Найти в Дзене
Исторические напёрстки

Хазарин! Кто таков Ты, где Тебя копать прикажешь? (обзор археологических поисков Каганата)

В чем главная трудность в поисках «страны-призрака» Хазарии — вам ответит любой начинающий археолог. Дело в том, что хазары изначально были кочевым народом, постоянно контактировали с такими же древними тюрками, долго соседствовали с многочисленными этносами алан. Жили в местах, которые были «проходным двором» для сотен племен со времен еще до-Геродотовских. Но кое-что понять можно, вычленить в мировой археологии следы этого народа — тоже. Поскольку автор предпочитает порядок в головёшке собственной, отползем пока от границ древней Руси и постараемся найти то, что безапелляционно относится к Хазарам. Чтобы в дальнейшем мух от котлет уверенно отделять. Берем лопаты и вперед…

Трудности поиска. Самый верный способ найти что-либо — свериться с летописными источниками, понять примерную географию объектов, а уж после отправляться лопатить кубометры грунта. Нужно хорошо представлять — что именно ищешь. Самое вкусненькое — это города с их многочисленными культурными слоями и погребения-захоронения. В случае с хазарами наука поступила именно так. Поехала в Крым, где хазары точно были замечены византийцами, активно там воевали, торговали, осели и ассимилировались довольно определенно. И… села в лужу, нужных товарищей там не нашлось почти, сплошные непонятки только. Потом землеройная братия переместилась на Кавказ, дело пошло веселее...

Городище-крепость Саркел (Иллюстрация из открытых источников)
Городище-крепость Саркел (Иллюстрация из открытых источников)

Хазар следует понимать как конгломерат целого ряда народностей, что объединяется общностью черт материальной и духовной культуры. Совсем не обязательно, что описанный в источниках Хазарский каганат — величина неизменная и постоянная. Новые этнические группы регулярно вливались в хазарскую среду, добавляя их культуре свои особенности. А кто-то, наоборот, откалывался от Хазарии, унося общие прежде традиции на тысячи километров по всем сторонам света. Этим и сложна задача идентификации. Но сначала разберемся с этим именем…

«Хазар». Вопрос до сих пор, если справедливо рассудить, — спорный. Одна из версий называется «тюркская» (оооочень широкая с массой вариаций); другая — «иранская». Ну и третья — «автохтонная», самая смелая. Каждая выдвигает свои аргументы в пользу… так сказать. Происхождение этнонима «хазары» можно вывести из персидского «hazar» — «тысяча», из тюркского «ку са» — «двигаться, кочевать» (отсюда «ку са ар» — «кочевой народ») Сторонники автохтонного происхождения этноса хазар сметают это всё в корзину и уверены, что речь идет о неизвестном вымершем языке. И точка. Проблема становится вообще неразрешимой.

Включаем думалку. Разумеем факт, что в период раннего средневековья тюрки Восточной Европы — это «аццкие котлы» ассимиляции и смешения. По-научному — этнически неоднородные объединения. Хазары яркий тому пример. В свой словарь, помимо собственно тюркских (огуроязычных) явно вобрали угро- и ирано-язычные элементы. Называться этот гуляш мог как угодно, вплоть до ситуативных определений. В зависимости от исторических, географических, политических обстоятельств.

Цепляясь за самоидентичность, хазары могли обозначить себя по имени мифических предков-основателей. Как вариант (что лично автору заходит более всего) это мог быть эпоним «Хазариг» — первый легендарный вождь народа хазар. Но личные симпатии к делу не подошьешь, пробуем на зуб все варианты.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Возьмем в качестве аналогии этноним «булгары». Это вполне определенные и многочисленные огуроязычные тюркские племена Северного Причерноморья. С тогдашнего тюркского языка слово «п лхар» (чуваш. Пăлхар, тат. Bolğar) переводилось как «мятежник, бунтовщик». Возникло сие обидное прозвание во времена беспощадных войн. Союза племён «булгар» с Аварским и Тюркским каганатами. Вот и этноним «хазары» вполне мог сформироваться по таким же чертежам, чому ни...

Другая, очень симпатичная и правдоподобная версия подталкивает нас к слову «бродники». То есть, не лишним будет попробовать на зуб версию, что этноним «хазар» возник вследствие их географического положения. Сидели сиднем и контролировали нижне-волжские и нижне-донские переправы. Вполне могли получить наименование — «люди брода», что напрямую отправляет к слову «каça ар».

Подтверждение этой версии, пусть умозрительное, можно найти в русских летописях, записках гейропейских путешественников в Золотую Орду. Этнос «бродников» четко локализуется ими в землях бывшего Хазарского Каганата. Мог произойти перевод этнонима на русский язык? С учетом, что остатки хазар ко времени нашествия монгол были в значительной степени славянизированы? Думаем…

Постоянного читателя «Артема Антонова» попрошу дать развернутый и толковый комментарий по сему вопросу. Как и других гостей канала, что глубоко понимают тему. Буду признателен…

Еще вариант: общий для ряда среднеазиатских тюркских и иранских языков — понятие «гузар». Например, в таджикском — имеет значение «проход в горах». Тут вообще лес тёмный, но выкидывать из анализа преждевременно.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Копаем Кавказ! Ладушки… Современные представления о подконтрольных хазарам территориях (с якобы массовым их обитанием) простираются: от реки Северский Донец до дельты Волги — на востоке. От северных границ Кавказа (г. Дербент) и западного побережья Каспия — на юг. Ничего так себе ареальчик. С десятками устойчивых культур до и после загадочного Хазарина.

Время существования Каганата — это VIII-X века. Что есть у археологов из понимания того периода? Только типологически и исторически связанная — очень самобытная, ярко выраженная салтово-маяцкая культура. Сегодня ее сравнивают с государственной хазарской. Ой ли? Угробив несколько бесценных дней на зубодробительные диссертации, засомневался крепко. Хоть не археолог ни разу, но спросить кого поумнее — возможность была. Для подтверждения собственных подозрений.

Трудность идентификации вот в чем: существуют два основных варианта салтово-маяцкой культуры. Различаются крепко по климатически-географическим зонам. Есть «аланская» — лесостепной ареал. И степная «болгарская». Если совсем упрощенно — «Кавказ VS Азия», «аланы VS предки тюрок-болгар». Обе культуры тех веков нарушают логику исторического процесса — ни одна не вытесняет другую. Каждая имеет свои характерные черты. Полное и гармоничное тождество тогда выходит? Единение? Но такое может возникнуть только под мощным прессом крепкого государства… Хазарии?

Пока кручи кавказских гор оставим в покое, там есть немало интересного. И очень даже спорного. Если завяжется адекватное толковище в комментариях — напишу пару статей о возможных столицах «Старой Хазарии» — Варачане-Беленджере-Семендере в Дагестане…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Захоронения. Мало что говорят, больше путают. Адова закваска десятков народностей Хазарии имела различия в погребальной обрядности. Катакомбный — это аланы в большинстве своем. Их черепа характерны, спутать трудно. Ямные погребения — это европеоиды-брахикранамы с налетом монголоидности. То есть, булгарский «черепной» след, что найден на территориях Волжской Булгарии и Дунайской Болгарии, в степях Крыма. И весь этот компот органично сосуществует друг с другом, в одно время… С поразительно малым числом именно хазарских захоронений, что курганные изначально. Как понимать?

Городища и города. Хорошо, население Хазарского каганата — это не только кочевники, найдено более сотни поселений с обширными следами земледельческого хозяйства. Крепкие дома, загоны для скота, своеобразные сооружения-хранилища, множественные надворные постройки. Есть основательно изученная крепость Саркел из кирпича. Культура богата: следы массового рыбного промысла, скотоводства, гончарного ремесла и металлургии. Был свой алфавит — найдено немало рунических граффити, пусть пока и не расшифрованные. Кладбищ вокруг тьма…

Ну нашли. Ну сложили в груды весь материал. Могильники на свет божий вывернули… Выводы-то какие? А никаких определенных, только сонм версий. Пока не найдутся письменные источники, которые могли бы разъяснить пантеон чтимых божеств в разноплеменной Хазарии — жуем поп-корн, запиваем вискарем. Потому как тупик. Найденные в раскопах символы и амулеты не дают возможности точно определить мифологию и верования населения салтово-маяцкой культуры..

Богиня-мать хазар (золотой амулет) (Иллюстрация из открытых источников)
Богиня-мать хазар (золотой амулет) (Иллюстрация из открытых источников)

Кому поклонялись? Есть немало металлических амулетов, помянутых выше граффити, разные тамги, символические знаки, керамические клейма, талисманы. И что? Лишь указывают на некие размытые традиции культов кочевников, подвергнутых ассимиляции оседлым населением. С тотемами, культом предков, нагуализмом, промысловым и аграрным культом, махровым шаманизмом. Все перепутано и переплетено с более поздними культурами.

По косвенным данным можно предположить (с совой на глобусе), что рулил всем этим сакральным балаганом Тенгри, как верховное божество. На уровень ниже — находился культ вождей и каких-то особо почитаемых жрецов-шаманов. Ни о каком внятном проникновении в этот Пантеон: ислама, иудаизма или христианства — даже не подходите, не было от слова «совсем». Хотя Хазария граничила со всеми этими адептами, а общины «древнего народа» были везде. Но, скромненько хоронили своих на обособленных клочках земли, от глаз подальше. Опять же… Это говорит о сильном и мощном государственном давлении в вопросах «чужих религий». Что на пинковой тяге отправляло проповедников других культов восвояси.

Умные люди посоветовали заглянуть в археологию Крыма. Окунулся. Выпрыгнул из этого котла с громким матом и желанием собственноручно погубить весь научный мир поименно. Вам тоже не советую искать следы Хазарии там. Если не хотите подвергнуть мозг изощренному насилию в позах, запрещенных даже Камасутрой. Но заключение выдам такое: хазары там были. Немногие и недолго. Всё, что можно отнести к хазарам, VIII-Х веков — весьма спорно. Отчетлива лишь традиция местных оседлых «тюрок-болгар». Которые на протяжении этого периода соприкасались с культурой Константинополя и центральных провинций Византийской империи.

Хазарский могильник в Крыму (Иллюстрация из открытых источников)
Хазарский могильник в Крыму (Иллюстрация из открытых источников)

«Неуловимые» столицы Хазарии. Тут тоже все печально было во все времена. Легендарная столица Итиль до сих пор не найдена, если честно. Но кое-что проклюнулось в 2008 году. Совместная экспедиция археологов Астраханского госуниверситета и Института этнологии РАН работала на Самосдельском городище Камызякского района Астраханской области. Вроде громко крикнули о сенсации — мол, найдена древняя столица Хазарии. Ага…

По ряду косвенных признаков — вроде да. Может быть легендарным Саксином, важным торговым узлом низовьев Волги. Но база находок очень скудная, большое подозрение в «богатстве и блеске» возникает. Но есть интересный косвенный аргумент, что не позволяет спихнуть «сенсацию» на обочину, в раздел «байки».

Арабский путешественник ал-Гарнати упоминал, что «этот город» стоял на развалинах хазарского Атиля (Итиля). Хм… Под предполагаемым Саксином действительно найдены следы хазарского поселения. А самым убойным аргументом археологов Самосдельской экспедиции является крепость. Фундаменты отчетливые, да. Остатки стен сложены из кирпича. По арабским же источникам — это знак царской привилегии. Другим феодалам не положено было иметь защитных сооружений в своих городах-резиденциях, чтобы налоговая с палачами могли заезжать свободно на душевные разговоры, в случае чего. Вторая такая «царская ставка» с кирпичными стенами — разрушенная Святославом и печенегами (с аланами) в Саркеле.

Радиоуглеродный анализ хазарских слоев тоже указал на VIII и IX века. Следы пожара прерывают этот период. Кто спалил городок — бог весть, но не Святослав (авторская точка зрения). Так почему научный мир скептически смотрит на «открытие»? Причин много. Размеры маловаты (смешны, если уж совсем честно). Как города, так и крепостных обводов. Находки скудноваты, типичных хазарских предметов — почти нет. Как и намеков на письменные артефакты — резьбу, граффити и т.д…

«Марсианский алфавит» хазар (Иллюстрация из открытых источников)
«Марсианский алфавит» хазар (Иллюстрация из открытых источников)

Но версию сбрасывать нельзя полностью. Поскольку других крепостей в устье Волги пока не обнаружено. Хотя… Придется поглядеть на Каспий и уровень Волги в те бородатые времена. Завтра ожидайте думки тяжкие, на сегодня хорош — итак много букофф получилось.

Где на Руси хазар искать? Как обычно, на десерт — вишенка на тортик. Есть ли хоть что-то, помимо волшебных упоминаний в «Повести временных лет», — указывающее на присутствие угнетателей-хазар в полосе границ расселения порабощенного славянства? Ну давайте кратко пробежимся. Письменные источники говорят — хазары были. В низовьях Волги прям на головах друг у друга сидели. Жировали и процветали. Археологии такого демографического бума и урбанистики — ноль.

Те же летописные каракули в одну душу молчат, что на Среднем Дону кипела активная жизнь. И археологии здесь — копай не перекопай. Аккурат периода раннего Средневековья, тех годов. Когда Великая Хазария процветала. Сегодня тормознем у могильников, поскольку именно они точно указывают на этническую принадлежность местного населения.

Телетайпно что можно обозначить.

  • Многочисленные могильники Подонья очень схожи с аланскими. Именно схожи. Отличаются по форме деформации черепов и положению тел, входов в погребальные камеры, набор вещей для покойников. География очень обширная: от Харьковская области — до Белгородской и Воронежской.
  • Второй большой массив захоронений — не аланские. Но не курганные хазарские. Именно в них найдено немало оружия. На очень качественных изображениях (тонкая резьба по кости) отчетливо видны конные воины в дорогих доспехах. Хвосты у лошадей подвязаны.
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)
  • Остальные захоронения (числом чуть меньше) оставлены близкими к аланам этносами. Немало кремаций славян. А в Донской лесостепи — захоронения венгров, волжских булгар и причерноморских адыгов. Что они тут делали столь продолжительное время?

Обращает внимание, что все погребения проводились с нарушением и вольной трактовкой погребальных обрядов «исторической родины». Есть типичные могильники кочевых племен. Но они не пересекаются с «оседлыми погостами» возле городищ. В сухом остатке получаем: все захоронения делятся: на три группы «аланского направления» и пять — «не аланского». Какого? Какого угодно (славяне, венгры, буртасы, булгары и бог весть кто еще). Ни одного хазарина даже близко не найдено. Даже с намеком тусклым…

Основная масса культовых предметов в могильниках — исключительно языческие. В аланских — солярные символы (птички, колесовидные амулеты). Из привозного — сирийские бусы и амфоры, качественные персидские вещи и золотые украшения. Ни одного европейского (норманнского или франкского) меча. Никаких пожаров и разрушений городищ не обнаружено. Мирная, спокойная, многолюдная жизнь… Богатая, к слову сказать. Не один век…

Вот и думаем теперь — чтобы это всё значило? Версии ссыпаем в комментарии.

Продолжение следует.

-10

Читайте по теме: