На формирование уникальной японской культуры повлияло множество факторов, не в последнюю очередь и религиозные воззрения, которые к периоду средневековья представляли собой интересный сплав из сугубо местных верований и культов, с привнесёнными учениями Китая. О национальной японской религии синто я писала в предыдущей статье. Здесь же поговорим, о тех учениях, которые были заимствованы из Поднебесной (об этом читайте в соответствующих статьях), но приобрели вполне самобытные черты, попав в Страну Восходящего Солнца.
Дзен-буддизм
В VI веке нашей эры из Китая на территорию Японии проникает буддизм. Он распространился в VIII-IX вв. в аристократической среде (в основном) в виде течения дзен (китайское – чань). Суть проповеди дзен-буддизма сводилась к возможности приобщения к Будде и достижения состояния Просветления благодаря сато́ри – внезапному Озарению, подобному вспышке молнии во тьме, ведущему к прижизненному спасению души.
Особое значение дзен-буддизм приобрёл во время правления сёгу́нов. В этот период он стал государственной религией и определяющим фактором в формировании культуры военной японской знати – самура́ев (буси). Её расцвет приходится на XIII–XVII вв. Дух буддизма, как нельзя лучше, соответствовал основным принципам воинского духа с проповедью культа долга, презрения к мирским благам и неустрашимости перед лицом невзгод и смерти.
Кроме того, одним из способов приближения к сатори в дзен-буддизме считалось выполнение физических упражнений, которые изначально были направлены на самосовершенствование и умение управлять своим организмом, но, со временем переросших в практику боевых искусств (кэндо, айкидо, каратэ, сумо и др.), представляющих для японцев не столько практическое, сколько ритуально-символическое значение.
Важно, что кроме воспитания мужества и силы духа, дзен настраивал и на особом отношении к прекрасному, присутствующему во всех явлениях окружающего мира. Ведь умение увидеть красоту и гармонию мироздания даже в малых, отдельных его проявлениях могло привести последователя этого вероучения к сатори. Поэтому самурай классического периода средневековья – это человек, который, не дрогнув, может убить врага или расстаться с собственной жизнью, если того требует долг или честь. Однако этот же суровый воин может с благоговением уронить слезу над увядшим цветком сакуры, а, решившись на харакири (сэппуку), непременно напишет перед его осуществлением философское, лирическое стихотворное послание.
Проповедуемое дзен-буддизмом, умение видеть Целое в самых малых обыденных вещах, Бесконечное в сиюминутном, повлекло за собой появление важного специфического понятия японской культуры - «укиё» («бренный мир», «суетное существование», «изменчивый мир»). В каждом проявлении жизни последователи дзен видели возможность мгновенного просветления, дающего прижизненное спасение. Поэтому даже ничем не примечательные простые вещи или действия, по мнению японцев, были достойны восхищения, любования и наслаждения ими.
Отмечу, что японцы стремятся и умеют находить прелесть не только в радостных моментах жизни, но и в печальных. По их мнению, прекрасны не только сами мимолётные мгновения бытия, но и собственно факт их мимолётности, что обозначается термином «мудзё-но аварэ»(«печальное очарование мимолётности»). Ведь, согласно учению дзен, не смотря на конечность и обязательную смерть, ожидающую всё и всех, наполненная красотой жизнь не бессмысленна: чем короче существование чего-либо или кого-либо, тем оно кажется ярче, прекраснее и ценнее, и именно мимолётность придаёт ему дополнительное очарование. Средневековый писатель-монах Кэнко-хоси в «Записках от скуки» писал:
«Если бы жизнь могла продолжаться без конца, не улетучиваясь, подобно росе на равнине Адаси, и не уносясь, как дым на горе Торибэ, ни в чём не было бы очарования. В мире замечательно именно непостоянство».
Категория «укиё» была связана с ещё одним сугубо японским понятием – «югэ́н» - «ускользающее очарование» («сокровенная красота») чего–либо бренного, недолговечного, проходящего, которое становится объектом философских размышлений и определённого рода эстетической категорией, служащей мерой всего окружающего. Созерцание, проникновение в суть вещей или явлений, «открытие» внутренней красоты чего-либо, «прячущейся» за его внешней оболочкой – всё это может стать толчком к озарению, познанию Истины.
Бусидо.
Значительно повлияло на формирование самурайской культуры, пришедшее из Китая и переосмысленное по-японски (в русле дзен-буддизма и синтоизма) учение Конфуция. Именно конфуцианство с его строгой социально-иерархической структурированностью и идеалом «благородного мужа» послужило основой создания своеобразного кодекса поведения самурая, получившего название «Бусидо́» («Путь воина»).
Профессиональный самурай должен был владеть восемнадцатью видами оружия, техниками ведения рукопашного боя и умением великолепно держаться в седле. Главной доблестью идеального воина объявлялось следование долгу и служение господину. Более всего ценилось самураями умение сохранять хладнокровие перед лицом смерти. Также он должен был обладать такими чертами характера как мужество, стойкость, умеренность во всём, презрение к материальным благам и лишениям разного рода.
Всё это не исключало и высокой образованности самурая, понимания красоты, любви к искусству и наличию каких-либо художественных навыков (умение писать стихи, картины, создавать икэбаны и т.д.). Теоретик японского военного искусства Дайдодзи Юдзама так описывает настоящего воина:
«Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть; в делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце. Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным; он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и от десяти до одного. Если на войне самураю случится проиграть бой, и он должен будет сложить голову, ему следует назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности. Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уже о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и для постижения чайной церемонии».
Безусловно, такое почтительное отношение к сфере прекрасного в среде самураев (эстетика их мышления) во многом диктовалась дзенской культурой, распространённой в аристократических кругах, пропитывавшей все сферы жизни высокопоставленных японцев.
Интересно, что мы ассоциируем само понятие «самурай» только с мужчинами, однако кодекс "буси" позволял становится воинами и женщинам. Такие девы-воительницы назывались «онна-бугэйся» и при их обучении военному делу не было никаких поблажек в связи со "слабостью пола". Их главное оружие - «нагината» – длинное и легкое копье с лезвием, напоминающим кривой меч, оставляло врагу мало шансов уцелеть во время битвы.
В Японии существует древняя легенда о том, как богиня Аматэрасу, разгневанная проделками, совершаемыми Сусаноо, скрылась в тёмном гроте и лишила мир солнечного света и тепла. Другим богам удалось выманить её из убежища с помощью крика петухов, а также подарков – зеркала и яшмового (нефритового) ожерелья. Позже к этим священным предметам добавился меч, добытый Сусаноо из хвоста дракона. Зеркало, яшму и меч Аматэрасу позже подарила своему внуку, а он - своему потомку- первому императору Японии.
Эти предметы передавались властителями страны по наследству и являлись символами священной власти японских императоров, представляя собой важнейшие качества правления - доблесть (камень), мудрость (зеркало) и благожелательность (меч).
Кроме того, они олицетворяют собой три важнейших для этой страны духовных учения: синто, дзен-буддизм и конфуцианство (в форме бусидо).
- Так яшма (нефрит), символизирует культ предков и основы синто, обожествляющие природу и древность.
- Зеркало олицетворяет чистоту, созерцание и самопостижение, проповедуемые учением дзен.
- Меч же является главным атрибутом самурая, проявлением его духа и мужества, заповеданные в кодексе воинской чести - "бусидо".
Таким образом, из сплава религиозно-филососфских учений: национальной религии – синтоизма, дзен-буддизма и конфуцианства в течение нескольких столетий возникла удивительная японская культура, в которой сочетаются суровость и сентиментальность, внешняя регламентированность поведения и внутренняя свобода, простота форм и сложность содержания, боевой дух и умение видеть и ценить прекрасное во всех проявлениях жизни.
Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре средневековой Японии:
Как японцы видят мир. Особенности традиционной японской культуры.
Немного японской истории. Периодизация культуры.
Во что верили японцы. Синто.
Дзен и бусидо, или, во что верили японцы.
"Записки от скуки". Или как развивалась литература в средневековой Японии.
"Как сказать в чём сердца суть?..." О японской классической поэзии.
Архитектура средневековой Японии. Золотой павильон - Кинкакудзи.
Японская средневековая архитектура. Замки самураев.
Японский сад.
Традиционный японский дом
Японская чайная церемония - тя-но-ю
Икэбана - философия и искусство.
Ямато-э - живопись Страны восходящего солнца.
Cуми-э (суйбоку-га) - живопись через призму дзен.
Укиё-э - японская гравюра.
Японская средневековая скульптура. От буддийского канона к нэцкэ.
Традиционная японская музыка - гагаку.
Японский театр Но.
Театр Кабуки - экстракт японского "национального духа".
Если вы интересуетесь историей религий, то краткие сведения о различных религиях и верованиях, вы можете найти в моих публикациях:
Во что верили и чему поклонялись наши предки?
Древняя Месопотамия колыбель цивилизации?
Зороастризм
Древний Египет. Пантеон богов и культ смерти.
Священные животные. Культ кошек.
Тенгрианство - религия степи
Во что верили древние греки?
Во что верили и кому поклонялись древние римляне
Что такое индуизм?
Коротко о буддизме.
Джайнизм. Кратко о вероучении.
Учение об Ян, Инь и У-син, и другие древнейшие верования китайцев.
Конфуцианство. Кратко.
Даосизм. Кратко.
Чань-буддизм. Кратко.
Во что верили Японцы. Синто.
Дзен и бусидо, или, во что верили японцы.
Средневековье. Что скрывает этот термин? Авраамические религии.
Христианство - кратко о вероучении.
Древние верования славян. Принятие христианства на Руси.
Ислам. Кратко об особенностях вероучения
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.