Найти тему
Жизнь VS Кино

"Транзит" - красивый и грустный фильм о невозможности убежать от себя

Оглавление

В 2014 году умер Харун Фароки, учитель, друг и соавтор сценариев многих фильмов Кристиана Петцольда. В 2015-2016 годах в Европе разразился кризис беженцев. В 2017 Петцольд завершил работу над фильмом "Транзит".

Транзит /Transit (2018) реж. Кристиан Петцольд

Время и место действия фильма - Франция начала нацистской оккупации. Но в фильме нет никаких исторических декораций. В кадре Париж и Марсель 21-го века, а облавы проводят современные полицейские. Считается, так режиссёр выразил отношение к проблеме мигрантов - вчера русские, немцы, сегодня сирийцы, завтра кто-то ещё, беженцем может стать каждый. Но, согласно Петцольду, не столько в буквальном, сколько в экзистенциальном смысле этого состояния.

Кадр из фильма "Транзит"
Кадр из фильма "Транзит"

Герои всех фильмов Петцольда своего рода беженцы. Что-то уже случилось с ними за кадром, выбило за обочину жизни. В фильме они появляются в начале некоего события, которое позволит им или вернуться назад в идеальное потерянное прошлое и обрести себя там заново, или отправиться в лучшее будущее и стать там новой, счастливой версией себя. Пространство фильма - некая транзитная зона для этого перехода. В «Транзите» это буквально – для немецких политэмигрантов, евреев, антифашистов до начала оккупации немцами в 1942 году Марсель был реальной транзитной зоной, через которую можно было бежать от нацистов дальше в Америку.

Кадр из фильма "Транзит"
Кадр из фильма "Транзит"

Герои "Транзита" немецкие эмигранты. Корабль, отправляющееся из Марселя в Америку, их спасение, шанс вырваться из европейского апокалипсиса, начать всё заново в другой части света, прожить другую жизнь. Но чтобы попасть на корабль, нужна виза. Дни напролёт они пребывают в бесконечной очереди, ожидая её получения, а с нею и решения своей участи. Рассказанная кем-то в этой очереди история о человеке, долго ждущем перед воротами ада, когда его впустят, и узнающем, что он давно в аду - рефрен происходящего с ними.

Кадр из фильма "Транзит"
Кадр из фильма "Транзит"

"Транзит" - самый радикально безнадёжный фильм Петцольда. Здесь нет спасения ни для кого. Ни для тех, кто думает, что спаслись - пароходы, увозящие обладателей вожделенных виз, подрываются на минах. Ни для тех, кто остаётся - нацисты уже входят в город. Мальчик не найдет замену умершему отцу, женщина не получит прощение мужа, героя не спасут чужие документы и биография, а его соседку из очереди - собаки, которых нужно доставить американским владельцам.

Кадр из фильма "Транзит"
Кадр из фильма "Транзит"

Как все фильмы Петцольда "Транзит" похож на сон, красивый и грустный. В этом сне звучит песня, зовущая домой. Но вернуться нельзя. А проснуться невозможно. Как невозможно убежать от самого себя, вырваться из лабиринта собственных фантомов. Герои этого фильма не просто кажутся призраками сами себя, как это обычно бывает у Петцольда, каждый из них становится здесь для другого призраком того, кто должен был бы быть рядом, но кого в реальности уж нет. И все это и есть ад по Петцольду.

Это первый фильм Петцольда, в котором звучит закадровый голос. Ещё один призрак, рассказывающий историю. Кажется, будто это сам Х.Фароки, успевший, по словам режиссёра, перед смертью предложить роман Анны Зегерс в качестве основы сценария "Транзита".

Читайте о фильме "Ундина" 2020г. К. Петцольда

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы читать ещё. Подписаться

Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino