Продолжение, предыдущая статья здесь
САДЫ РЕГУЛЯРНЫЕ
Появились в России после начала ее «петербургского периода». Природа в регулярном саду организовывалась человеком и фактически являлась продолжением дворца, дома. Подстриженные деревья и кусты превращались в шпалеры – плотные и высокие живые стены. Тут же располагались рощицы-боскеты, в них устраивались кабинеты с садовой мебелью. Вода была в рукотворных источниках – фонтанах, декоративных бассейнах.
Старейший сад северной столицы – Летний – заложен в 1704 году с многочисленными фонтанами, птичниками и зверинцами. В 1721 – 1724 годах архитекторы А. Шлютер и Г. Таттарнови возвели там Грот – прямоугольный павильон с колоннами и куполом. На его месте теперь находится Кофейный домик, построенный К. Росси.
В 1712 году на территории, имевшей шведское название Перузина (огромное пространство от речки Кривуши – Екатерининского канала до Безымянного ерика – реки Фонтанки и южнее речки Мьи – Мойки), Петр для своей жены Екатерины стал организовывать вокруг ее дворца новый сад. Тут были посажены фруктовые деревья и разбиты и разбиты огороды, в пяти прудах содержали живую рыбу, а в оранжереях выращивали бананы и ананасы. Через Мойку для царицы устроили наплавной мост. Современное Марсово поле одно время тоже было регулярным садом. В 1740-х годах его создали по проекту М. Земцова. Сад получил название «Променад». Он просуществовал до воцарения Павла 1, который устроил здесь военный плац.
Атмосферу вечнозеленого лета воссоздавал сад Конногвардейского дома князя Потемкина-Таврического. В последней трети 18 века этот сад считался настоящим чудом столицы. Центральную его часть архитектор Старов выполнил в виде ротонды, посреди которой была была установлена мраморная фигура Екатерины Великой, созданная Ф. Шубиным. Сам сад организовал англичанин Уильям Гульд, получавший семена и луковицы растений из Голландии и Англии. Тут росли лавры, мирты, цитрусовые и жасминовые деревья, которые цвели и плодоносили. Павел 1 превратил дворец в казарму, но при Александре 1 сад восстановили. В мае 1889 года в Таврическом дворце прошла международная выставка садоводов.
Возле нового дворца у Аничкова моста в ноябре 1743 года по приказу царицы Елизаветы стали разводить сад. Усадьба занимала обширное пространство от Фонтанки до нынешней Садовой улицы. Для посадки садовый мастер Гейзер приобрел «штамбоумов липовых 4000 дерев, шпалерных кленовых 3000 дерев, орешнику 350 кустов, яблоней 200, вишен 300 дерев, зхаморских абрикосовых, сливовых мореных 200 дерев, виноградных ломбардских и целлерских орехов, розановых, смородины и крыжовнику 5350 кустов». Созданный сад царица подарила своему возлюбленному Разумовскому.
Екатерина Великая переподарила сад Потемкину. Тогда же был построен «итальянский дом», где давала представления итальянская труппа. В 1798 году архитектор Е. Соколов перестроил театр под библиотеку. В 1820-х годах К. Росси на части территории сада создал площадь с театром. Оставшуюся часть сада украсили ажурной решеткой. Так на Невском проспекте появился великолепный ансамбль, состоящий из дворца, сада, театра и библиотеки.
В Юсуповском саду на Садовой улице в 1865 году открыли каток. Именно на нем были воспитаны первые российские фигуристы. Здесь в 1887 году «Санкт-Петербургское общество любителей бега на коньках» создало первую в стране школу конькобежцев. Здесь же в 1896 и 1903 годах проводились чемпионаты Европы по фигурному катанию.
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович (1826 – 1889). Великий русский писатель большую часть своей творческой жизни провел в городе на Неве. «В Петербурге я всегда работаю как-то легко», - сообщал он в письме Некрасову. Будущий писатель с осени 1838 года учился в Царскосельском лицее, переведенном с начала 1844 года в столицу на Каменноостровский проспект, 19. По окончании лицея, с мая по декабрь 1844 года молодой человек живет в семье брата на Офицерской улице в доме 20, построенном архитектором Жако (теперь улица Декабристов, 19). Перед ссылкой в Вятку Салтыков-Щедрин служил в канцелярии военного министерства на Адмиралтейском проспекте, а жилье снимал на набережной реки Мойки, 8. Из столицы писателя выслали за повесть «Запутанное дело», в которой Петербург производил запутанное и неприятное зрелище». В нем «все было благополучно, даже пьяный мужик преспокойно лежал себе посреди самой улицы и не был поднят».
В Вятке Салтыков-Щедрин находился с 1848 по 1856 год. После работы в провинции он окончательно поселился в Санкт-Петербурге в 1868 году. В прозе писателя невозможно найти восторгов по поводу парадных фасадов и городских ансамблей. Продолжая оставаться гневным сатириком, Салтыков-Щедрин иногда писал удивительно светлые картины: «Я обернулся: сзади меня расстилалось зеркало Невы, все облито тихим мерцанием белой майской ночи. Воздух был недвижим, деревья в соседнем саду словно застыли, на поверхности реки – ни малейшей зыби, с другой стороны реки доносился смутный городской гомон и стук, здесь, на Выборгской – царствовала тишина и благорастворение воздухов…»
В столице Салтыков-Щедрин вел довольно уединенный образ жизни, не выходя в свет, презирая все, что ему казалось «бессмысленно, бессовестно, фальшиво, надменно, цинично». Однако он любил бывать на музыкальных вечерах у С. П. Боткина (Загородный проспект 22). Последний адрес писателя в Петербурге – Литейный проспект, 62 (ныне № 60)
В Ленинграде улицу Кирочную переименовали в улицу Салтыкова-Щедрина. Теперь она опять стала Кирочной.
Продолжение следует...
- Предыдущая глава
- В начало
- Спасибо, что дочитали до конца! Если тебе, читатель, нравится, жми палец вверх, делись с друзьями и подписывайся на мой канал!
Встретиться с автором и задать вопросы лично вы всегда можете в музее "Реалии Русского Рока", все подробности здесь. Также, если захотите, вы можете поддержать музей любым пожертвованием. Благодарю всех друзей Музея.