Эта статья навеяна комментариями к моему мастер-классу по пошиву простых брюк на резинке для начинающих шить. Данные брюки без застежки.
Там в комментариях разгорелись нешуточные страсти. Вступили люди с огромным опытом шитья, а так же просто мимо проходящие или сами начинающие, на кого рассчитана статья.
Суть спора в том, как назвать застежку-молнию на брюках: "ширинка", "гульфик" или даже "бант"? Причем, я просто написала, что данные брюки для начинающих и этой застежки там нет :)
Те, кто знаком с уже практически ушедшим из обихода термином "бант" по отношению к гульфику/ширинке, утверждают, что так все и должно называться. Но лично для меня это в новинку и "застегнуть брюки на бант" для меня звучит странновато. Я представляю что-то в стиле японского моделирования, когда из боковых швов брюк выходят такие "ушки" и завязываются на самом интересном месте в бант :)
Я шью уже более 10 лет на профессиональном уровне, но начала обучаться у Мамы еще в детстве. Получила высшее образование по специальности Дизайн костюма. Работала в Ателье в юности, затем открыла свою Мастерскую. Вообще не одеваюсь в магазинах, ни я, ни мой мужчина. Покупаем только обувь и сумки. Шьем даже зимние куртки на -20, пальто и брюки, джинсы в том числе.
Во время обучения в Институте на предмете "Технология швейного производства" мы изучали гульфик или ширинку. Но в комментариях к моему мастер-классу это вызвало бурю возмущения. Да как я вообще смогла назвать молнию на брюках ширинкой!? Да это же просто оскорбление в высшей степени! И преподаватель такого сказать никогда не мог бы!
Но нашлись и те, кто согласился, что данное слово, особенно для начинающих, сразу дает понять, о чем идет речь. И что "ширинка" - русское слово, а "гульфик" - голландского происхождения. При этом некоторые даже обозначили, что "ширинка" - это полотенце!
Разбираемся!
Википедия гласит:
1) Шири́нка — гульфик, элемент одежды.
Ширинка — короткое полотнище, используемое для русского женского головного убора рушника, или передника.
Ширинка — квадратное углубление (кессон) в древнерусской архитектуре.
Ширинка — река в Ярославской области, приток р.Пахны.
2) Бант — украшение в виде пышного узла из ленты или шнура. Может быть дополнено пряжкой.
Бант — принадлежность к орденскому знаку. «Полный бант» — комплект всех степеней ордена.
Бант — игровая ситуация в бейсболе.
3) Гу́льфик (от нидерл. gulp, «клапан», «лопасть», ср. с устаревшим «гульф», также ширинка) — прорезь или застёгиваемый клапан в передней части брюк или нижнего белья, деталь одежды с обмётанными петлями для обработки застежки брюк на петли и пуговицы.
- Большинство словарей считают «гульфик» и «ширинку» синонимами.
- ГОСТ 22977-89 определяет гульфик как часть застёжки брюк (деталь с петлями для пуговиц).
- Некоторые авторы используют термин «гульфик» лишь для описания мешочка в историческом костюме, как особой разновидности ширинки.
- «Брагетт» (иногда «браггет») используется только при описании исторических костюмов, обычно гульфика-мешочка. Слово французского происхождения.
Чтобы обнаружить в современной жизни значение слова "бант" как обозначение гульфика/ширинки, приходится покопаться.
Находим вот что: срез банта располагается на передней половинке брюк. Название говорит о том, что на этом месте действительно когда-то был бант. Снова переносимся в средневековую и чуть позже Европу.
И что выясняем? Мужчины носили специальные мешочки для самого дорогого и это не кошелек на поясе, нет :) Этот мешочек и есть тот самый "гульфик". Его не пришивали, а привязывали на веревочках. Изначально брюки не были полностью сшитыми, а представляли из себя два длинных чулка, и гульфик. Все соединялось шнуровкой, иногда даже прикрепляло эти чулки шнуровкой к нижней рубашке.
Позднее, примерно в XV веке, стали сшивать детали штанин по задней части(нынешний средний шов брюк, соединяющий штанины), оставляя переднюю часть открытой для справления мужчинами естественной нужды.
Про европейских или российских женщин и брюки до конца XIX- начала ХХ века даже не стоит говорить всерьез. Только если в плане маскарада, переодевания в мужской костюм или демонстрации своей ориентации в редких случаях. На протяжении многих веков женщины массово носили если только нижнее белье в виде панталон. Но основой женской одежды являлись все таки платья и юбки.
Затем гульфики даже стали украшать, делать на них стилевой акцент в мужском костюме, стегать, создавать на них вышивку золотыми и серебряными нитями, иногда расшивать бусинами и камнями.
На предмете "История костюма" в Институте нам рассказывали, что некоторые умельцы набивали гульфики соломой, клоками шерсти, любым другим доступным наполнителем, чтобы визуально создать объем и банально согреть самое дорогое. Особенно это было актуально в средневековых каменных замках со слабым отоплением. Кроме всего прочего существовал культ рождения наследников в семье и гульфик можно было сравнить с рогом изобилия.
На мужских средневековых металлических доспехах тоже существовал специальный элемент - "срамная капсула" (Schamkapsel) в переводе с немецкого или "тапуль". Выглядел он как самый настоящий колпак из железа, который соединялся с металлическим набрюшником с помощью заклепок или разноцветных лент. Считается, что эта мода возникла у швейцарцев — так они пытались защищаться от немецких ландскнехтов, которые коварным образом старались поразить их точным ударом копья в пах. Постепенно и эта деталь стала называться "гульфиком".
В современном Мире гульфик в средневековой форме сохранился только в спорте, когда действительно необходимо защитить самое ценное. Например в хоккее, американском футболе. Только сейчас этот элемент часто называют "ракушкой".
Постепенно мода менялась и к середине XIX века(начиная с 1840-х) мужские брюки приобрели современные очертания. В тот момент перестали носить лосины или очень узкие брюки, так же окончательно прошла мода на укороченные брюки по фигуре в сочетании с чулками. В моду вошли мужские костюмы-тройки из шерсти, фраки и пальто, чем-то даже близкие к современным вариантам.
В последствии менялась их ширина, посадка, форма и количество карманов, ширина пояса и .т.д. Что касается джинсов, это отдельная обширная тема, говорим все -таки про брюки. Так вот, застежка на этих брюках была внешне фактически идентична современной, но использовались пуговицы.
Когда в брюках появилась застежка молния?
Снова обратимся к Википедии:
Застёжка-мо́лния, или просто мо́лния (также — зи́ппер, змейка, фермуа́р) — вид застёжек, предназначенных для быстрого соединения деталей одежды. Используется также в сумках, спортивных товарах, походном снаряжении (например, палатках и спальных мешках) и других предметах. Молнии бывают разных размеров, форм и цветов.
История изобретения
Молния в качестве застежки для одежды впервые была запатентована еще в 1851 году. Но тогда не нашла широкого применения.
Считается, что первый прототип «молнии» разработал американский инженер-изобретатель Уиткомб Лео Джадсон (англ.)русск., запатентовав его 7 ноября 1891 года за номером 504038 как «застёжку для обуви». Публике это изобретение было представлено в 1893 году, однако оно оказалось сложным в изготовлении и ненадёжным.
После многих рекламаций, практически обанкротившись, Джадсон взял в партнёры Гарри Эрла и Луиса Уокера, а Уокер привлёк к исследованиям другого американского инженера шведского происхождения — Гидеона Сундбэка. После нескольких лет поисков, 29 апреля 1913 года, Сундбэк запатентовал новый вариант «молнии» и разработал технологию её производства.
Внедрение этого варианта застёжки было более долгим и мучительным, чем сама разработка «молнии», из-за недоверия со стороны фабрикантов, помнивших первый неудачный опыт. Однако со временем «молния» доказала свою надёжность и технологичность. Тогда же появилось и её современное англоязычное название — англ. zipper. В 1918 году компания продала 24 000 застёжек для «денежных поясов», популярных среди военных моряков.
К 1923 году застежка-молния уже имела широкое распространение в Мире, ее знали обычные люди. Именно в 1923 году во время поездки в Европу Сандбэк продал свои европейские права на изобретения Мартину Отмару Винтерхальтеру, который улучшил дизайн, и начал производство под маркой Riri сначала в Германии, а затем в Швейцарии.
Не зря я люблю молнии данной марки. У меня есть подробная статья по молниям, которыми я пользуюсь. Люблю как металлические, так и потайные. Именно такие как на виджете, неоднократно использовала для верхней одежды и брюк:
Данные молнии всегда отличаются довольно высокой ценой, но за нее получаешь красоту и безупречное качество. Иногда вещи полностью изнашиваются, истираются за 3-5 лет, а молнию можно хоть выпарывать и использовать в новом изделии :)
Вернемся к истории. Еще в конце Первой мировой войны Эмиль-Морис Эрме закупил в Канаде 40 метров застёжки-молнии, применявшейся в те годы для закрывания чехлов крупнокалиберных орудий. Но Эрме хотел использовать её при производстве сумок. Мастерская Hermès купила права на патент и начала производить «систему „Hermès“ в Париже.
Коко Шанель намеревалась первой применить новую застёжку именно для одежды в производстве своих юбок. Однако ее обошла Эльза Скиапарелли и стала новатром.
На мужских брюках «молния» появилась в 1937 году. Тогда же и стали реже использовать пуговицы для этих целей.
Итог
Как следует из различных источников, все три названия застежки-молнии на брюках имеют место быть. И ни одно из них: "ширинка", "гульфик" или "бант" не является обязательным и единственным для использования.
Считаю, что "ширинка" самое распространенное на данный момент. Это название понятно всем без исключения, как шьющим, так и далеким от этого покупателям готовой одежды в магазинах! Даже ребенок знает, что такое "ширинка" и где она расположена.
Нет строгого закона, который бы это определял раз и навсегда. Или выделял настоящего мастера в массе безграмотных подражателей. Я уважаю всех мастеров, опытных и профессиональных Портных, Конструкторов, Швей, Закройщиков, Преподавателей, просто шьющих самостоятельно людей. Но не позволю ставить свое мнение мне в претензию как последнюю инстанцию во всем!
А именно последнее мне и пытались доказать некоторые комментаторы в статье по пошиву брюк на резинке для начинающих. Они даже обижаются, что я назвала их "знатоки" или "академики" в комментариях. Хотя я всегда вежлива и даю только обоснованные ответы.
Но я въедлива, честно. Бываю даже откровенно вредной :) Некоторые вещи могут меня так заморочить и заинтересовать, что я докопаюсь до сути, а не буду слушать многочисленные обвинения в некомпетентности в свой адрес. Особенно от тех, кто на словах называет себя за Гуру, никак не аргументируя это, не иллюстрируя своими работами. Даже на просьбы рассказать подробнее о себе, своей работе, профессии, приложить фото или иллюстрацию своего мнения, читаешь либо возмущение "Да как можно?! Мне такие вопросы?!" или полный игнор и написание своего прежнего мнения снова.
- Если их так обучали и Преподаватели выбирали одно из трех обозначений застежки-молнии на брюках как единственно верное 50-40-30 лет назад, это не означает непреложную истинность! Или они слышали это от коллег на предприятиях, в Ателье. Во всех коллективах есть различная терминология. Это нормально. Но не стоит подгонять под это всё на свете!
Никто из них не ведет каналы, не пишет статьи и не снимает видео. Я практик и для меня главное - результат. Это сшитое красиво и качественно изделие. А за терминологией из учебников я не гонюсь. Их и без меня огромное множество. Моя задача объяснить начинающим понятно и доступно, чтобы они дошили вещь до конца. Я иллюстрирую все хорошими фото процесса или даже видео, отвечаю на вопросы в комментариях. Схем в ч/б формате и так можно насмотреться, теории начитаться. Но понять бы еще человеку без 50-летнего опыта, как некоторые о себе утверждают, что с этим всем делать :)
Для меня ЖЕЛАТЬ = ДЕЛАТЬ. Я не знаю, как жить по-другому. Только так я получаю результаты и воплощаю свои мечты :)
С вами была Яна Левашова, всем удачи и успехов!
Ставим лайк, подписываемся, будет еще много интересного!
- Пишите свое мнение в комментариях! Помните о вежливости и теме дискуссии! Расскажите о своем опыте, приложите фото или картинки, иллюстрирующие вашу позицию.