Прибрежные горы Среднего Енисея хранят свои секреты. Сегодня речь пойдёт об очередной из них - горе Унюк, с древнейших времён вовлечённую в круговорот человеческой истории, полной скрытых во времени мирных и военных событий.
СПРАВОЧНО: Унюк (в переводе с хакасского языка - "Голосистая" гора) - горный массив на правом берегу Красноярского водохранилища, расположен выше Сыдинского залива в Краснотуранском районе Красноярского края. Гора имеет несколько логов и с восточной стороны частично покрыта сосновым бором. Западный и южной склоны сформированы скальными выходами, круто обрывающимися в воды Красноярского водохранилища. Расстояние от верхнего края скалистого обрыва до уреза воды составляет около 120 метров.
Когда люди ходили в одежде из звериных шкур
Считается, что древние жители Минусинской котловины предпочитали селиться по берегам рек. Такое мнение логично (ведь речь идёт о близости к воде - основному ресурсу выживания для любого человеческого коллектива). И подтверждено многолетними научными исследованиями, в результате которых ученым удалось найти места как временного, так и постоянного проживания представителей различных исторических культур - от эпохи камня до современности.
Заглянем в неолит, или новокаменный век, отстоящий от нас примерно на семь - шесть тысячелетий.
Согласно классической исторической науке, люди в ту далекую пору имели в общем - то совсем немного. Да и много ли им требовалось для охоты и рыболовства, собирательства кореньев да трав, изготовления из шкур и мехов диких животных некоего подобия одежды, а из камня и кости - нехитрых орудий труда и промысла?
Быт древних сибиряков - енисейцев был настолько неприхотлив, что кому -то действительно может показаться верной мысль, что и жить им было в самый раз в каких-нибудь пещерах. Как до них, собственно говоря, жили неандертальцы. Однако вид «хомо-сапиенс», как известно, был не столь примитивен, более сообразителен, трудолюбив и коварен. Для того, чтобы это понять и принять как данность, достаточно хотя бы раз попробовать самому изготовить из камня, кости, дерева и шкур что-нибудь реально «работающее» из того самого времени. Скажем: лук, нож, топор, наконечник копья или стрелы, рыболовные снасти, удобную и практичную одежду, лодку... Да что там лодку! Хотя бы попробуйте зажечь костер без банальных спичек. И тогда вас, вполне возможно, начнут терзать смутные сомнения на счёт «примитивных» умений, навыков и знаний людей эпохи камня. А ведь именно такие представления нам с вами закладывались ещё со школьной поры.
Загадочный неолит
На самом деле всё было гораздо сложнее и интереснее.
Сегодня учёные, к примеру, полагают, что климат Южной Сибири в период неолита был значительно теплее современного. Повсеместно наблюдалось изобилие диких животных, на реках и озерах - рыбы и водоплавающей дичи. Судя по всему, люди воспринимали эту землю за «райские кущи». Мужчины добывали лося, благородного оленя, косулю, кабана, лисиц, зайцев. Женщины занимались домашним хозяйством, заготовкой, как теперь говорят, "дикороссов". Это подтверждают материалы немногочисленных неолитических стоянок на реках Енисей, Туба, Июсах, в горах Оглахты и других местах Минусинской котловины. При этом подобные стоянки охотников того времени практически не известны в степной части Среднего Енисея, рек Абакана и Чулыма. На изученных временных стойбищах были найдены даже кости лошади и барана, однако гипотеза появления животноводства в неолите среднеенисейского региона в научном мире так и не прижилась. Зато было установлено, что именно тогда тут появилась первая глиняная посуда, украшенная своеобразными, характерными только указанному времени, орнаментом. Металла в V-IV тыс. до нашей эры жители Среднего Енисея еще не знали, но технология изготовления изделий из камня переживала свой расцвет, что подтверждают найденные неолитические шлифованные топоры и тесла, каменные фигурки рыб.
Что нам еще известно о людях неолита? Да, собственно, ничего! И в этом заключается главная интрига. Сведения об эпохе неолита в Минусинской котловине, увы, до сих пор скудны, - признают ученые. Надёжные источники информации по данному времени состоят из одного погребения, нескольких временных стоянок, и одного долговременного поселения.
Трудно представить, но почти за 300 лет довольно интенсивного изучения здешних древностей несколькими поколениями зарубежных и отечественных археологов, до сих пор не известно как эти люди выглядели, как хоронили своих сородичей, в каких богов верили, наконец, где жили? Есть предположение, что на кратковременных стоянках люди неолита как - то переносили холод, зной, снег и дожди в крытых шкурами шалашах. На счёт же полного отсутствия неолитических кладбищ у современной науки нет даже предположений. Впрочем, есть же одно долговременное поселение. Что с ним?..
Древний посёлок на берегу Енисея
Обширное, и как выяснилось впоследствии - древнейшее на Среднем Енисее поселение, было обнаружено случайно, в 1967 году, при сборе подъёмного археологического материала на первой пойменной террасе правого берега Енисея у горы Унюк. В 1968 — 1969 годах оно исследовалось экспедицией под руководством Л.П. Зяблина.
Правда, достаточно времени на тщательное изучение объекта не было - его уже тогда размывали воды появившегося Красноярского водохранилища. Тем не менее, археологам удалось проследить протяженность культурного слоя на глубину порядка 140 сантиметров, и вскрыть площадь в одну тысячу квадратных метров, на которой были выявлены остатки нескольких жилищ, с обложенными речной галькой очагами, и сохранившимися частями утоптанных глиняных полов. В каждом жилище было минимум по два очага. Тут были найдены костяные проколки, обломки костей зубра, зубы медведя, марала, позвонок рыбы. Кроме того, собрана большая серия каменных орудий - ножи, наконечники копий и стрел, тесла, скребки, молотки, пилы, грузила, и обломки грубой, толстостенной посуды. Керамика Унюкского поселения оказалась типично неолитическая. Особенно археологи отметили найденные на территории поселения изделия из зелёного саянского нефрита - кирка и шесть топоров (аналогичные им ранее были обнаружены на неолитических памятниках Приангарья и Прибайкалья).
Точных границ Унюкского неолитического поселения, увы, так и не установили. Известно только, что посёлок древних людей занимал не менее 400 метров вдоль реки. В 1970 году вся площадь раскопок ушла под воду. Тем не менее, существование в эпоху неолита в Минусинской котловине пока что единственного из обнаруженных археологами, но настоящего «капитального» поселка, с тех пор - неоспоримый факт.
Летом 1982 года вода немного отступила, и местность рядом с исчезнувшим древним поселением обследовал Сибирский археологический отряд кафедры археологии Ленинградского государственного университета. Но археологов ждало разочарование: в результате колебания уровня водохранилища уникальный неолитический поселок оказался навсегда погребен под толщей речного песка. Канул в небытие, унеся с собой множество тайн той далёкой от нас эпохи.
Наскальные рисунки, ханы и сгинувшая деревня
Кроме неолитического поселения Унюк известен учёным и как одно из местонахождений наскальных рисунков эпохи бронзы и раннего железного века (большая часть петроглифов ныне затоплено).
В 2014 году новосибирские археологи исследовали на Унюке остатки средневековых фортификационных сооружений - рва, вала и каменной стены, вероятнее всего, возведённых енисейскими кыргызами.
Оборонительное сооружение было открыто в XVIII веке исследователем Сибири Г. Ф. Миллером. Рядом с ним располагался укрепленный монгольский лагерь, упоминание о котором есть в русских письменных источниках XVII века. Сопоставив данные письменных источников и материалы, полученные в ходе археологических раскопок, новосибирским учёным удалось установить, что именно здесь в 1652 году монгольский правитель Алтын-хан (буквально "Золотой хан"), осадил войско своего племянника Мерген-тайши. После чего оба военачальника, объединив свои армии, откочевали в Северную Монголию.
Известно и о существовании древней переправы через Енисей, проходившей от Унюка до горы Перевозная - на противоположном берегу Енисея. Примечательно, что на Перевозной до затопления её водами Красноярского водохранилища, находилась одна из самых известных писаниц. Среди множества составлявших её наскальных рисунков были зафиксированы и "монгольские надписи". В 1771 году путешественник П. С. Паллас сообщал о том, что данная писаница представляет собой много строк письма на монгольском и татарском языках, расположенных правильными рядами и нанесённых чёрной краской. В 1887 — 1889 годах упомянутые монгольские надписи обследовались участниками финской экспедиции под руководством И.Р. Аспелина, который датировал их XV — XVI веками. XVI веком эти же надписи датировал и исследователь Сибири Г.И. Спасский. Другой исследователь - Н.И. Попов относил их к 1652 — 1676 годам, то есть ко времени вторжения на Средний Енисей монгольских Алтын-ханов. К большому сожалению, достоверного перевода загадочных монгольских надписей с горы Перевозная до сих пор нет, а сам памятник - утрачен. Но копии надписей существуют, хранятся где-то в пыльных архивах, до которых современные исследователи пока не добрались.
В начале XX века на берегу Енисея под горой Унюк существовала деревня Баландина (в советское время переименованная в "Унюк", впоследствие затопленное Красноярским водохранилищем), образованное известной в Енисейской губернии меценаткой, просветительницей и промышленницей В. А. Баландиной. Последняя держала тут паровую мельницу, зернохранилища, занималась опытами по акклиматизации различных плодовых деревьев, цветов, пшеницы. (Кстати говоря, обнаруженное и частично исследованное Л.П.Зяблиным неолитическое поселение начиналось как раз на окраине ныне не существующего населённого пункта Баландина (Унюк).
В период установления советской власти на Унюке происходили бои между красными партизанами и колчаковцами. В настоящее время на горе установлен поклонный крест и каменный валун с надписью "Казакам, погибшим за Веру, Волю, Отечество".
Сергей АМЕЛИН, г. Абакан (Хакасия)
(В статье использованы фотографии и рисунки из открытых источников.)