Найти в Дзене
В поисках красоты

🌺 Магия Тиффани. Часть IV: 5 необычных шедевров из мира знаменитых ламп.

Оглавление

(Предыдущие части статьи о Л.К. Тиффани:

Часть 1 - «Новые формы стеклянной красоты»;

Часть 2 - «20 шедевров стеклянной живописи»;

Часть 3 - «5 интересных фактов о знаменитых лампах».)

В предыдущей части мы говорили о самых интересных фактах из истории знаменитых абажуров Тиффани. Кстати правильнее говорит именно «абажуров», т. к. Собственно цельные лампы создавались реже (см. Факт № 4 из части 3).

Однако из-за невероятно большого разнообразия их форм и дизайнов при рассмотрении их истории практически невозможно ограничиться рамками одной статьи — слишком уж велик соблазн выявить что-нибудь этакое, исключительное и по-настоящему прекрасное.

Ведь не может же все творчество художника быть одинаково равноценным: в общей эстетической вакханалии всегда найдутся произведения, красота и идея которых будет в разы превосходить все остальные, подобно тому как Мона Лиза Леонардо да Винчи превзошла все остальные его творения.

Естественно, что к Тиффани подобное утверждение также вполне применимо. Ввиду этого мне показалось вполне оправданным посвятить отдельную статью (пусть и небольшую) пяти самым красивым или самым оригинальным из его ламп.

Вообще-то правильнее было бы сказать «шести», но об одной из самых прекрасных - «Глицинии», я уже не удержалась и написала в предыдущей статье. Так уж получилось, что этот дизайн стал во многом поворотным и, наверное, самым успешным в творчестве стеклянной фирмы Тиффани, поэтому игнорировать его при рассмотрении общей истории знаменитых ламп было невозможно.

Но, осталось еще пять по-настоящему прекрасных шедевров. Начнем с самого необычного.

5. Настольная лама «Рыба» 1905г.

Здесь примечательно все: и редкая форма основания, изготовленного для керосинового освещения, но так и не замененного под электричество (многие ранние лампы Тиффани по просьбе владельцев часто переделывались под электрическое освещение) и дизайн абажура.

Для ламп Тиффани более характерны изображения цветов или стрекоз, а вот рыбы практически не встречаются. Между тем это изображение фактически было отражением сразу двух страстных увлечений знаменитого художника — любви к природе и восточным мотивам.

Увлечение японской и китайской культурой вообще было отличительной чертой многих художников модерна — отсюда у них появились изображения насекомых, золотых рыб, аистов и причудливых драконов, отсюда же пошло и восхищение естественной природной красотой. Тиффани также не избежал ее влияния.

Изображение золотой рыбки в восточной культуре было символом успеха и процветания, а для Тиффани, как для художника, еще и определенным вызовом — изобразить движение плавающей рыбки, игру водной стихии было крайне интересным экспериментом. И, надо признать, — довольно успешным: благодаря стеклянным бликам, едва заметным переходам от синевы к зелени, оживающим под действием света, создается иллюзия жизни и движения.

Что до меня, то данный шедевр кажется мне скорее оригинальным, чем красивым (все-таки «Глицинии» мне нравятся больше).

4. Лампа «Летучая мышь», 1905 год.

Еще один крайне редкий образчик для творчества Тиффани. Изображение летучей мыши в общем-то тоже было типичным для творчества модерна, но в лампах и светильниках встречалось все-таки редко.

Этот зверек тоже попал в мир прекрасного благодаря странным представлениям японцев: для них летучая мышь символизировала счастье (в отличии от европейской культуры, где она была посланником ночи и смерти). После того, как японская культура проникла в Европу, изображение летучей мыши стало достаточно частым явлением в мире декоративного искусства: оно появлялось в ювелирных украшениях Рене Лалика, в мебели и лампах Эмиля Галле и у многих других.

Кстати, то что Л.К. Тиффани был знаком с творчеством Галле — неоспоримы факт, а потому вопроса о заимствовании и подражании, в том числе относительно изображения летучей мыши, вряд ли удастся избежать, но и вряд ли кто сможет на него ответить.
Лампа "Летучая мышь", 1905г.
Лампа "Летучая мышь", 1905г.

Что же касается самой лампы, то помимо странного дизайна абажура (известно только пять лам Тиффани с изображением летучей мыши) примечательным является еще и декор основания лампы, украшенный цветной мозаикой. Это достаточно редкое явление среди сохранившихся экземпляров, т. к. даже по меркам роскошного модерна, подобный ювелирный декор был очень трудоемким, а потому стоил очень дорого и Тиффани достаточно быстро от него отказались.

Опять-таки это скорее необычный образчик.

3. Лампа « Стрекоза», 1900 год.

Пожалуй, чтобы как-то логично завершить тему живности в декоре абажуров Тиффани, стоит отметить одну из самых знаковых из созданных им ламп - «Стрекоза». Наряду с «Глициниями» этот дизайн стал одни из самых успешных и популярных в серии знаменитых ламп.

Здесь опять сыграла свою роль восточная символика: для японцев стрекоза была символом ловкости и смелости, для китайцев — успеха и процветания. Естественно, что зная об этом, многие художники модерна так или иначе вплетали ее изображение в свое творчество (опять же знаменитый Рене Лалик), Тиффани, конечно, не был исключением.

Правда дизайн знаменитой лампы бы разработан не им, а одной из подчиненных — дизайнером Кларой Дрисколл, но если бы не Тиффани, он никогда так не был бы реализован.

Дело в том, что бухгалтерия фирмы сочла проект Дрисколл слишком дорогим и рискованным — бухгалтерам были чужды устремления и ценности модерна и они вполне логично полагали, что странные насекомые вряд ли окажутся популярными. И только личное вмешательство Тиффани помогло реализовать проект в жизнь.

Итог: на Парижской международной выставке, где впервые была представлена эта лампа, Клара Дрисколл получила за нее бронзовую медаль, а фирма Тиффани — золотую, за вклад в область электрического освещения.

Лампа "Стрекоза", 1900г.
Лампа "Стрекоза", 1900г.

И хотя позже дизайн «Стрекоза» еще много раз воспроизводился Тиффани, и вопреки мнению недальновидных бухгалтеров оказался самой коммерчески успешной моделью (как тут не вспомнить о вечных упреках финансистов в сторону непрактичных гуманитариев), именно первая лампа 1900 года является самой красивой.

Наверное, для меня здесь большую роль играет обилие оттенков любимого синего цвета: от бирюзового голубого до почти фиолетового - цвета лаванды, а еще - изумительные изумрудные глазки стрекоз, которые так органично дополняют общий сумеречный фон…

Изначально дизайн лампы дополнялся еще и ювелирной подвеской в форме стрекозы. До наших дней к сожалению не сохранившейся.

2. Лампа «Паутина» 1899г.

Еще одна знаковая лампа Тиффани, впервые представленная на Парижской выставке 1900 года. Этот дизайн был разработан для по-настоящему богатых клиентов — настолько высока была стоимость конечного произведения искусства из сложной мозаики и стекла. Казалось, что в ней Тиффани воплотил сразу все свои таланты и достижения.

Широкое основание было сделано для керосинового освещения, а позже фитиль и стеклянный дымоход были заменены на три электрические лампочки. Абажур был нетипичным для тех лет: при минимуме красок и оттенков, главной его особенностью, производившей сильное впечатления, была сложная и крайне необычная форма.

Лампа "Паутина", 1899г.
Лампа "Паутина", 1899г.

Позже она всего несколько раз воспроизводилась в других лампах (известно 7 сохранившихся экземпляров), но ни одна из них не получила такой широкой известности как эта.

Яркий образец тонкой, хрупкой красоты даже по меркам того времени стоил невероятно дорого — более 500 долларов, а сейчас является самой дорогой из когда-либо проданных ламп Тиффани: в 2012г. она была продана с аукциона Sotheby's за 3 250 000 $.

Как по мне, так «Глицинии» все-таки красивее.

1. Лампа

Да, вот так просто: «Лампа» - ни точной даты, ни названия этого шедевра до наших дней не сохранилось. Для кого и почему создавался этот дизайн тоже не понятно.

Дело в том, что в отличии от остальных успешных и не очень, эта модель никогда так и не была запущена в серийное производство. Единственная в своем роде, она была случайно обнаружена в запасниках фирмы Tiffany Studios после ее банкротства и ликвидации в 1932 году.

После смерти самого Л.К. Тиффани ее продали художнику Чарльзу Берману в 1938 году, затем она сменила несколько владельцев и сейчас опять выставлена на продажу (начальная цена — 1,5 млн. Долларов).

Безымянная лампа Тиффани
Безымянная лампа Тиффани

Единственным фактом, о котором косвенно мы можем судить, является то, что лампа создавалась для богатого клиента. Это объясняет ее вычурный и оригинальный даже по меркам Тиффани дизайн в форме дерева с роскошной цветущей кроной, а еще — бронзовое основание, обильно украшенное мозаикой, — как мы помним, подобные доработки требовали ювелирной точности и стоили очень дорого.

Однако, почему в итоге это произведение так и осталось невостребованным, навсегда останется загадкой.

Что же касается эстетики и красоты — то это, как всегда вопрос спорный: лично мне больше по душе максимально натуралистичные изображения глицинии и пионов, нежели совершенно непонятное импрессионистские нагромождение ярких и пестрых цинний на абажуре этой лампы.

Но аукционные расценки свидетельствуют о том, что мои представления и вкусы несколько разнятся с общими, так лампа «Глициния» была продана «всего» за 716 000 долларов — к сожалению в 20 веке красота чаще всего уступает по стоимости оригинальности и исключительности...

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Еще больше интересных фактов о красоте витражей и стекла можно узнать в этих статьях:

Магия Тиффани. Часть 1: новые формы стеклянной красоты;

Стеклянное волшебство Даум: 140 лет в мире хрупкой красоты;

Сент-Шапель: мир средневековой красоты в миниатюре;

французский модерн школы Нанси;