Всем зашедшим - большой привет! Продолжаем цикл рассказов про авиакомпании России, и сегодня у нас авиакомпания, образованная в 2002 году и вполне существующая сейчас - встречайте, Якутия!
Авиакомпания Якутия была основана в 2002 году после слияния Якутских Авиалиний, образованных еще на базе советского авиаотряда, и авиакомпании Саха-Якутия. Последняя, кстати, эксплуатировала самолеты А-310, которые после объединения вернулись лизингодателю. Так что флот новообразованной авиакомпании составили самолеты, оставшиеся от советского авиаотряда - Ту-154 и Ан-24.
Однако, использование Ту-154 в авиакомпании были вполне оправданным, и иногда даже играло на руку авиакомпании. (Из моего рассказа про авиакомпанию КМВ, почитать тут) ) ""В середине двухтысячных годов состояние ВПП аэропорта Минеральных Вод настолько ухудшилось, что стало требовать ремонта. В 2006 году руководство аэропорта приняло решение строить новую полосу, а со старой ничего не делать. Состояние "бетонки" представляло угрозу для самолётов семейства а-320, а особенно опасной оно стало для b-737,так полюбившегося в то время российским авиакомпаниям. Из-за низкого расположения двигателей была велика вероятность попадания посторонних предметов в двигатели лайнеров. На этом фоне авиакомпании стали уходить из аэропорта Минеральных Вод... Но только не "Кавминводыавиа"! Ту-154 за счет расположения двигателей этой проблемы не имел, и в конце концов "Боинги" и "Аэробусы" российских авиакомпаний заменились "Кавминводовскими" "Тушками". "" Однако, не только Кавминводы пользовались плохим состоянием ВПП для того, чтобы летать на Кавказ. Именно Якутия в то время активно завоевывала южные направления, и была практически единственным конкурентом на этом направлении. И руководство аэропорта ничего не могло с этим поделать - действительно, не запрещать же отдельно взятой авиакомпании летать в аэропорт!
Приказ о создании авиакомпании был подписан в 2002 году, однако первый собственный рейс авиакомпания выполнила только 21 января 2003 года - Ту-154М вылетел из Якутска в Москву, и именно в январе авиакомпания отмечает свой день рождения. Для авиаперевозок внутри республики до 2019 года использовались самолеты Ан-24 еще советского производства. Однако, они не были безальтернативными - во флоте Якутии сейчас 6 канадских Bombardier Dash8 Q -300 и -400 - по 3 самолета каждой модификации. Выбор самолетов очевиден - они достаточно неприхотливы и являются прекрасной альтернативой Ан-ам.
Однако, не стоит думать, что после вывода из флота "Якутские" Ан-24 отправились на металл. Дело в том, что в 2016 году Якутия купила Полярные авиалинии - авиакомпанию, обеспечивающую полеты на севере нашей страны - в том числе, полеты на Ан-2 в отдаленные поселки республики Якутия. Сейчас авиакомпании "Якутия" владеет 100% -1 акциями Полярных авиалиний, и именно туда были переданы списанные Ан-24. Однако, Ан-24 и Dash 8 - не единственные региональные самолеты, бывшие у авиакомпании...
Якутия была единственным в России гражданским эксплуатантом Ан-140 (почитать про этот самолет можно здесь: тык). Перспективный и, вроде бы, неплохой самолет, попал в авиакомпанию в количестве четырех штук - один купили, а остальные самолеты были взяты в лизинг. А дальше - типичная для постсоветских самолетов проблема с послепродажным обслуживанием. В марте 2013 г. представители авиакомпании Якутия утверждали, что что республике нужны порядка 30 самолетов Ан-140. И это при том, что к тому моменту из четырех самолетов эксплуатировался только один. Остальные по различным техническим причинам стояли в ангарах в ожидании запчастей. А купить их не могли из-за их дороговизны. При этом, наибольшее количество инцидентов и поломок было связано с украинскими двигателями. Качество сборки на Мотор-Сиче было отнюдь не самым высоким, а за новый двигатель производитель просил ровно $400 тыс. Всего за несколько лет с двигателями Ан-140 было 29 различных инцидентов. Так что в 2016 году история гражданской эксплуатации Ан-140 в России, к сожалению, завершилась. Очередная замена Ан-24 канула в лету...
Раньше у авиакомпании были и дальнемагистральные самолеты Боинг 757-200. Потом они были переделаны в грузовые, а позже распроданы - один из самолетов, с логотипом Авиастар-Ту, до сих пор стоит во Внуково.
Все мои рассказы про Российские авиакомпании можно найти здесь:Ангара; Аврора; Полет; Атлант-Союз;Трансаэро;Саратовские Авиалинии; Вим-Авиа;КавМинВоды;Sky Express;Внуковские Авиалинии; Мавиал;ОмскАвиа;Пулково; Red Wings; АЛК;Алроса; КрасЭир; Orenair;Nordwind; Дальавиа; Байкал; БАЛ; Татарстан
Современный флот авиакомпании представлен как зарубежными самолетами (Боинг 737, 757), так и российскими. 5 суперджетов авиакомпании (3 в модификации В, и два - в LR) - частые гости в столичном аэропорту Внуково, где базируется Якутия. А на МАКС-2019 был подписан контракт на поставку еще 10 самолетов.