Художники-иллюстраторы эпохи СССР сделали из жанра детской иллюстрации отдельный вид искусства. Классическая советская художественная школа подарила нам Евгения Рачёва, Владимира Сутеева и многих других талантливых художников, обладавших необыкновенным стилем и оригинальным видением. О них вы можете прочитать в нашей статье, посвященной иллюстрациям к сказкам.
Иллюстрации середины XX века были не дополнением к тексту, а самостоятельным произведение искусства. Многие издания детских книг того времени до сих пор перепечатываются в оригинальном виде. Даже сейчас, отправляясь в книжный магазин, родители продолжают искать не произведения, а иллюстрации конкретного советского художника. Им хочется подарить детям сказку, в реальность которой благодаря картинкам они верили сами.
Однако не только сказками славится советская иллюстрация. Огромное количество фанатов есть и у художников-анималистов. Сложно представить себе работы Виталия Бианки, Нины Павловой или Михаила Пришвина без тех самых иллюстраций, что каждый ребёнок любил рассматривать в любимой книжке с бабушкиной полки.
Узнаваемый стиль, достоверность и точность передачи образов, любовь ко всему живому в каждом штрихе – всё это характеризует наших сегодняшних героев. Мы собрали для вас 5 самых известных советских художников-анималистов.
1. Евгений Чарушин
Евгений Иванович Чарушин рос, как он сам говорил, в «атмосфере творческого труда». Родители научили маленького Женю быть внимательным ко всему, что его окружает, и любить природу. Дом их больше напоминал зоосад: в нём было много цветов в кадках, рыбок, птиц и чучел животных. Став художником, он смог объединить два своих любимых занятия: изучение природы и творчество.
Иллюстрации Чарушина украсили книги С. Маршака, М. Пришвина, В. Бианки, К. Чуковского и М. Горького. Больше всего Евгений Иванович любил работать в технике литографии. При этом пространство играло для него значительно меньшую роль, чем изображаемые животные. Он намеренно пренебрегал средой, делая акцент на самих волчатах, медвежатах, котятах и т.д.
Однако художник не ограничивался только рисованием. Он также вполне успешно попробовал себя на литературном поприще и сам написал несколько детских рассказов. Сейчас имя Чарушина одинаково известно как в писательской, так и в художественной среде.
2. Юрий Васнецов
Юрий Алексеевич Васнецов – народный художник и иллюстратор, близкий друг и сокурсник Евгения Чарушина. Его работы чаще становились иллюстрациями к произведениям народного творчества – сказкам, песенкам и потешкам. Юрий Алексеевич работал со сказками Льва Толстого, Петра Ершова, а также с произведениями Самуила Маршака, Виталия Бианки и других классиков российской и советской литературы.
Художник сам признавался: «Всё еще живу тем, что видел и помнил в детстве». В творчестве Юрия Васнецова гораздо больше декоративности и замысловатых узоров, чем в работах его друга и соратника Чарушина. Васнецов с детства обожал ярмарочную красочность, народные мотивы, причудливую резьбу и расписную вышивку. Его иллюстрации больше похожи на роспись – большую роль играет пространство вокруг центрального объекта композиции.
Его иллюстрации поражают своей лубочной простотой, причудливостью и доброй иронией.
3. Андрей Келейников
Андрей Александрович Келейников – выдающийся советский иллюстратор, окончивший биологический факультет и посвятивший свою жизнь анималистике. Именно из-под его карандаша вышли удивительная «Азбука зверей и птиц», забавные «Приключения Хомы», и ещё более 150 книг.
Андрей Келейников предпочитал работать в графике, при этом его иллюстрации отличались невероятной реалистичностью и проработанностью. Отдельного внимания заслуживает его интерактивная «Азбука зверей и птиц». В комплекте с книгой шёл листочек с буквами: в ячейку около рисунка нужно было наклеить первую букву названия того или иного зверя. Каждое животное в книге изображено в своей непосредственной среде обитания, очень тщательно подобраны позы и ракурсы. Гармоничные цвета и мягкие тени делают изображения объёмными и реалистичными даже несмотря на кажущуюся простоту.
Келейников также был героем Великой Отечественной войны. Андрей Александрович воевал на Западном и Карельском фронтах, был командиром взвода и награждён орденами и медалями.
4. Дмитрий Горлов
Дмитрий Владимирович Горлов стал одним из основоположников отечественной анималистики. Рисовать животных ему нравилось с самых ранних лет. Уже будучи студентом, Горлов часто посещал Московский зоопарк, где создал множество зарисовок с натуры. Там же он познакомился с шестнадцатилетней Верой Чаплиной – будущей известнейшей советской детской писательницей. Общие увлечения и любовь к животным стали основой для их многолетней крепкой дружбы.
Совместно с Верой Чаплиной Горлов создал книгу «Малыши с зелёной площадки», а также ещё несколько произведений для детей. У Дмитрия Владимировича достаточна лаконичная манера письма, он сводил к общему знаменателю главные характеристики животного, подчёркивая только самое важное.
Художник также проявил себя в скульптуре и декоративно-прикладной пластике. В 1943 году он стал главным художником Гжельского керамического завода, а прежде вместе со своим наставником создал скульптурный ансамбль со львами у входа в Московский зоопарк.
5. Лев Токмаков
Лев Алексеевич Токмаков за свою жизнь проиллюстрировал более 200 книг для детей. Анималистика не была ключевым направлением его творчества. Однако одинаково хорошо ему удавалось изобразить и животных, и людей. Он проиллюстрировал книги В. Берестова, Дж. Радари, А. Линдгрен, Б. Заходера, а также многих других писателей с мировым именем. Несколько работ художник создал в творческом тандеме со своей женой, автором повестей и сказок для детей, Ириной Токмаковой.
На его творчество большое влияние оказал авангардизм. Смелые, местами гипертрофированные, его рисунки запоминаются с первого взгляда яркостью и пластикой. Художник никогда не делал эскизов – старался сразу создать рисунок набело, если не получалось с первого раза, переделывал, и так – пока не доводил работу до совершенства. Он старался изобразить мир таким, как его видят дети.
Лев Алексеевич считал, что самое важное – это не терять лёгкость восприятия и детский взгляд на мир. Он говорил: «Мы, взрослые, как морские камешки — овальные, потертые. А дети — кристаллики, угловатые и часто более богатые в своих открытиях миров».
Любили ли вы в детстве книги с иллюстрациями советских художников?
Делитесь названиями ваших любимых книг в комментариях, а также не забывайте подписываться на наш блог «Море идей», чтобы не пропустить ещё больше интересный подборок и новостей мира детской литературы.