Это событие состоялось в 1969 году, когда к спутнику Земли отправился космический корабль Аполлон-12. Шесть американских художников использовали этот повод для своей художественной акции. Совместное произведение имеет в большей степени значение символическое, и главной целью авторов, скорее была идея создания необычной ситуации, чем знаковое послание Вселенной. Керамическая пластина, размером в дюйм представила двухярусную развеску, в которой верхний ряд заняли рисунок Энди Уорхола — стилизованные инициалы Энди, «Линия» Роберта Раушенберга, чёрный квадрат с тонкими белыми линиями Дэвида Новроса, а нижний ряд — «Схема» Джона Чемберлена, «Геометрический Микки Маус» Класа Олденбурга и сгенерированный компьютером рисунок под названием «Взаимосвязь» Форреста Майерса.
Форрест Майерс предложил сделать на керамической пластине миниатюрный музей и отправить его на Луну. Все попытки Майерса сделать это официальным образом через НАСА не увенчались успехом. Сегодня широко известна версия, что пластину на борт космического корабля удалось пронести без официального разрешения. Майерс связался с сотрудниками некоммерческой группы Experiments in Art and Technology, а также сотрудниками из Лабораторий Белла и Фредом Вальдхауэром, вместе с которыми было создано от 16 до 20 керамических пластин с выгравированными на них миниатюрами шести художников. Одна из пластин была передана на Лунный модуль, остальные разошлись между участниками этого проекта. Собственно размещение пластины на космическом корабле обеспечил Фред Вальдхауэр, подтвердив этот факт специальной телеграммой в адрес Форреста Майерса.
Первый художник на Луне. Энди Уорхол. 1969 год Факт проведения этой акции был скрыт от общественности до тех пор, пока Майерс не сообщил об этом New York Times, которая опубликовала статью о проекте 22 ноября 1969 года, через два дня после того, как экипаж «Аполлона-12» покинул Луну и за два дня до того, как они вернулись на Землю.
Представитель NASA, на вопрос New York Times об акции «Лунный музей» ответил:
«Я не знал, что художники присоединили к модулю свои работы, но если это правда, что им удалось сделать это каким-то тайным способом, я надеюсь, что произведение представляет собой лучшее в современном американском искусстве».
На самом деле, акция «Лунный музей» выглядит как ироническое развлечение, главная удача ее в том, что участниками стали, действительно выдающиеся авторы. В дополнение к шести работам Лунный музей также приобрел большую коллекцию фотографий; астронавт Алан Бин случайно оставил несколько рулонов отснятой фотопленки на лунной поверхности. Таким образом, часть снимков не вернулись с космонавтами.
ЛУННЫЙ МУЗЕЙ, 1969: ЭНДИ УОРХОЛ, РОБЕРТ РАУШЕНБЕРГ, ДЭВИД НОВРОС, ДЖОН ЧЕМБЕРЛЕН, КЛАС ОЛДЕНБУРГ, ФОРРЕСТ МАЙЕРС
Что это были за послания?
Стилизованные инициалы Энди, очень напоминающие нечто, что совсем не похоже на летящую ракету, как уверяет автор; «Линия» Роберта Раушенберга — простая черная линия, чёрный квадрат с тонкими белыми линиями Дэвида Новроса, «Схема» Джона Чемберлена, «Геометрический Микки Маус» Класа Олденбурга и сгенерированный компьютером рисунок под названием «Взаимосвязь» Форреста Майерса. Все выполнено схематично и предельно просто.
Лунный музей вошел в историю, как одна из самых глупых вещей, которые человечество отправило в Космос, но эта ироничная акция отразила вечное стремление художников оставить свой след в искусстве за пределами обыденности.
Итак, они сделали это… и никому не сказали, пока Аполлон-12 не отправился назад на Землю. Это было частью тайного плана? Или никакого Лунного музея не было? Мистификация — часть искусства. Возможно, когда-нибудь человечество узнает состоялось ли это событие. На Луне нет атмосферы, а значит, все, что там остается, может жить вечно.
В 2019 году 1 апреля стартовал Международный проект "Первая Выставка на Луне" от Творческой Мастерской Рябичевых, Журнала АРТ-Релиз.РФ, Академии народного искусства и Академии аналитического искусства. Современные художники посвятили свою выставку не только идее авторов 1969 года, но, в первую очередь, началу эры освоения Космоса советскими учеными.
Первая Выставка на Луне (англ. First Exhibition on the Moon) — международный, интерактивный, художественный проект, впервые реализованный к шестидесятилетию начала эпохи изучения Луны космическими средствами, когда в январе 1959 года в Советском Союзе был произведен запуск автоматической межпланетной станции (АМС) «Луна-1» — первого космического аппарата, отправленного в сторону Луны. Также проект посвящен пятидесятилетию Лунного Музея (англ. Moon Museum, 1969). «Первая Выставка на Луне» стартовала в преддверии Дня космонавтики 1 апреля 2019 года.
Событие началось с виртуальной выставки и трансформировалось в мультимедийный художественный процесс, к которому присоединяются новые участники. Идея проекта зарегистрирована. Суть проекта — систематизирование и исследование авторских идей — научных, философских, художественных, рассматривающих взаимосвязи человека и мироздания, науки и искусства, аккумуляция сведений о новых исследованиях, открытиях, направлениях и авторских концепциях, преимущественно участников проекта. Основной состав участников — авторы известных достижений, внесших существенный вклад в развитие различных сфер творческой деятельности.
Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%92%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B5