Найти в Дзене
Тёмная Эстетика

Quake, кто такие строгги?

Оглавление
Постер Enemy Territory: Quake Wars.
Постер Enemy Territory: Quake Wars.

В некотором смысле, Quake это уникальная франшиза: все игры серии радикально отличаются друг от друга, у франшизы нет общего сюжета, нет единой игровой вселенной, нет какого либо смысла в происходящем. Почти. Не смотря на весь этот хаос и раздрай, три части квейка всё смогли выстроить единый мир со своим сюжетом и, имхо, именно эти три части поэтому и стоит считать главными играми в серии Квейков. Речь идёт о противостоянии людей и инопланетян-киборгов – строггов.

Этому выпуску нужна ностальгическая музыка.

Первая Квака, не в тему

Quake 4
Quake 4

С точки зрения целостности идеи и контента, самый первый Quake был страшным раздраем: во время разработки игровой сеттинг и жанр игры менялись бесконечное количество раз, что привело к тому к чему привело: замковые уровни почему-то иногда сменяются техногенными, морпехи воют на одной стороне с монстрами, в этом всём ещё замешаны отсылки к творчеству Лавкрафта, и практически ничего этому нет никакого внятного объяснения. Типа давай зачисти несколько уровней в разных измерениях, убей босса и всё, досвидание. Даже само название игры уже было не в тему, поскольку является именем персонажа которого в игре нет и нигде никак не упоминается. К счастью для компании Id, всё это мало кого интересовало, поскольку Quake стал самой первой 3D FPS игрой (а не псевдо-3D как, например, Doom), да и вообще, был революционен для 1996 года. А ещё, для неё написал саундтрек не кто-то, а легендарный индастриальщик Трент Резнор из Nine Inch Nails. Похоже, что в Id поняли, что следующая игра должна иметь более внятный концепт и уже в 1997 году выходит Quake 2, знакомя нас со строггами.

Предыстория строггов?

Quake 4
Quake 4

Точное происхождение строггов никогда не было объяснено и догадок иногда здесь больше чем фактов. Наверняка ясно только одно: всегда они такими не были. Информацию о лоре строггов можно получить из трёх игр: самая важная игра в плане лора это Quake 4, менее важной является Quake 2 и наименее информативной является Quake Wars: Enemy Territory. Полностью за бортом этой игровой вселенной находятся такие игры серии как Quake, Quake 3 и Quake Champions.

Quake 4
Quake 4

Строгги это раса киборгов, преимущественно гуманоидных. У стороггов практически полностью отсутствует чисто механические члены их общества - все строгги используют живую плоть как запчасти для своих механизмов. Прослеживается тенденция, что чем больше у строгга плоти, тем ниже его статус, в то время как наиболее крутые строгги почти что полностью лишены плоти. Так же, у строггов на 100% милитаризированное общество: понятие гражданских у них в принципе отсутствует, абсолютно каждый строгг имеет своё место в армии и военной иерархии. Дипломатия и переговоры это точно не про строггов: они или нападают или нет, третьего не дано. Лидером строггов является Макрон. Язык строггов напоминает комбинацию ломанного английского и непонятных звуков, а их письменность - некий восточный алфавит, нечто между китайской и арабской письменностью.

Макрон, лидер строггов. Ой…
Макрон, лидер строггов. Ой…

Судя по абсолютному преобладанию гуманоидов в рядах строггов, а так же практически полному отсутствию чего либо похожего на нечеловеческую плоть, можно предположить, что когда-то давно будущие строгги были не просто обычными гуманоидами, а скорее всего выглядели идентично земным людям. Неизвестно насколько далеко уходит история их расы, но понятно, что в один момент машинное начало взяло вверх над животным началом. Скорее всего, разработчики таким образом хотели показать возможный исход если люди будут продолжать слишком сильно зависеть от технологий и во что человек может эволюционировать, если не будет осторожен. В Quake 4 крайне вскользь упоминается, что в прошлом строггов имел место быть некий "Frankenstein event". Вполне вероятно, что во времена нестабильности их ещё нормального общества, милитаристы и машины образовали некий союз, результатом котого стало радикальное трансформация общества, радикальная индустриализация, смерть практически всего живого на планете Строггос (столичный город - Церберон) и приход к власти лидера по имени Макрон. И, самое главное, победа искусственного интеллекта над человеком, хотя и не ясно наступило ли это одновременно с милитаризацией общества и победой Макрона в борьбе за политическую власть или это произошло уже позже. В Quake 4 мы узнаём, что Макрон это скорее титул, а не конкретный персонаж. В Quake 2 нас знакомят с концепцией строггов и мы узнаём, что они пополняют свои ряды используя живых и мёртвых землян. Причем, ни малейшего сострадания к слабостям плоти строгги не знают: Quake 4 наглядно показал как они без каких либо обезболивающих отпиливают 'лишние' части тела, привинчивают новые и если и используют в процессе медикаменты, то исключительно ради того, чтобы человек не умер в процессе строггофигации. В прочем, это далеко не худшее, что может случится: строгги используют плоть не только для пополнения своих рядов, но и в обычных технологиях, обслуживающих работоспособность их зданий (когда торс используется как батарейка, желудок - как часть проводной трубы и т.д.). Ну и бесчеловечные опыты. Так же мы узнаём про жизненно необходимый ресурс для строггов - строент. Строент является неким питательным веществом содержащим много белков и прочих веществ необходимых для молодого растущего организма, добывается из трупов. В Quake Wars: Enemy Territory мы узнаём, что Земля и Строггос не являются единственными обитаемыми планетами во вселенной и что строгги захватывают и уничтожают всё живое на других планетах ради пополнения собственных ресурсов. В принципе, игровой сеттинг Half-Life 2 является кроссовером между антиутопиями и менее брутальной версией строггов в лице Альянса.

Enemy Territory: Quake Wars (2007)

Ещё 1 постер.
Ещё 1 постер.

Одну из наиболее новых игр в серии Квейка хардкорные фанаты серии любят в буквальном смысле слова игнорировать, будто её и не было. В прочем, это было связано вовсе не с тем, что игра была плохой (скорее ровно наоборот, игра была крайне увлекательной), а с тем, что она из себя представляла: напоминала серую игр Battlefield, а так же решим игры "assault" в сериях игр Unreal Tournament, с классовой системой. Как и Quake 3 с Quake Champions, Quake Wars был игрой заточенной под мультиплеер, но в одиночку она тоже более чем играбельна. Игрокам предоставляется возможность принять участие в обороне Земли от атаки строггов: 12 больших карт, на четырёх частях света: Северная Америка, Северная Европа, Африка и Океания (Австралия). В прочем, оборона это не совсем точно сказано: первая атака строггов на человечество была настолько неожиданной и стремительной, что на большинстве карт землянам нужно не оборонятся, а наоборот - отбивать (или уничтожать) захваченные строггами объекты. Каждая из карт состоит из цепочки заданий, которая одна команда должна выполнить, а вторая - помешать. Некоторые задания мог выполнить солдат любого класса (например, отнести диск с данными), а некоторые - только необходимо класса (например, починить мост может только инженер). Так же, каждая карта имела ряд второстепенных заданий. Играть интересно за все 5 классов каждой из сторон. С точки зрения истории мира, игра раскрывает мало чего: благодаря ней мы узнали, что конфликт начался с внезапного нападения строггов на Землю где-то в середине 21-ого века. Единственное принципиальное отличие того времени от нашего времени это то, что ради войны со строггами было создана единая планетарная армия GDF. Не исключено, что страны тоже перестали существовать и правительство Земли стало единым, но это уже из разряда догадок. Земляне вышли победителями в войне, но в долгосрочной перспективе это было только началом конфликта.

Quake 2 (1997)

Почти все строгги из Quake 2.
Почти все строгги из Quake 2.

Сюжет Quake 2 стартует спустя 50 лет после событий Quake Wars. Война истощает Землю слишком сильно и человечество верной дорогой идёт к поражению. В качестве отчаянной попытки изменить курс событий, Земля отправляет небольшой флот на вражескую планету Строггос. Атака быстро заканчивается полным фиаско, но один единственный морпех по имени Bitterman умудряется в одиночку переломить ход войны – уничтожает ряд важных объектов на Строггосе, а затем убивает Макрона. Смерть Макрона создаёт переполох в рядах строггов, но спасить Bitterman это не помогло: при попытке эвакуации Bitterman разбивается на поверхности планеты и остаётся тяжело раненным. К Quake 2 вышло два официальных дополнения: The Reckoning и Ground Zero, имеющие минимальную ценность с точки зрения сюжета. С точки зрения геймплея, Quake 2 так же имел более интересное дополнение Zaero, но оно почему-то не было признано официальным. Quake 2 имел слегка необычную систему прохождения уровней: игровые уровни были объединены в 'юниты' и иногда, чтобы пройти дальше, нужно было ненадолго вернутся на предыдущий уровень в пределах текущего юнита. Передвижение между уровнями одного юнита было свободным, но вот возвращение на пройденные юниты - запрещено. А ещё, ближе к концу игры мы видим архитектуру которая однозначно создавалась не машинами, что наводит на мысли, что первым Макроном был вполне себе обычный живой человек (инопланетянин). Что же до самой игры, то я бы сказал, что Quake 2 приятно вспоминать, но вот возвращаться приятно далеко не всегда – игра чудовищно устарела уже на следующий год после выхода, став блеклой тенью намного более продуманных Unreal и Half-Life. В прочем, в отличии от самого первого Квейка, Quake 2 ещё очень даже хорош – геймплей, разнообразие врагов и сеттинг сильно перевешивают в пользу второй части.

Quake 4 (2005)

Часть строггов из Quake 2 перешла в Quake 4, в изменённом варианте.
Часть строггов из Quake 2 перешла в Quake 4, в изменённом варианте.

События Quake 4 стартуют сходу после концовки Quake 2, но разница между играми достаточно ощутима. Quake 4 частенько эксплуатирует мрачную хоррор составляющую Doom 3, а так же добавляет много чего другого нового. И если эстетическая связь с Doom 3 и очень большой упор на сюжет расстроил не слишком много людей, то эпизодическое появление дружественных npc, несколько уровней с обязательным управлением техники, а так же относительное понижение темпа игры, раздраконило многих консервативных фанатов не на шутку и стало причиной многих споров по сей день. Делает ли это игру плохой? Нет. Я активно играл в Quake 2/3/4 и Quake Wars на выходе и могу с лёгкостью сказать, что Quake 4 намного интереснее остальных игр франшизы. Собственно говоря, большая часть инфы про строггов для данной статьи взята именно из этой игры, что уже говорит за себя. Смерть Макрона впервые за историю войны дала шанс людям на окончательную победу. Не желая терять временного преимущества, земляне запускают более масштабное вторжение. Протагонистом является капрал Matthew Kane. У Кейна есть небольшая бэкграунд легенда - в прошлом он был единственным выжившим на неком военном космическом корабле после внезапного появления строггов на борту. В отличии от Quake 2, где вся игра это одна единственная операция, в Quake 4 операции три. Первая – достаточно проста и коротка, нужно сделать то, что не смогли сделать люди в начале Quake 2 – успешно закрепиться на поверхности Строггоса. Вторая операция направлена на проникновение в тыл врага и уничтожения Нексуса – 'мозга' строггов, который контролирует всех строггов. Операция оказалась таким фиаско, что дальше некуда: большая часть отправленных солдат пала на подходе, появился новый Макрон, а Кейна схватили и превратили в строгга. Тут происходит один из главных поворотных моментов в истории войны: не смотря на то, что Кейн был полностью строггофицирован, стереть человеческую личность и активировать чип в его голове не успели, Кейна вовремя освободили. Таким образом Кейн стал первым и единственным строггом на стороне землян, что открывает землянам доступ для использование некоторых строгговских технологий, что заточены под строгговскую физиологию. Долго выбираясь из тыла врага обратно к людям, Кейна посылают на его финальную операцию, которая в самом конце заканчивается убийством нового Макрона и уничтожением Нексуса. К слову о новом Макроне, принято считать, что Bitterman схватили строгги и использовали его тело для создания нового Макрона. Можно сказать, что почти что полный happy end, но концовка остаётся открытой: поступает некий срочный приказ о новой операции именно для Кейна, после чего Кейн слышит смех Макрона в своей голове. Что было дальше – неизвестно, поскольку Quake 4 это последняя игра в сюжетной линии серии, но можно сказать две вещи: 1) строгги вновь оказались более живучими чем предполагалось и смерть ещё одного Макрона, как и уничтожение Нексуса, их вовсе не остановит 2) Кейн возможно станет новым Макроном, точно так же как Bitterman стал новым Макроном после убийства предыдущего в Quake 2. В конце концов, похоже, что Макрон это всего лишь титул, а сколько там бэкапов Нексуса может быть у строггов, как и прочих подводных камней – никому не известно, ведь технологическая развитость строггов очень серьёзно превосходит земные технологии.

Кейн после строггофикации, в таком виде где-то две трети игры, если не больше.
Кейн после строггофикации, в таком виде где-то две трети игры, если не больше.

Что тут ещё можно сказать? Отказавшись от дурацкого концепта первой Кваки, мы получили существенно более техногенный Doom без демонов в лице Quake 2, а затем – Quake 4. На мой взгляд, это был золотой пик FPS игр: Half-Life 2, Doom 3, Quake 4, F.E.A.R. – всё это были крайне крутые однопользовательские шутеры. Нельзя не вспомнить и про Unreal Tournament 2004, который изначально предполагался как мультиплеерная игра, и тот имел крутой сюжетный режим с богатым лором. И даже у совсем небезызвестного Counter-Strike все главные игры серии вышли тогда же: 1.5, 1.6 и Source. И Warcraft 3 тоже тогда вышел. Определённо, одна из лучших эпох в истории компьютерных игр.