История человечества - это история не только его жизни, но и его смерти. Все, кто жил прежде, умерли, за исключением Еноха и Илии, а те, кто живет сейчас, тоже скоро умрут. Вспомните, сколько из ваших знакомых умерло за последние десять лет. Когда Соломон написал: “Живые знают, что умрут”, - он высказал то, о чем мы все знаем, но не любим думать. Единственное, что может спасти нас от смерти, - это второе пришествие Иисуса при нашей жизни, ибо тогда мертвые воскреснут, а живые изменятся. Павел писал: “Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся” (1 Кор. 15:51, 52). Когда Он придет, живые преобразятся.
Всех нас ждет смерть, потому что так определил Бог. Человеку назначено физически умереть вследствие греха Адама и Евы, вкусивших запретный плод.
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:22-24).
Павел говорил: “Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1 Кор. 15:22).
Прегрешение Адама и Евы принесло в мир грех и - через грех - смерть. Павел писал в связи с этим: “Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” (Рим. 5:12).
Здесь речь идет о духовной смерти. Каждый отвечающий за свои поступки человек умирает духовной смертью из-за своего собственного греха. Духовная смерть - это такая же реальность, как и смерть физическая.
Вполне логично ждать смерти в любом возрасте, потому что люди умирают и молодыми, и старыми, и в расцвете сил. Большинство из нас надеется прожить долгую жизнь и умереть в преклонном возрасте. Богатый землевладелец в Лк. 12 накопил много земного добра и надеялся пользоваться им “многие годы”. Он никак не ожидал, что скоро умрет! Но Бог сказал: “Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?” (Лк. 12:20). Миллионы живущих ныне людей тоже думают прожить долго. Когда смерть вдруг предстает перед нами, мы изумляемся и принимаем ее лишь с большим трудом.
В момент смерти “внутренний человек” отделяется от “внешнего человека”. Наш дух покидает бренный храм, в котором он обитал. Иаков говорит: “Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва” (Иак. 2:26). В Лк. 16:22, где рассказывается о смерти нищего, мы читаем, что его дух отделился от пораженного струпьями тела, обернутого в лохмотья, и был отнесен ангелами на лоно Авраамово. То же самое происходит и тогда, когда умирают верные христиане. Ангелы Божьи переносят нас истинных (внутреннего человека) в рай, где мы будем ожидать своего воскресения в последний день.
Многие из живущих сегодня думают, что смерть совершит в них некие необычные преобразования, которые они сами не хотят производить в себе при жизни. Одним из самых больших сюрпризов судного дня будет ужасающее открытие, что смерть не изменяет их духовного состояния пред Богом.
I. ЧЕГО НЕ НАДО ОЖИДАТЬ ОТ СМЕРТИ
Нам не следует думать, что мы, умерев неспасенными, в последний день воскреснем спасенными и прославленными. Чтобы спастись, мы должны быть “во Христе”. Пребывание “во Христе” предполагает отношения, при которых существует “спасение... с вечною славою” (2 Тим. 2:10). Иоанн говорил: “Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную и сия жизнь в Сыне Его” (1 Ин. 5:11). А Павел писал галатам: “Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись” (Гал. 3:26, 27).
Но нельзя войти “во Христа” после смерти. Царь Езекия писал: “Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою” (Ис. 38:9, 18). Значит, за порогом жизни человек не может покориться евангелию и войти “во Христа”. Мы можем войти во Христа только при жизни на земле. Поэтому нам не следует думать, что мы умрем вне Христа, а на утро воскресения восстанем “в Нем”. Друзья, если кто-либо из вас сегодня не “во Христе”, вам нужно покориться евангелию и “облечься во Христа”. Покайтесь в ваших грехах, исповедайте вашу веру в Иисуса и креститесь “во Христа”. Когда в день Пятидесятницы обремененные грехом люди в отчаянии спрашивали Петра, что же им делать, он ответил: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов - и получите дар Святого Духа” (Деян. 2:38).
Напрасно думать, что можно умереть христианином-отступником, а с приходом Иисуса воскреснуть глубоко верующим человеком. Смерть не сделает из отступника верного христианина. Если мы умираем, будучи нечестивыми и духовно грязными, мы и воскреснем нечестивыми и духовно грязными. Вот что говорил Соломон: “Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет” (Еккл. 11:3).
В судный день мы предстанем перед Христом с тем духовным багажом, который мы накопим к моменту смерти. Покаяться в своем пристрастии к земным ценностям и в отступничестве нужно сейчас, пока мы еще живем на этой земле. Отк. 2:5 говорит: “Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься”.
Не следует думать, что можно умереть лжецом, а воскреснуть правдивым. Не ждите, что умрете вором, а воскреснете честным человеком. Нельзя умереть убийцей, а воскреснуть не имеющим вины. Пьянице не удастся воскреснуть трезвенником, раскольнику и возмутителю спокойствия - миротворцем. Не обольщайтесь, что можно предстать чистым пред Богом и угодным Ему, если до смерти вы нарушали супружескую верность. Позвольте мне еще раз со всей силой, на какую я только способен, подчеркнуть: сделать необходимые изменения в своей жизни и исправить допущенные ошибки мы можем только сейчас, когда у нас еще есть время и возможность. Смерть ничего не изменит ни в характере, ни в состоянии души.
II. ЧЕГО НАМ ЖДАТЬ ОТ СМЕРТИ
Практически каждый человек боится смерти и смотрит на нее как на нечто отвратительное и ужасное. Большинство из нас представляет себе смерть жутким чудовищем с широко открытой пастью, которое готово проглотить нас, навсегда отняв у нас радость и счастье. Я думаю, многие христиане больше страшатся мучений во время смерти, чем чего-либо иного. Но в действительности для христиан смерть - это время блаженного перехода от жизни, ограниченной немощами плоти, к жизни, свободной от пут, в лучшем, исполненном великолепия царстве; время приветствия ангелов, которые перенесут нас на своих позолоченных крыльях в лоно Авраамово; дверь, через которую мы входим в счастливое царство, где нас будут приветствовать святые Божии всех времен.
Представление о том, что нас ждет после смерти, можно получить из Отк. 14:13, где голос с неба говорит Иоанну: “Напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними”. Это небесное откровение показывает, что в момент смерти христиане входят туда, где царит покой, и что добрые дела, которые они совершили на земле, следуют за ними. Эти добрые дела будут напоминанием об их верном служении при их жизни на земле.
В Рим. 2:16 Павел показывает, что даже потаенные дела людей, скрытые от глаз других и неизвестные им, станут явными в судный день. Соломон говорит то же самое: “Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо” (Еккл. 12:14).
Воины, побывавшие в сражении, знают, что такое блаженство отдыха после боя. Каждому земледельцу знакомо то удовольствие, которое он испытывает, когда может отдохнуть в конце трудового дня. Воинам Христовым, направлявшим сверкающий обоюдоострый меч Духа против врагов Господа, тоже гарантируется сладкий отдых. Утомившиеся святые, которые трудились в Господнем винограднике, включая даже тех, кто пришел в виноградник в одиннадцатом часу, сядут с Авраамом, Исааком и Иаковом в вечном царстве Божьем отдохнуть от своих трудов. Автор Послания к Евреям говорит:
«Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. ...Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр. 4:1, 11).
Христиане также вправе ожидать от смерти всех богатств, какие только есть на небесах. Они будут там ждать нас, надежно охраняемые Господом. Иисус говорил:
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6:19, 20).
Даем ли мы кружку холодной воды томимому жаждой, одеваем ли нагого, делимся пищей с голодным или помогаем несчастному, мы тем самым “собираем себе сокровища на небе”. Когда Иисус сказал: “Собирайте себе...”, - Он сделал это повеление личной обязанностью каждого. Как сумма, положенная на хранение в банк, растет на счету благодаря начисляемым процентам, так и эти основанные на любви и сострадании акты милосердия и щедрости по отношению к нуждающимся и то, что мы “откладываем, сберегая”, в сокровищницу церкви на благотворительную и евангелизационную работу, приложатся к нашему счету в вечности. Павел подчеркивает эту важную истину в 1 Тим. 6:17-19, где он призывает нас творить добро, богатеть добрыми делами, быть щедрыми и общительными. Таким образом, мы закладываем для себя хороший фундамент на будущее и обеспечиваем себе жизнь, которая и есть самая настоящая жизнь.
Воры, кризисы, правительства, катастрофы, чиновники и власти не могут лишить нас сокровищ, которые лежат в небесном банке. Те из наших сокровищ, что мы скопили на земле, мы не можем взять с собой в загробную жизнь, но мы можем послать их впереди себя, пока мы еще живы. Пусть наступает смерть: они все уже в небесном банке, охраняемые единственным надежным Банкиром из всех.
После смерти Божьи люди могут надеяться на облегчение от страстей, оков и слабостей плоти. Павел говорит нам, что Христос “уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все” (Фил. 3:21). Какое это будет блаженное облегчение, когда мы навсегда освободимся от обжигающих страстей, терзающей физической и душевной боли и глубокой скорби - от всего, характерного для бренного тела! Павел писал:
«Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2 Кор. 5:1-4).
Верные христиане знают, что они “сбросят свою бренную скорлупу” с ее болезнями, страданиями, горем, страхом смерти и облекутся в наши славные духовные тела, которые, как сказал Иисус, “равны ангелам” (Лк. 20:36) и предназначены для вечности. И хотя Иоанн писал, что “еще не открылось, что будем” (1 Ин. 3:2), нас согревает благословенная уверенность в том, что “нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас” (Рим. 8:18), и упование на то, что мы “освобождены будем от рабства тлению в свободу славы детей Божиих” (Рим. 8:21). Нам дано право надеяться на то, что, преобразившись в момент воскресения, мы уподобимся Христу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чего вы ждете от смерти? Вправе ли вы ожидать этого? Идя к долине смертной тени, помните, что старуха с косой не сделает никаких радикальных изменений в вашей сущности или в состоянии вашего духа пред очами Божьими. Какие вы в тот момент, когда входите в леденящие воды реки смерти, такими вас и увидит Бог, когда вы перейдете эту реку.
Единственный разумный и надежный шаг, который человек может предпринять в этой жизни, - это покориться евангелию Иисуса и жить верной жизнью, которая прославит и возвеличит Бога.