Арктика – холодная, пустынная и таинственная земля. Она издревле привлекала сильных и смелых, желающих бросить вызов природе. Энтузиастов в их стремлении не могли остановить ни холодные полярные ночи, ни сильные метели, ни равнодушное безмолвие ледников. Арктические снега давно замели следы первопроходцев, но их имена навеки вписаны не только в научные справочники, но и в интерьеры станций Петербургского метрополитена. Сегодня у нас есть замечательная возможность познакомиться с ними поближе. К счастью, в метро нет снега, а чтобы добраться до нужной станции, не обязательно иметь специальную экипировку и снаряжение.
В поисках Антарктиды
Художественное оформление станции метро «Приморская» посвящено морской тематике: скульптор Галина Додонова создала для интерьера четыре горельефных изображения русских и советских кораблей, с которыми связаны великие страницы истории отечественного флота.
На станции также изображены парусники «Восток» и «Мирный», открывшие Антарктиду 16 января 1820 года.
Сейчас ни у кого нет сомнений в существовании Антарктиды, но ещё два века назад над этим континентом висел знак вопроса. Было решено собрать экспедицию, которая подтвердила бы её существование. Либо опровергла.
Шлюп «Восток» построили в Санкт-Петербурге в 1818 году на Охтенской верфи. В том же году, только на Олонецкой верфи в Лодейном Поле, построили ледоход «Ладога», который позднее укрепили под нужны экспедиции и дали новое имя «Мирный».
3 июля 1819 года шлюп «Восток», командиром которого стал капитан второго ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, и шлюп «Мирный», возглавляемый лейтенантом Михаилом Петровичем Лазаревым, вышли из Кронштадта и отправились в кругосветное путешествие.
За два года экспедиции судна преодолели 49 723 мили, подтвердили существование Антарктиды и нанесли на карту 29 островов, названных теперь в честь русских полководцев и политических деятелей. Помимо этого, команды привезли с собой ценные ледовые и океанологические наблюдения, а также большую этнографическую коллекцию, состоящую из животных, птиц, растений и одежды жителей дальних стран. Также во время экспедиции были сделаны первые эскизы пейзажей Антарктики с местной фауной. Первый официально опубликованный отчёт об экспедиции составил два тома с атласом карт и дополнительных материалов.
Первые в Арктике
На станции «Приморская» находится ещё один интересный барельеф с изображением атомного ледокола «Арктика», который 17 августа 1977 года стал первым в мире ледоколом, достигшим Северного полюса. Атомоход провёл там 15 часов. За это время ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Перед уходом моряки спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением герба СССР.
Атомный ледокол был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе Ленинграда. Первым капитаном «Арктики» стал Юрий Кучиев. Удивительно, но никто из экипажа ледокола долгое время не знал о том, куда и зачем идёт судно. В пути радиооператору запретили выходить в эфир, чтобы не обнаружить себя. О том, что цель – Северный полюс, морякам сказали лишь после того, как «Арктика» прошла пролив Вилькицкого, соединяющий моря Карское и Лаптевых. Кстати, первый иностранный корабль достиг полюса только спустя пятнадцать лет после советской «Арктики».
Недалеко от станции «Приморская» расположен Арктический и антарктический научно-исследовательский институт. Он ведёт комплексные исследования в Арктике и Антарктике в области океанографии, физики льда, океана и вод суши, метеорологии, взаимодействия океана и атмосферы, геофизики, полярной географии и многих других. В честь института были названы острова Арктического института в Карском море.
Адмиралы в метро
На станции метро «Адмиралтейская» размещено восемь медальонов с портретами прославленных адмиралов. Скульптуры выполнены Валентином Дмитриевичем Свешниковым и Альбертом Серафимовичем Чаркиным.
На одном из медальонов представлен портрет Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена – знаменитого российского мореплавателя. Именно он командовал шлюпом «Восток» в экспедиции по поиску Антарктиды.
Далее можно увидеть барельеф с изображением Степана Осиповича Макарова – русского военно-морского деятеля, океанографа, полярного исследователя, кораблестроителя, вице-адмирала и автора семафорной азбуки, которая используется на флоте и сейчас. Известен его огромный вклад в развитие отечественных ледоколов.
А на станции метро «Балтийская» над входными дверями за колоннадой размещено шесть барельефов с изображением великих русских адмиралов и флотоводцев. Про них мы уже рассказывали – это первооткрыватель Антарктиды Михаил Петрович Лазарев и полярный исследователь Степан Осипович Макаров. Первый барельеф выполнил Александр Стрекавин, жизнь которого тоже какое-то время была связана с флотом, куда он поступил добровольцем. Автором второго барельефа стал Александр Овсянников. Установка барельефов на станции «Балтийская» не случайна: оба всегда считали себя балтийцами.
Все в музей!
Стоит упомянуть ещё об одном «арктическом» месте на карте Петербурга – это Российский государственный музей Арктики и Антарктики, который находится недалеко от станций метро «Владимирская» и «Достоевская».
Импульсом к открытию музея послужило активное освоение арктических территорий советскими учёными. Здесь можно увидеть самые разнообразные экспонаты: от живописных полотен до деталей различных судов. Особый интерес, особенно у юных посетителей, вызывают чучела животных. В залах музея можно встретить белого медведя, волка и даже колонию пингвинов. Количество экспонатов – около 100 тысяч.
Арктика продолжает оставаться в центре внимания общественности. Это место удивительной природы и полезных ископаемых. Как использовать второе без вреда для первого? Эти и многие другие вопросы решаются на Арктическом совете. В 2021–2023 годах в нём будет председательствовать Россия.