Как известно, в середине 30-х годов в процессе разработки новых проектов тяжелых крейсеров, подходящих под ограничение «вашингтонских» соглашений, американскими конструкторами и проектировщиками не без согласия военных экспертов, конечно, было принято решение в пользу строительства только «чисто» артиллерийских крейсеров для американского флота. Соответственно, уже начиная с крейсеров типа «Портленд», корабли данного класса изначально перестали вооружать торпедными аппаратами, а с крейсеров типа «Пенсакола» и «Нортхэмптон» 533-мм ТА, установленные по проекту, были сняты по причине их тактической бесполезности в ходе первых же модернизаций. Казалось бы, вполне обоснованное решение, однако довольно смелое и неоднозначное для того времени.
Давайте вспомним:
- в Японии спускают на воду тяжелые крейсера, имеющие на вооружении по 12-16 торпедных труб (в дальнейшем – ТА);
- в Великобритании торпедные аппараты устанавливаются на тяжелые и легкие КР, а для линкоров разрабатываются дальнобойные 622-мм торпеды;
- в Германии торпедные аппараты устанавливаются практически на каждом боевом корабле от миноносца до «карманного» линкора.
Так что такое решение было необычным для того времени, но американские кораблестроители выбрали данный путь, сконцентрировав основные усилия исключительно на артиллерийском вооружении, и, надо признать, добились в этом значительных успехов. Крейсера типа «Новый Орлеан» относились как раз ко второму типу тяжелых крейсеров (после «Портленда»), которые были спроектированы уже без торпедного вооружения, тем самым закрепив тенденцию.
В качестве ГК данные крейсера получили девять 203-мм/55 орудий Mark.9 (Mk.9). Эти орудия хорошо себя зарекомендовали на тяжелых КР типа «Пенсакола», «Нортхэмптон» и «Портленд», а также на АВ типа «Лексингтон». Орудие данного типа имело несколько модификаций: Mk.9, Mk.10, Mk.11, Mk.14, которые незначительно отличались друг от друга конструкцией ствола и наличием/отсутствием хромирования канала ствола. Наиболее распространенной модификацией была Mk.9, которая после замены лейнера получила наименование Mk.14. При замене лейнера начальная скорость снаряда снижалась до 853 м/с, но живучесть ствола возрастала до 715 выстрелов.
Вспомним, что орудие было создано в 1922 году, его вес составлял 30,48 т, длина ствола – 11,179 м. Заряжание – раздельно-картузное, затвор – поршневой, скорострельность (фактическая) – 3-4 выстрела в минуту. Объем зарядной каморы – 86,8 дм3. Снаряд весом 118 кг развивал начальную скорость 914 м/с. Но такая высокая начальная скорость приводила к быстрому износу ствола и низкой точности. Живучесть ствола составляла около 500 выстрелов. Поэтому в дальнейшем данное орудие было усовершенствовано путем замены лейнера и внесения некоторых изменений.
По имеющимся данным, первые три крейсера – «Новый Орлеан», «Астория» и «Миннеаполис» получили орудия типа Mk.9 mod.1, затем в апреле 1944 года «Новый Орлеан» был перевооружен на орудия типа Mk.14 mod.0, а КР «Миннеаполис» получил более современные орудия Mk.15 mod.1, которые устанавливались на КР типа «Балтимор». Остальные четыре корабля серии – «Тускалуза», «Куинси», «Сан-Франциско» и «Винсеннес» вошли в строй с новыми 203-мм/55 орудиями типа Mk.12 mod.0. Все корабли данного типа использовали снаряды весом 118 кг(табл.1). Интересно, что в игре World of Warships (где есть такая игровая модель) на крейсере "Новый Орлеан" предлагается использовать два типа снарядов: бронебойный АР Mk.19 и осколочно-фугасный HC Mk.25 (если сравнить количество ВВ в данном снаряде, то сразу становится понятно, почему корабли так хорошо горят, когда их засыпают такими «гостинцами»).
По проекту для кораблей такого класса полагался боезапас по 100-125 снарядов на ствол, но с учетом норм военного времени на КР с девятью 203-мм орудиями главного калибра (ГК) загружалось примерно по 1400 снарядов (150-160 на ствол), однако в 1942 году в ходе переоборудования на КР типа «Новый Орлеан» запас таких снарядов был сокращен до 125 на ствол.
Орудия Mk.9 (Mk.14) обеспечивали дальность стрельбы бронебойным снарядом на 10 000 ярдов (9 140 м) при возвышении 4,8 градусов (скорость снаряда 549 м/с), на 20 000 ярдов(18 290 м) при возвышении 14,2 градуса, на 30 000 ярдов (27 430 м) при возвышении 33,8 градуса. Максимальная расчетная дальность стрельбы составляла 31 860 ярдов (29 131 м), но на такую дальность вряд ли кто стрелял.
Однако эти орудия были не только дальнобойными, но и достаточно мощными, чтобы вести борьбу с бронированными целями, ведь тяжелые КР ВМС США предназначались для борьбы с кораблями противника такого же класса. По расчетным данным бронебойный снаряд АР Мk.19 (118 кг) был способен на дистанции 8 230 м (9 000 ярдов) пробить бортовую броню толщиной 254 мм, но, как мы знаем вероятные противники – тяжелые крейсера Японии, Германии и Италии не имели такого поясного бронирования! Самую толстую броню из КР данного класса во времена «орлеанов» несли итальянские крейсера типа «Зара» (150-мм), которая, как видно из таблицы 2, могла пробиваться на дистанции до 16 600 ярдов. А если вспомнить, что японские линейные КР типа «Конго» имели бортовое бронирование всего 203-мм, то и здесь у американских КР были неплохие шансы на дистанциях до 12 км (табл.2).
Сразу отметим, что приведенные данные по дальности стрельбы и бронепробитию относятся ко всем крейсерам типа «Новый Орлеан». Орудия на тяжелых КР данного типа размещались в трех трехорудийных башенных установках – такая схема стала практически стандартом для американских тяжелых КР и ЛК, однако башни, как и сами орудия, отличались не только от КР других типов, но и между кораблями серии.
Первые три КР серии получили новые, более компактные, чем на «Портленде» и «Нортхэмптоне», башни, которые были лишены подбашенного перегрузочного отделения – заряды подавались непосредственно из погребов. Однако, также как и у предшественников, индивидуальное вертикальное наведение стволов по-прежнему отсутствовало, оси орудий крепились на расстоянии 117 см друг от друга. Если кто помнит, подобная схема была использована на советских крейсерах типа «Киров».
Вес установки составлял 299 тонн, диаметр барбета составлял 6,4 м. Наведение орудий в вертикальной плоскости обеспечивалось в пределах от -10 до +41 градусов, заряжание орудий – до +9 градусов, максимальная дальность при угле возвышения в 41 градус составляла почти 30 км (29 131 м). Угол наведения в горизонтальной плоскости для всех башен составлял 150 градусов от ДП. Скорость вертикального наведения составляла 6 град/сек., горизонтального – 3,5 град/сек.
Начиная с «Тускалузы» на крейсера данного типа ставили 203-мм орудия другой модели (Mk.12 mod.0 или Mk.15), это отразилось и на башенных установках. С учетом того, что 203-мм орудия Mk.12 были легче орудий Mk.9 (вес со станком – 29,5 т), башни для данных орудий также имели меньший вес – всего 254 т. При этом их размеры и характеристики существенно не различались. Диаметр роликового погона составлял 5,38 м (против 5,77 м у «Нового Орлеана»), диаметр барбета – 6,02 м (6,4 м).
Внешне башни также отличались: башни первой тройки КР имели изогнутый лобовой лист, башни последующих – плоский, более технологичный и простой в изготовлении. В дальнейшем подобная форма была использована на КР типа «Балтимор», «Де Мойн» и других. Крепление орудий в башнях на «Тускалузе» и других КР серии напоминали крепления на «Новом Орлеане» с некоторыми различиями в весе и размерах. В итоге, надо отметить, что КР типа «Новый Орлеан» были вооружены современными и мощными орудиями, не уступавшими по своим характеристикам лучшим мировым образцам.
Противовоздушную оборону КР данного типа (впрочем, как и задачу борьбы с легкими силами противника) доверили 127-мм/25 зенитным орудиям Mk.10. Эти зенитки, принятые на вооружение в 1921 году, были достаточно распространены в американском флоте: устанавливались на американские сверхдредноуты, тяжелые КР (от КР типа «Пенсакола» до КР типа «Нью-Орлеан») и на легкие КР типа «Бруклин». Кстати, именно такие орудия по проекту были установлены уже на известные нам АВ «Лексингтон» и «Саратога». Орудия выпускались в пяти модификациях Mk.9, Mk.10, Mk11, Mk13 и Mk.14.
Длина ствола этой зенитки составляла 25 калибров (3,175 м), вес орудия – 955 кг. Заряжание унитарное, скорострельность – 15-20 выстрелов в минуту. Объем зарядной каморы – 7,06 дм3 , длина нарезной части – 2,492 м.
Масса снаряда в зависимости от типа составляла от 24,43 до 27,7 кг, масса заряда – 4,35 кг. Начальная скорость снаряда равнялась 657 м/с. Живучесть ствола составляла около 3 000 выстрелов, боекомплект – около 200 снарядов на ствол.
Орудия размещались в одиночных установках Mark 27 без щитов, сгруппированных по три на борт на полубаке, а четвертая пара – на первом ярусе надстройки. Масса зенитной установки достигала 10 555 кг(для Mk.23 – 9 829 кг). Данные установки обеспечивали максимальную дальность стрельбы до 13 260 м(14 500 ярдов) при угле возвышения 45 градусов (по J. Campbell) и досягаемость по высоте 8 352 мпри угле возвышения 85 градусов.
Конечно, к началу Второй мировой войны данные орудия уже устарели и не могли в полной мере противодействовать скоростным самолетам, однако при случае в умелых руках могли дать должный отпор. По данным Интернета , 15 февраля 1942 года во время сопровождения конвоя возле острова Тимор тяжелый КР «Хьюстон» (тип «Нортхэмптон») успешно отбил атаку 45 японских самолетов (9 летающих лодок Kawanishi H6K Тип 97 и 36 двухмоторных бомбардировщиков Mitsubishi Ki-21 Тип 97), при этом он сбил 7 самолетов противника, используя именно такие орудия. Неплохой результат для неавтоматической зенитной пушки с ручным заряжанием и наведением.
Однако не только одними 127-мм орудиями обеспечивалась противовоздушная оборона тяжелых КР типа «Новый Орлеан». По проекту на носовом и кормовом мостиках были размещены по четыре 12,7-мм пулемета, но с самолетами 40-х годов уже нельзя было эффективно бороться такими средствами ПВО.
Первым средством усиления ПВО кораблей данного типа стали, так называемые «чикагские пианино» – уже известные нам 28-мм/75 зенитные автоматы Mk.1. Несмотря на то, что эти 28-мм автоматы оказались неудачными (маломощными и ненадежными), они устанавливались практически на всех крупных американских кораблях, построенных в 30-х годах (вспомним тех же «Лексингтон» и «Саратогу»). Их установка началась еще до войны – первой такие зенитные автоматы получила «Астория» (СА-34) в июне 1941 года, за ней в ноябре – «Новый Орлеан» и «Миннеаполис», остальные корабли к апрелю 1942 года также получили такие орудия.
Это были относительно легкие пушки, вес орудия составлял всего 252 кг, всей установки (4-ствольной) Mk2 Mod.2 – 4 863 кг. Угол возвышения установки составлял 110 градусов, угол снижения – 15 градусов. Заряжание унитарное, магазинное, техническая скорострельность – 150 выстрелов в минуту, практическая – 100. Подача патронов осуществлялась из двух магазинов на каждый ствол, всего – 8 магазинов на установку. Скорость наведения по горизонту составляла 30 град/сек, по высоте – 24 град/сек. Начальная скорость снаряда – 823 м/с. Максимальная дальность стрельбы – 6 757 м (7 400 ярдов), досягаемость по высоте – 5 791 м. Зенитные установки разместили по две на носовом мостике и на юте, однако на кораблях данного типа они прослужили недолго.
Война на Тихом океане, ударная мощь японской палубной авиации (особенно в первые месяцы войны) быстро доказали что зенитное вооружение кораблей требует скорейшего усиления. Уже ближе к лету 1942 года на КР типа «Новый Орлеан» начали устанавливать по шесть одноствольных 20-мм/70 зенитных автоматов «Эрликон». Это были компактные одиночные установки Mk.2 с ручным приводом наведения, которые можно было достаточно просто размещать на кораблях, так что неудивительно, что этими шестью автоматами дело не закончилось. В течение 1942 года количество стволов увеличилось до 12-16, а к концу войны – до 26-28 стволов. Однако одноствольные 20-мм автоматы также считались маломощным средством ПВО, к тому же не имевшим централизованной системы управления огнем.
20-мм/70 зенитные автоматы Mk.2 производились в США по швейцарской лицензии и с 1941 года начали активно поступать на корабли американского флота. Эти орудия имели ствол-моноблок длиной 1 400 мм с автоматическим затвором. Живучесть ствола составляла 9 000 выстрелов. Заряжание – унитарное, скорострельность – 450 выстрелов в минуту. Вес орудия с затвором составлял всего 68,04 кг, одноорудийной установки – 769 кг. Для стрельбы использовался снаряд HEвесом 123 г, имевший начальную скорость 844-835 м/с. Угол возвышения орудия составлял 87 градусов, угол снижения – 5 градусов. Максимальная дальность стрельбы – 4 389 м, досягаемость по высоте – 3 048 м.
К концу войны на американских кораблях все свободное пространство занималось одно- и двухствольными установками «Эрликон». Это оружие оказалось очень популярным на флоте из-за простоты обслуживания и хорошей скорострельности. С другой стороны, мелкокалиберная зенитная артиллерия уже не могла обеспечить качественную ПВО крупных кораблей, но в то же время эти зенитные пушки являлись «последним рубежом обороны»против японских камикадзе, прорвавшихся через истребительные заслоны, 127-мм зенитные орудия дальнего действия и многоствольные 40-мм «Бофорсы» среднего радиуса.
Но в сочетании с передовой системой прицеливания (прицел Mk.1) даже 20-мм пушки были очень эффективными.
По некоторым данным, в период с декабря 1941 года по сентябрь 1944 года 32 % всех японских самолетов, сбитых зенитками флота, были сбиты из 20-мм «Эрликонов», а во второй половине 1942 года почти половина (48,3 %) была сбита такими пушками.
Как мы уже отметили, в ходе войны выявилась низкая эффективность зенитных автоматов калибра 20-25 мм. Поражающее действие малокалиберного снаряда было слишком незначительным, чтобы сбить атакующий самолет, а скорострельность автоматов того времени не обеспечивала требуемую плотность огня. Дальность стрельбы позволяла обстреливать авиацию лишь на ближней дистанции, часто после того, как самолеты уже применили свое оружие. Высокие скорости атаки самолетов и высокие угловые скорости их перемещения уже не позволяли эффективно пользоваться оружием с ручным наведением. Более того, часто даже 40-мм снаряды не могли остановить самолет-камикадзе, который даже после поражения имел возможность причинить ущерб кораблю. Несмотря на успехи «эрликонов», к 1943 году одиночный зенитный автомат признавался недостаточно эффективным средством ПВО. В результате 20-мм/70 орудия «Эрликон» на протяжении 1944-1945гг. применялись в спаренной либо в счетверенной комплектации и, по возможности, заменялись более крупнокалиберными орудиями.
Соответственно, на КР «Новый Орлеан» установкой 20-мм автоматов не ограничились эксперименты по усилению ПВО кораблей данного типа. И следующий шаг был типичен для американского флота, причем испробованный на большинстве крупных кораблей, построенных перед войной, – он заключался в замене 28-мм/75 зенитных автоматов на новые 40-мм «Бофорсы». КР типа «Новый Орлеан» также прошли подобную модернизацию. По имеющимся данным, в течение 1943 года на всех оставшихся четырех КР типа «Новый Орлеан» «чикагские пианино» были демонтированы, и на их места установили 6 четырехствольных «Бофорсов». Эти тяжелые счетверенные установки, производимые в США по шведской лицензии, имели силовые приводы, достаточно совершенные средства управления и проявили себя как весьма эффективное оружие. Общепризнанно, что «Бофорс» – одно из лучших и самых распространенных малокалиберных зенитных орудий времен Второй мировой войны. В США эти орудия под маркировкой 40 мм/56 Mk.1 (двухствольные) и Mk.2 (четырехствольные) стали поступать на вооружение американских кораблей с 1942 года.
Вес американского орудия с воздушным охлаждением ствола (91,6 кг) составлял 470 кг(с водяным охлаждением – 522 кг). Масса четырехствольной установки достигала почти 11 т (10 524-10 796 кг). Орудие имело автоматический затвор, обеспечивавший скорострельность – 120-160 выстрелов в минуту. Объем зарядной каморы – 0,464 дм3 . Вес HE снаряда – 900 граммов, начальная скорость снаряда – 881 м/с. Используемая конструкция ствола (моноблок) обеспечивала живучесть ствола в 9 500 выстрелов, «стандартный» боекомплект составлял 2 000 патронов на ствол. Максимальная дальность стрельбы по надводной цели (снаряд HE Mk2, 900 г) достигала 10 060 мпри угле возвышения 42 градуса, досягаемость по высоте – 6 950 м(при угле возвышения – 90 градусов). Любопытно знать, что расчеты доказывали возможность пробития бронебойным снарядом АР М81А1 брони толщиной 30 мм на расстоянии 1 829 м(2 000 ярдов), а на расстоянии 3 658 м(4 000 ярдов) – 15-мм брони.
При этом по данным J. Capbell, максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом АР (889 г) была меньше – 8 800 м. Также интересной особенностью являлось то, что данное орудие могло использовать снаряды HE-SD, обладавшие функцией самоуничтожения на дистанции 3 700-4 570 м, что снижало опасность «дружественного огня» для соседних кораблей и своих самолетов при действии в составе эскадры, соединения. Углы возвышения (склонения) составляли +90 (-15) градусов, скорость наведения по высоте – 24 град/сек, по горизонтали – 26 град/сек.
Конструктивно четырехствольная установка состояла из двух двуствольных, объединенных на общей позиции. Расстояние между стволами левой и правой установки составляло 1,524 м, между спаренными стволами – 24,3 см. Причем левые и правые спаренные пушки были идентичны и в случае необходимости (повреждения одной из них) могли быть легко заменены. Еще одним достоинством данных орудий являлось наличие электропривода наведения мощностью 5 л.с. для горизонтальной наводки и 5 (7,5) л.с. для вертикальной. Так что за счет перевооружения «орлеаны» получили более мощные и современные орудия ПВО. Нами отмечалось, что с каждым годом войны повышалась значимость систем управления огнем (СУО) как для главного калибра кораблей, так и для СУО ПВО.
Для орудий ГК использовалась СУО Mk.31 для 127-мм орудий – Mk.33. Каждая из них включала по 2 директора, которые были установлены на носовой и кормовой надстройках. Данные системы были достаточно современны и имели в своем составе радарные станции. 28-мм и 40-мм зенитные автоматы управлялись системой управления огнем Mk.51 с директорами мод.1 для 28-мм зениток и мод.2 – для 40-мм.
Отметим, что в ходе войны и «эрликоны» получили более современные средства наведения – на них был установлен «революционный» прицел Mk.14, что сделало эти пушки еще эффективней. В прицеле Mk.14 использовались два гироскопа для измерения вертикальной и горизонтальной скорости перемещения, рассчитывалось упреждение на самолет-цель, и затем проецировалась на экран наводчика точка прицеливания. Использование Mk.14 потребовало подключения электричества к стоявшим ранее свободно тумбам с зенитными пушками – для работы электроники самого прицела и для работы компрессора, раскручивавшего сжатым воздухом гироскопы. Этот прицел был позднее включен в систему управления директора Mk.51, который использовался для наведения 40-мм «бофорсов», что значительно увеличило эффективность 20-мм орудий. К недостаткам прицела можно отнести долгое время подготовки, для чего после включения ему требовалось около 3 минут – немалое время для воздушной атаки!
Таким образом, тяжелые КР типа «Новый Орлеан» обладали достаточной огневой мощью, чтобы противостоять равному противнику (как надводному, так и воздушному) в открытом бою, имели вполне адекватную времени артиллерию, соответствовавшую возлагавшимся на нее задачам. Однако всегда необходимо помнить, что воюет не техника, а люди, которым не всегда удается использовать имеющиеся возможности в полной мере. И события той войны доказали верность данного принципа, но об этом чуть позже.