чтобы выполнять функцию "развлечения", то с течением времени это направление разрослось и начало затрагивать серьёзные темы в своих произведениях.
Разработчики игр - это такие же творцы как художники, писатели и режиссёры. Более того, игры практически самое всеобъемлющее искусство на данный момент, потому как в нём совмещены все предыдущие виды искусства.
К примеру на создание тех же AAA (больших игровых проектов) требуются художники, сценаристы, композиторы, операторы, дизайнеры. Вы уловили мысль.
Давайте рассмотрим 5 игр, в которых заложены философские концепции и глубокие идеи, которые отвечают на вопрос: "могут ли игры являться искусством?".
1. Soma (2015)
Вы когда-нибудь задумывались о том, что вы такое? Ну т.е. вы тело, или может быть мозг, а может вы это ваши воспоминания или душа? А ваша точная копия будет являться вашим оригиналом? Ну она же точная.
Правильных ответов нет, но есть игра, которая поможет вам для себя разобраться в этом вопросом. Soma - это игра в жанре survival horror от создателей Амнезии. В игре исследуется философский вопрос - чем же является человек на самом деле. Какая же деталь неизменна в такой сложной конструкции под названием “человек”? Хоррор в этом случае - прекрасный выбор, ибо посредством ужаса можно со всей отчётливостью передать экзистенциальную остроту поставленных вопросов.
Я специально ничего не написал про сюжет, чтобы не спойлерить ключевые моменты, потому как именно сюжет позволяет ощутить те эмоции, которые в дальнейшем помогут вам понять природу человека.
2. The Stanley Parable (2011)
Вы читаете эту статью. А могли бы вы её не читать? Могли бы вы не кликать на карточку с заголовком этой статьи и не дочитать до этого места? А могли бы вы сегодня не включать компьютер/планшет или телефон? Или всё было предопределено заранее?
Притча о Стенли - это постмодернистское произведение о свободе выбора и его последствиях. Многие нынешние игровые проекты, включающие в себя возможность морального “выбора”, делают это максимально фиктивно, приводя нас к одному, максимум 2-м финалам. Притча о Стэнли иронизирует над этим, сделав главного героя офисным работником, которому по команде нужно жать на кнопки клавиатуры.
В игре мы слышим голос рассказчика, который указывает нам что делать, куда пойти и на какие кнопки Вашей клавиатуры жать. Однако у игрока есть возможность сделать иной выбор, нежели тот, который навязывает ему голос. Что интересно, самые интересные концовки достигаются неповиновением. Их тут, кстати, 20.
3. Мор (Утопия) (2019)
По сюжету мы играем за Артемия Бураха, который по просьбе своего отца приезжает в родной город после долгого отсутствия. Однако в первый же день нашего приезда отец загадочно погибает, а Артемий как никто другой подходит на роль убийцы. Нам предстоит разобраться, что же тут происходит.
Самое интересное в “Море” - это способность мира существовать без вас. Это означает, что если вы предпочтёте ничего не делать на протяжении отведённых12-ти игровых дней, то игра закончится и вы получите соответствующую концовку! Тут всё как в жизни, мир не крутится вокруг вас. Есть персонажи, которым нужна помощь, и если ты не предоставишь им эту помощь, они найдут её без тебя.
Мор учит нас ответственности за свои выборы, ведь бездействие - это тоже выбор. В игре много квестов, которые если вы не возьмёте в течении определённого времени имеют свойство пропадать, а персонажи не будут ждать вашего прихода день и ночь, как в том же ведьмаке. Они будут жить дальше. Игра вынуждает вас думать кому лучше помочь, а кого оставить без внимания. Кому жить, а кому умереть.
Если говорить про жанр мора, то авторы ознаменовали его так: “симулятор поведения человека, в условиях эпидемии”. В игре есть качественный сюжет, проработанный детектив и логика мира, граничащая с артхаусом.
4. The Talos Principle (2014)
Принцип Талоса - это игра в жанре философской головоломки, где суть геймплея — это решение спроектированных задач и изучение посланий, разбросанных по миру. Всё это нужно, чтобы понять с какой целью мы выполняем те или иные задания.
Сам же Принцип Талоса - это изречение, которое гласит, что каким бы ни были убеждения философа, его жизнь опирается на физическое существование. Взяв за основу это высказывание, команда, создавшая "Sirious sam", решила доказать его значимость.
В аудиосообщениях и текстовых документах игры протагонист находит записи учёных, которые рассказывают, что когда-то давно на земле произошёл конец света и всё что осталось людям, это создать проект, который переживёт создателей.
Этим проектом являемся мы. Тестовый мир, в котором андроид решает головоломки, попутно обучаясь человеческой культуре, это проект, нацеленный на создание разумного существа после мировой катастрофы. Главная задача игрока — это доказать, что он мыслит как человек, а не как машина, совершив несколько моральных выборов и собрав историю воедино. Таким образом в игре поднимается много вопросов: от "реален ли мир, в котором я живу" до "обладает ли ИИ сознанием".
5. Assassin's creed (2009)
Всем известная франшиза про ассасинов тоже посетила этот топ. Но почему именно первая часть, а не любая другая? Потому что именно первый ассасин выполнен в по-настоящему мрачных тонах, а каждый второй npc в игре норовит начать с вами беседу о духовном.
Так, в игре перед Альтаиром (протагонистом) стоит задача избавиться от 9-ти тамплиеров, чтобы заполучить частицу Эдема. Частица олицетворяет собой власть и контроль над материальным миром.
Но в сути, если разобраться в идеологии враждующих фракций, то тамплиеры выступают за тотальный контроль над людьми, а ассасины за анархичный нигилизм: “Ничто не истинно - всё дозволено”. Цель у враждующих кланов одна - привести человека в новый идеальный мир. Однако и ассасины, и тамплиеры достигают это такими путями, что в итоге противоречит их идеи. В этом случае цель не оправдывает средства.
Находясь на стороне ассасинов, как я уже сказал, наша задача - достать частицу Эдема, а по совместительству безграничную власть. Вся игра это конфликт Альтаира (по совместительству игрока) и идеологии которой он следует.
Эту статью, я бы хотел закончить простым тезисом: "игры - это искусство". Ведь если в начале своего пути игры действительно существовали, чтобы выполнять функцию "развлечения", то с течением времени этот вид искусства разросся и начал затрагивать серьёзные темы в своих произведениях.
Подписывайтесь на канал, буду радовать вас подобными статьями.