Найти тему
6000 миль до Голливуда

Уловка-22

Оглавление

(Catch-22, мини-сериал, 2019, США)

Многоликий Жорик Клуни мастер играть абсолютно любых солдафонов: и умных ("Три короля"), и чокнутых ("Безумный спецназ"), и скучных ("Охотники за сокровищами"), и беспросветно тупых, как здесь.
Многоликий Жорик Клуни мастер играть абсолютно любых солдафонов: и умных ("Три короля"), и чокнутых ("Безумный спецназ"), и скучных ("Охотники за сокровищами"), и беспросветно тупых, как здесь.

Не припоминаю, смотрел ли я первую экранизацию (1970, реж. Майк Николс) этой американской литературной классики - романа Джозефа Хеллера. Возможно, что и нет. Однако, как уверяют знающие люди, после выхода "Уловки-22" в мини-сериальном формате, смысл возвращаться к той картине полувековой свежести более отсутствует. Ибо Джордж Клуни со товарищами тряхнул своей ещё не старческой сединой и выдал нам новую, 270-минутную киноверсию хеллеровского сюжета. Возможно, не шедевральную (хотя кто-то скажет и так), но то, что она станет классикой современного телесериала, это бесспорно. Ибо перед нами взаправду штучный продукт отменной выделки , чего уж там. Как по тематике, так по стилю и качеству исполнения.

Завязка "Уловки-22" тоже крайне неординарная.
Призванный на фронты Второй мировой, американец Джон Йоссариан (хотя правильно-то наверняка "Дживан Есаян", чего стесняться) - вот так сюрприз! - не хочет воевать. Ведь в процессе войны он может погибнуть, что не входит в его планы на будущее. Поэтому Джон нарочно идёт учиться на наводчика бомбардировщика, будучи уверенным, что пока он освоит эту непростую науку, война успеет закончиться.

Ага, щазз!
Стратегия Джона терпит облом, когда его в 1944-м отправляют воевать в Италию, в лётный полк на острове Пианоза, что расположен в Тирренском море, чуть юго-западнее знаменитой Эльбы. Оттуда Йоссариан с соратниками и летают бомбить фашистов на Апеннинском полуострове. И где Джон по-прежнему не теряет надежды досрочно уволиться в запас. Любым из "относительно честных способов", которые он пытается изобрести едва ли не ежедневно.

Маэстро Хью Лори!  Роль пусть и небольшая, зато ну очень уж... хьюлористая.
Маэстро Хью Лори! Роль пусть и небольшая, зато ну очень уж... хьюлористая.

Официальный же способ расстаться с постылой и смертельно опасной службой до окончания войны был один: совершить 25 боевых вылетов и выжить. Рискованная лотерея, но в принципе выполнимая, тем более, что своей военной профессией Джон овладел-таки на отлично. И теперь мало-помалу, но приближался к заветной "двадцать пяточке".

И было бы ему счастье, если бы командовать полком вдруг не назначили нового полковника. Который буквально с порога заявил, что 25 вылетов для настоящих американских героев просто курам на смех. И взялся раз за разом повышать эту квоту, лишая Йоссариана и без того невеликих шансов осуществить свою мечту. После чего его персональная тактическая война с Системой разгорелась ещё отчаяннее, а разорвать её бюрократические парадоксы стало, кажется, абсолютно нереально.

Считать "Уловку-22" комедией будет неверно, пусть даже в ней очень много сцен, где вы будете искренне хохотать. Она - это, скорее, циничная военная сатира в духе "Солдат Буффало", "Трёх королей" и не менее мощного сериала, чем этот, "Поколение убийц". Сюжет, где ирония и чёрный юмор соседствуют с по-настоящему драматичными и трагичными сценами. Причём соседство это вовсе не эклектичное, а очень даже гармоничное. Что, разумеется, удаётся смешать в съедобный винегрет далеко не каждому кинотворцу, но "Уловке 22" повезло. Её делали действительно толковые ребята, и то, что они в итоге не облажались - как раз закономерность, а не неожиданность.

- Совсем они там в своём "Героизм Эрлайн" охренели, брат! Не пустим, говорят, тебя на борт твоего же бомбардировщика с такой большой сумкой, иди сдавай её в багаж!
- Совсем они там в своём "Героизм Эрлайн" охренели, брат! Не пустим, говорят, тебя на борт твоего же бомбардировщика с такой большой сумкой, иди сдавай её в багаж!

***

В общем, именно то, что мудрый доктор прописал: высококлассная военно-армейская сатира, сыгранная знатоками своего дела и, главное - не затянутая. Шесть 45-минутных эпизодов, это примерно как два больших фильма, которые можно, не напрягаясь, позволить себе вечерком праздничного или выходного дня. Правда, при условии, что ваши несовершеннолетние дети будут заняты чем-то другим, поскольку им большинство местных шуточек видеть пока рановато.

Так же отрадно, что "Охотники за сокровищами" оказались лишь эпизодическим провалом Джорджа Клуни - не только талантливого актёра, но и режиссёра. Который не преминул отметиться ролью и в "Уловке22"- само собой, под стать духу фильма, такой же яркой и безбашенной.

Трейлер фильма: