Мне бы хотелось рассказать вам об одном из творений Дионисия, которое датируется 1500 годом и входит в число самых драгоценных сокровищ не только XV столетия — Золотого века русской иконы, — но и всей православной культуры. Это репродукция с иконы Дионисия Распятие 1500 года из Павлова-Обнорского монастыря. Сама эта икона хранится в Третьяковской галерее.
Как странно: это ведь Распятие, картина страшной казни, а смотреть совсем не страшно, а... прекрасно!
Эта икона — истинное чудо, образ благодатный и прекрасный. Он создан на рубеже XV и XVI веков. В 1492 году по Рождестве Христовом многие в христианской Европе ожидали конца света. Ведь согласно библейскому летоисчислению, это был 7000 год от Сотворения мира. Люди каялись в грехах, раздавали своё имущество, буквально умирали от страха.
А когда конец света не наступил, когда люди поверили, что Господь даёт грешному человечеству ещё время, чтобы покаяться и искупить грехи, стало всем людям легко и радостно. Вот через восемь лет после этого рокового года и создал Дионисий своё "Распятие" для иконостаса собора Павлова-Обнорского монастыря.
На этой иконе Дионисия Распятый Иисус изображён таким, что каждое открытое сердце испытывает чувство радостного, вдохновенного подъёма, а не скорби и ужаса. Смотрит на эту икону человек — и грудь его словно наполняется воздухом горных вершин, тело становится лёгким, а за плечами словно вырастают крылья. Невозможно не почувствовать, что Дионисий изобразил не муки страшной казни на Кресте, а высочайшую красоту подвига жертвенной любви, который совершил Христос.
А вот теперь посмотрите на эти два Распятия. Одно из них написано западноевропейским мастером. Второе — русское православное.
Один художник изображает Распятие Спасителя так, словно укоряет людей, взывает к их совести и напоминает о муках. А второй...
Эта прекрасная икона — Распятие — написана под явным влиянием образа, созданного Дионисием. И хотя создатель этого образа уступает Дионисию в мастерстве, он всё же изображает именно возвышенную суть духовного подвига, а не страшные крестные муки.
Сегодня в большинстве наших православных храмов можно увидеть европеизированные изображения на католический лад — это, по-моему, всё-таки некое нарушение канона, тех строгих правил, по которым должна создаваться русская икона.
Нонна Яковлева
Книги для семейного чтения: «Жемчужное ожерелье Северной Руси» , «Русь златоглавая», «Держава Московская», «Путешествие в культуру. По дороге к храму», «Русская икона»