Когда я смотрю на фотопортрет Роберто Кустерле, не покидает впечатление, что передом мной клоун Вячеслав Полунин. Клоун, сняв маску, задумался и демонстрирует свое настоящее лицо. Лицо мыслителя. Уставший, мудрый, грустный клоун, после работы.
Включаем музыку Pergolesi "Stabat mater" (средневековая католическая секвенция) и вдохновляемся шедеврами
-Счастьем одарил людей? Иди, ты сделал свое дело. Теперь партию сыграет твое искусство.
Они безумно любят то, что творят.
"Интересно заниматься только тем, что невозможно. Остальное — неинтересно". (В.Полунин)
Сверх того, они, Полунин и Кустерле пересекаются в своей любви к одной стране...
"Любому надо бывать в странах, где радость жизни растворена в воздухе, как пузырьки в шампанском, — в Италии..." (В.Полунин)
Несомненно, фотограф-сюрреалист Роберто Кустерле похож на клоуна Вячеслава Полунина, и больше не внешностью, а глубиной идей, выражаемых в жанрах, напрямую для этого не предназначенных. Ведь перед ними всегда витает, как выражается Полунин "ужас повторения".
Попробуем услышать мысли Роберто, прислушаться к молчанию его фотографий...
Он родился в Гориции..., у подножия Альп, живет там и работает всю жизнь. Страна замков и гор его воодушевляет безмерно. И никто не знает точно, когда она появилась, страна.
Но он, конечно, думает, зачем существуют Италия и Гориция? Значит ,так было задумано Всевышним? Значит, для искусства.
А если есть город Гориция, то его должны охранять святые. Это Гермагор и Фортунато, которые безвинно были замучены и казнены в древние века, ибо несли слово Божие.
Он конечно, думает, а когда произошла их жизнь, и как они жили? Ведь этого тоже никто не знает: то ли во втором веке нашей эры, то ли в пятом, но знают, что после рождения Христа.
Каждый день он смотрит на этот замок. Летом он раскален, как металл на наковальне. А если приглядеться к зимним фотографиям замка - нас охватит странное волнение. Кажется: замок холоднее тех гор и перевалов, что виднеются за ним.
И тогда Роберто создает свои образы, которые похожи на старые замки.
Пережили осады и пожары.
Стали убежищем для птиц.
Покрыты налетом песка, и даже... приютили самые отважные травы и деревья. Что делать, деревьям, как и Роберто, не терпится доказать, что и на камнях они растут.
И что, может, камни и есть деревья, лишь надо разглядеть...
Где живой мир, а где мир мертвый?
Это знает ракушка, но я, Роберто Кустерле, не знаю, и это меня вдохновляет на сюрреализм.
Визит музы прилетает с гор, перевалов и средневекового замка; за сим лови пузыри воображения и можешь грезить, грезить, грезить. И Роберто писал картины, создавал инсталляции и пытался в этом увидеть свое предназначение..., не удалось. #Фотосюрреализм - с этим "-измом" он подружился, скорее, навсегда.
Встретившись глазами с этим парнем на фото выше, читаю Полунина: "На Кубе я как-то много часов наблюдал за парнем, вешавшем в гостиничном холле занавеску...".
Здесь есть и драматургия и режиссура, как у Полунина - кстати, еще одно объединяющее этих художников свойство.
До 2004 года городскую площадь Транзальпина в Гориции разделяла стена. Так обозначалась граница между Италией и Словенией. Пришло время развалить стену за ненадобностью. (Хотя на память можно было бы оставить пару-тройку кусков).
В творчестве #Роберто Кустерле тема преодоления границ проходит красной капроновой нитью. Границы жизни и смерти, смерти и бессмертия, творчества и забвения, гениальности и безумства, реального и ирреального, прекрасного и безобразного...
Все фотографии, за исключением фотопортрета художника и замка созданы Роберто Кустерле
Кстати, его антиподом можно назвать Кэла Ридбэка.
Спасибо!