Найти тему
Лабиринт

Рэй Брэдбери. Путеводитель по мирам мастера, вымышленным и настоящим

Оглавление
16+
16+

Классик научной фантастики, человек, научивший человечество мечтать, великий и прекрасный Рэй Брэдбери. Он действительно, без преувеличения, культовый писатель — нежный философ, ласковый гений, даже в своих самых мрачных и страшных вещах он пугал читателей бережно, словно мудрый родитель, разъясняющий детям основы беспристрастного бытия.

Известный литератор и публицист, Брэдбери много лет выступал автором и ведущим телепрограммы «Театр Рэя Брэдбери» и сам, пожалуй, был человеком-театром. За всю жизнь он написал более 800 произведений, среди которых сотни рассказов, десяток романов, шесть повестей, несколько сценариев и пьес, бесчисленное множество статей, эссе, стихотворений и ироничных заметок. И хотя Брэдбери считается признанным мастером научно-фантастической прозы, мэтр знал толк в добротном фэнтези, стильном нуаре, мрачноватой антиутопии и ужасах, психологическом романе и трепетной поэзии. Его истории во многом философские притчи и светлые сказки для взрослых.

Рассказываем о самых значительных произведениях мастера.

«Пойманное и закупоренное в бутылки лето»

Рэй Брэдбери трепетно относился к своей семье и собственным воспоминаниям. Многие его родственники не раз становились прототипами персонажей, а сам автор воплотился в Дугласе Сполдинге и его брате Томе. Цикл рассказов, написанных с 1946 по 1957 год, Брэдбери переписал несколько раз и объединил в повесть, навсегда венчавшую его гениальным певцом взросления. Затем был еще один несколько раз переработанный сценарий. После — остатки первой повести, изданные спустя полвека после первой. Словом, три книги с необычной издательской судьбой — концентрированное детство писателя. Его воспоминания о годах, проведенных в Уокигане, известном всему миру как Гринтаун.

«Вино из одуванчиков»

Фото: ostorogno_pingvini (instagram)
Фото: ostorogno_pingvini (instagram)

Детство, как и лето, не может длиться всегда. Но то, что пролегает между началом и концом, согрето солнцем и пронизано светом. Три летних месяца 1928 года стали не только самыми главными в жизни братьев Тома и Дугласа Сполдингов, но оставили след в мировой культуре. Это череда добрых и теплых событий, горечь первых утрат и сладкий привкус приключения. Эта история, по словам самого автора, лето на языке — но читать ее можно в любое время года. Она согревает само сердце.

«Надвигается беда»

Фото: fanzon_portal (instagram)
Фото: fanzon_portal (instagram)

Роман, который вырос из сценария, написанного через пять лет после выхода первой книги. Двое мальчишек, тайком пробравшихся ночью на карнавал, стали свидетелями удивительного происшествия. Сорокалетний Кугер превратился в двенадцатилетнего мальчика. Но это не последнее, что они увидели тогда, и не самое страшное. Жители городка вот-вот станут зомби — спасение в руках маленьких беглецов.

«Лето, прощай»

-4

Эта книга состоит из глав, удаленных из романа «Вино из одуванчиков». Первая книга получилась настолько масштабная, что издатель боялся — читатель не осилит такой объем. И сократил том вдвое. Пройдет 47 лет и «Лето, прощай» увидит свет как самостоятельное произведение. Это события, произошедшие спустя два года. Дуглас Сполдинг повзрослел, но все так же чутко впитывает в себя окружающий мир и учится быть в ладу с собой и другими.

«Расплавьте все ружья…»

Когда-то сам Брэдбери жил в Лос-Анджелесе и застал знаменитое переселение его жителей с побережья океана. Воспоминания тех лет и общее впечатление о Калифорнии стали основой Голливудской трилогии. Сложно сказать, что это — мистические детективы, психологические триллеры или даже трагикомическая психологическая проза. С Брэдбери наверняка знаешь только одно: будет стильно, интригующе и очень философски.

Фото: evlasheva_d (instagram)
Фото: evlasheva_d (instagram)

Роман Брэдбери, написанный через двадцать с лишним лет после «Надвигается беда», удивил всех. «Смерть — дело одинокое» — это дань памяти «крутым» детективам Р. Чандлера и Д. Хэммета и классическому голливудскому нуару.

«Смерть — дело одинокое» — фраза, услышанная одним незадачливым писателем на улице. Читатель так и не узнает имя главного героя, но вместе с ним и детективом полиции Элмо Крамли, к слову, тоже никому не известным автором некой рукописи, расследует серию убийств, потрясших скромную Венецию — не ту, что с каналами, а в штате Калифорния.

«Кладбище для безумцев» — еще одна история голливудского цикла. Встретить в Хэллоуинскую ночь на знаменитом кладбище известного магната — почему нет? Главный герой первой части трилогии, фантаст, подвязавшийся сценаристом, и не такое видал. Загвоздка в том, что увиденный им бизнесмен вот уже двадцать лет как мертв. Эта книга не просто баланс на грани нуара и ужасов, а дань ушедшей эпохе — блестящему черно-белому Голливуду, воплощению отточенного стиля.

События романа «Давайте все убьем Констанцию» переносят читателя в 1960-й год, на 11 лет спустя после событий первой книги. Стареющая звезда Голливуда Констанция Раттиган получает две странные депеши — телефонный справочник и список именитых фамилий, помеченных крестиками. Наш безымянный писатель и его приятель, детектив Элмо Крамли снова ввязываются в расследование цепочки загадочных убийств.

«Когда жизнь хороша, спорить о ней незачем»

У него была безграничная фантазия, больше напоминающая дар предвидения, взгляд в иное измерение. Его фантастические произведения отчасти похожи на предостережение — посмотрите, что может произойти, вы в силах это предотвратить. Он не пугал ради страха, он показывал изнанку мира, будто выпячивал человеческие недостатки, допуская, что волшебство здесь, рядом. Просто не всем дано смотреть и видеть.

«451 градус по Фаренгейту»

Фото: olesyanartova (instagram)
Фото: olesyanartova (instagram)

Культовая антиутопия, получившая массу престижных наград и послужившая основой нескольким экранизациям и театральным постановкам, стала предметом многих обсуждений в стиле «о чем хотел рассказать автор». Говорят, в основе идеи лежала нацистская кампания по сожжению книг. Видели исследователи в романе аллегорию тоталитарного государства, где жизнь всякого гражданина строго цензурирована. Считалось, что книга — выходившая поначалу в сокращенном виде без ведома автора — реакция на политику маккартизма. Но сам Брэдбери утверждал, что просто обеспокоен тем, как телевидение вытесняет литературу. Герои романа спасают книги от огня и заучивают их содержание наизусть. Они живут в недалеком будущем и мечтают об одном — сохранить остатки культуры, чтобы было из чего ее возродить, когда неминуемая катастрофа случится.

«До чего же здорово мне жилось! Неужто я такое вытворял?»

И, наконец, еще одно виртуальное путешествие — что-то случалось на самом деле, что-то — плод воображения гения яркого драматичного сюжета. Ему никогда не было одиноко:

«Я никогда не слушаю никого, кто критикует мои космические путешествия, мои аттракционы или моих горилл. Когда это происходит, я просто упаковываю моих динозавров и выхожу из комнаты».

«Марсианские хроники»

Фото: booky_wife (instagram)
Фото: booky_wife (instagram)

«Марсианские хроники» — сборник знаменитых новелл, разобранных на многочисленные цитаты. Брэдбери использовал свой талант великолепного рассказчика, чтобы поговорить о цензуре, расизме, ксенофобии и жизни в постоянном страхе перед катастрофой. Колонизация Марса в рассказах Брэдбери — всего лишь повод обсудить проблемы землян.

«Гринтаун. Мишурный город»

Фото: rita.murasho8a (instagram)
Фото: rita.murasho8a (instagram)

Этот сборник — уникальная коллекция короткой прозы, ранее не переводившейся на русский язык. Возможность открыть для себя Брэдбери-поэта, узнать о его жизни от первого лица — книга полна воспоминаний, теплых и ироничных, снабжена рисунками и фотографиями. Если предыдущие книги — тур по вымышленным мирам писателя, эта — экскурсия в его реальность.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы иметь книжные рекомендации на любой случай!