Найти тему

Картины и рамы

С первых дней работы в Национальной галерее я, кроме самих картин, начала интересоваться рамами, в которые эти картины вставлены. Ведь рама (либо ее отсутствие) создаёт границы той сцены, которая изображена на картине.

Картина на стене представляет собой окно в другой мир, а картинная рама, наподобие оконной, заключает его в некие пределы.

Именно рама сама по себе придаёт картине дополнительную художественную ценность. С другой сторона, рама концентрирует наше внимание на картине, ограничивает картину от внешнего мира, выделяет её из окружающего мира. А если у рамы края скошены вовнутрь края, то она придаёт двухмерной картине глубину.

В Национальной галерее картины вставлены в самые разнообразные рамы. Причём, картины импрессионистов и их предшественников середины 19 века находятся в самых роскошных рамах, среди которых я долго выбирала самую красивую, богатую и искусно сделанную. И нашла!

Камиль Коро: Молодой пастух в скалах, 1842 г.
Камиль Коро: Молодой пастух в скалах, 1842 г.
Угол рамы
Угол рамы

Посмотрите на раму картины Камиля Коро. На этом шедевре необыкновенно тонкой работы по дереву вы увидите и причудливый орнамент, и насечку, и скошенные края.

Первые деревянные рамы начали изготавливать в начале 16 века в Италии и Франции. Мастера создавали на рамах удивительный орнамент с живописными или скульптурными вставками.

Делакруа: Всадник, на которого напал ягуар, 1855 г.
Делакруа: Всадник, на которого напал ягуар, 1855 г.

Во второй половине 19 века рамы для картин изготовляли с уникальной отделкой, стилизованными листьями, виньетками, углы рам украшали бронзовой отделкой.

Франц Тиле: Оливковый лес в Антиколи, 1894 г.
Франц Тиле: Оливковый лес в Антиколи, 1894 г.

А здесь рама идеально подходит к сюжету картины.

В 20 веке хотя и используется богатый багет, но потом сами рамы становятся проще.

Например, глядя на эту картину, вы не замечаете рамы, а увлекаетесь разгадыванием характеров изображенных на нём сестёр и монументальным спокойствием матери.

Божена Елинкова-Йираскова: Три сестра, 1930 г.
Божена Елинкова-Йираскова: Три сестра, 1930 г.

Картины художника Фолтына также не нуждаются в особо украшенных рамах.

Франтищек Фолтые: Композиция II, 1938 г.
Франтищек Фолтые: Композиция II, 1938 г.

Но портрет такой монументальной личности, как первый президент Чехословакии Т.Г.Масарик, должен быть помещён в столь же монументальную раму.

Войтех Гинайс: Портрет ТюГ.Мачсарика, 1919 г.
Войтех Гинайс: Портрет ТюГ.Мачсарика, 1919 г.

А здесь, на мой взгляд, пример весёленького кича: как сама картина Швабинского, так и рама, в которую она вставлена.

Макс Швабинский: Желтый зонтик, 1908 г.
Макс Швабинский: Желтый зонтик, 1908 г.

Везде фото автора.

А в какие рамы вы бы предпочли вставлять картины?