Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Что самое интересное в сюжете «Дело Пёстрых»?

Кино-детектив «Дело Пёстрых» (1958) удивителен сам по себе – он динамичен, ярок (хотя, и чёрно-белый!), неожидан и – одновременно банален. В нём есть шикарные типажи-маски, совершающие плохие или хорошие поступки – сообразно штампу, но имеется и нехарактерный для прямолинейных сюжетов момент: осознание, исправление преступника или оступившегося парня - на глазах у зрителя. В 1950-х это было новинкой, а «исправление» подразумевалось за кадром, уже в тюрьме.

Зловеще-карикатурный представитель богемы по имени Арнольд пытается испортить хорошую девушку Лену... Скриншот. Источник - YouTube.
Зловеще-карикатурный представитель богемы по имени Арнольд пытается испортить хорошую девушку Лену... Скриншот. Источник - YouTube.

Но самой занятной линией оказались не жулики-убийцы и не бравый розыск, а …зловеще-карикатурная богема, в которой авторы соединили всё то мерзкое, что бытовало в советском обществе – от поклонения Западу и «обезьяньим танцам» до склонности к уголовным проявлениям. Собственно, компания лощёного и противненького Арнольда оказалась втравлена в преступную деятельность бандитов. В фильме они, конечно, фееричны, однако, в книге поданы – лучше. Ярче.

Личности неприятные и - колоритные. Скриншот. Источник - YouTube.
Личности неприятные и - колоритные. Скриншот. Источник - YouTube.

Одноимённая повесть Аркадия Адамова вообще намного интереснее, а киноверсия – лишь банальная иллюстрация к популярной в те годы книжке. Поэтому смотреть отрывки, связанные с пошловатым и криминальным бомондом, надо вместе с чтением соответствующих фрагментов повести – получается страшновато-забавная картина. Да, начну с того, что по советской литературно-кинематографической традиции приличных молодых людей Арнольдами не называли - подробнее об этом – здесь.

Если судить по книге, они должны были выглядеть примерно так... Фото автора с выставки «Время стиляг». 2008 год.
Если судить по книге, они должны были выглядеть примерно так... Фото автора с выставки «Время стиляг». 2008 год.

А мы вернёмся в шикарную квартиру «аристократа» Арнольда и посмотрим, чем заняты его эстетные приятели. «В комнате Арнольда стоял полумрак. К своему удивлению, Лена застала здесь нескольких юношей и девушек с ее курса. Лена никогда не видела их одетыми так крикливо и безвкусно: пёстрые галстуки, длинные, мешковатые небесно-голубые или ярко-желтые пиджаки, узенькие брюки юношей, аляповатые, открытые, тоже очень пёстрые наряды девушек»*.

Ещё одна карикатура на стиляг. Источник - https://www.pinterest.ru/
Ещё одна карикатура на стиляг. Источник - https://www.pinterest.ru/

Нам ненавязчиво показывают, что перед нами – карикатурные стиляги с их бессмысленно-яркими галстуками, ненормальных цветов пиджаками и декольтированными платьями «чувих». Заметим, что дважды (!) в описании звучит прилагательное «пёстрый», вынесенное в название книги/фильма и – соответственно - банды. Однако Пёстрые – это не эти стиляги-мажоры, а другие – матёрые уголовники. Но те Пёстрые и эти – «в пёстром» находят общий язык. Простоватый, но мощный символизм 1950-х годов!

Модная девица изумляет свою деревенскую мать... Источник - https://www.pinterest.ru/
Модная девица изумляет свою деревенскую мать... Источник - https://www.pinterest.ru/

Дальше – круче. «У всех присутствующих на груди были металлические жучки с белым крестиком. Юноши закалывали ими галстуки, девушки носили их вместо брошек. На вопрос Лены Арнольд ответил важно: — Это наш знак». Это уже напоминает какую-то подпольно-антисоветскую игру. В те годы были крайне опасны такие квартирные «объединения», со значками и особой идеологией, отдающей фашизмом. Это грозило серьёзными статьями УК – даже похлеще, чем за обворовывание квартир.

 Фрагмент из фельетона «Стиляга» автора Д. Беляева. Фотография страницы из журнала «Крокодил».
Фрагмент из фельетона «Стиляга» автора Д. Беляева. Фотография страницы из журнала «Крокодил».

Слушаем дальше. Чем заняты младые интеллигенты со снобистскими закидонами? «Потом толстяк Камов поднялся и стал читать стихи, непонятные, надрывные: «Я — бог таинственного мира… Мне нужно то, чего нет на свете… Чёрный ангел творит задумчивый полёт…» Там были «флейты любви», «вещий зов пророка», «молитва тоскующей скрипки» и тому подобная чушь». О! Стилистика начала XX века и - дореволюционной России.

Типичное стихотворение и - рисунок 1950-х годов. Смешение всего - если он стиляга, то непременно тунеядец, глупец, подонок...  Источник - https://www.pinterest.ru/
Типичное стихотворение и - рисунок 1950-х годов. Смешение всего - если он стиляга, то непременно тунеядец, глупец, подонок... Источник - https://www.pinterest.ru/

Кого же цитирует начитанный парень? Прямо построчно: Фёдор Соллогуб, Зинаида Гиппиус, Лев Кобылинский (теоретик символизма!), Анна Ахматова. В те годы Серебряный век ещё не вошёл в «официально-разрешённую» моду, как это случится в конце 1960-х, поэтому автор детектива был вправе и – должен обозвать это «чушью». Не правда ли, забавное сочетание – стиляжьих шмоток со знанием изысканных стихов? Идём дальше?

В фильме всё сведено к попыткам грубо поцеловать девушку...
В фильме всё сведено к попыткам грубо поцеловать девушку...

«Вслед за Камовым другой однокурсник Лены, Растягаев, стал рассказывать содержание прочитанной им книги. Его слушали со страхом и почтением. Зловеще понизив голое, Растягаев говорил, что автор книги объявляет труд позором, уделом рабов, что борьба за власть есть сущность всего живого, что только каста господ может владеть и править миром» - это уже какой-то социал-дарвинизм и даже хуже. Несколько смахивает на отдельные высказывания Фридриха Ницше и, видимо, он подразумевался.

Арнольды проповедуют красивую жизнь высшей расы. Смешно. И жутко.
Арнольды проповедуют красивую жизнь высшей расы. Смешно. И жутко.

Что нам показали в кинокартине? Танцульки, выпивку и попытки поцеловать симпатичную девушку Лену, которая этому воспрепятствовала. В общем-то киношная «плесень» явлена куда как более невинной, чем та, что в повести. Но в обоих случаях этот около-элитарный гадючник с его асоциальным поведением смотрится весьма колоритно, чего нельзя сказать о положительных персонажах.

Zina Korzina (c)