Найти в Дзене

ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Танец испокон веков отражал психологическое состояние человека, влиял на формирование положительного образа себя. Это хорошо понимали шаманы и педагоги-хореографы. Танец может освободить, раскрепостить человека. Эта его особенность используется в терапии танцем, или танцетерапии. В основе танцетерапии лежит снятие мышечного напряжения, появившегося в результате стресса.

В настоящее время все больше психологов и психотерапевтов используют возможности различных методов арт-терапии в работе с людьми, имеющими сложности в самовыражении и общении. С такими проблемами справляется танцевально-двигательная терапия.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) – направление арт-терапии, которое использует танец и движения, способствующие индивидуальному чувственному самовыражению и поддержанию хорошей физической формы. Танец обладает способностью влиять на душевное состояние и эмоциональный фон личности. Изучением психотерапевтических возможностей танца занимаются российские и зарубежные исследователи.

Зарубежная танцевальная терапия первоначально применялась только к людям с тяжелыми психическими нарушениями. Постепенно она стала ориентироваться на решение конкретных запросов пациентов.

ArinaGre
ArinaGre

Считается, что движения будут отражать личность человека: при различных эмоциях меняется отношение человека к себе и к своему телу, а следовательно, наше тело и движение могут влиять на наши эмоции.

В последнее время в России также акцентируют внимание на использование танцевальной терапии как средства коммуникации, и раскрепощения, познания себя и других.

В.В. Козлов, А.Е. Гиршон, Н.И. Веремеенко в своей книге «Интегративная танцевально-двигательная терапия» выделяют три группы подхода в танцетерапии:

1. Клиническая танцевальная терапия – которая появилась в 1946 году в Вашингтоне, основоположником является Мериан Чейз. Такая терапия используется в клиниках наряду с медикаментозным лечением и может длиться несколько лет. Она особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в межличностных коммуникациях.

2.Танцтерапия для людей с психологическими проблемами, (танцевальная психотерапия) – основана на психоанализе и аналитической психологии Карла Юнга. Она ориентирована на решение конкретных запросов клиентов. Работа может проходить как в групповой, так и в индивидуальной формах, и требует довольно много времени для достижения устойчивого результата.

ArinaGre
ArinaGre

3.Танцевально-двигательная терапия в целях личностного развития-это занятия для людей, которые страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае, танец становится способом узнавания себя и своих особых индивидуальных качеств. Он помогает осознать скрытые истории тела, расширить представления о самом себе и найти новые способы самовыражения и взаимодействия с другими людьми[5].

Группой в танцевально-двигательной терапии называют совокупность социальных ситуаций, с помощью которых люди учатся адекватно воспринимать себя и других, а также раскрываться в обществе. При этом, танцевальная терапия обладает множеством других полезных свойств [2].

Психологи М.А. Бебик и И.Т. Кокурина предположили, что при регулярном проведении танцевально-двигательной терапии, у людей повышается самопринятие, самоуверенность, они более свободно выражают эмоции с помощью движений, у них снижается конфликтность. Это было подтверждено экспериментально [3].

Человек, закрепощенный психически, как правило, закрепощен и физически. И наоборот. Стрессы, неразрешенные проблемы остаются в человеческом сознании, проявляются в теле в мышечных блоках. Не нашедшие выхода чувства оседают на человеке «панцирем скованности». Человек неосознанно приобретает мышечные позы, лишая себя эмоционального здоровья. Самый простой пример подобных мышечных поз. Человек, привыкший работать в агрессивной среде под постоянным давлением начальства или коллег. Такой человек склонен на подсознательном уровне поднимать плечи вверх и немного сутулиться. Это является защитной реакцией тела [4].

Каждому психологическому комплексу соответствует особый мышечный блок. При возникновении желания у организма появляется энергия на ее реализацию. Если по какой-то причине желание оказывается «запретным», то эта энергия уходит на ее подавление, что вызывает зажимы и напряжение в теле. Позже появляется блокировка не только на это желание, но и на все похожие. Телесно-ориентированная практика направлена на снятие мышечных блоков, а значит, на выход эмоций, из-за которых эти блоки появились. Особое внимание в телесно-ориентированной терапии уделяется процессам реагирования. Тело расслабляется, освобождая сдерживаемые эмоции – а они должны найти выход. Чем сильнее идет расслабление, тем высока вероятность, что человек начнет кричать, плакать или стонать[4].

Данный вид терапии опирается на определенные положения и правила. Суть танцетерапии заключается в том, что тело человека и психика неотделимы, они постоянно друг с другом взаимодействуют. Главной целью в танцетерапии является расширение человеком его возможностей в управлении собственным телом. Важной задачей выступает развитие доверия по отношению к себе и улучшение своей самооценки.

Для достижения положительного результата танцетерапии Ирина Бирюкова в статье «Аутентичное движение и мудрость тела» описывает прием: человек получает импульс и начинает самопроизвольно двигаться, позволяя телесному опыту выразиться и следовать ему. Он разрешает движению случиться без вмешательства контроля и рассудка. Таким образом, его бессознательное обретает форму и становится сознательным [6]. Но чтобы опыт аутентичного движения имел наибольшую силу, нужно участие свидетеля. Сейчас в Аутентичном движении существует базовая структура: это дуэт - свидетель и двигающийся.

ArinaGre
ArinaGre

Александр Гиршон определяет стадии терапевтического процесса для начинающих практику в Аутенитичном движении:

· Поиск аутентичного движения. Это период, когда клиент учится распознавать свои истинные движения;

· Выражение аутентичного движения. Узнав его, клиент учится выражать их, узнавать новую свободу проявлений;

· Узнавание появляющихся паттернов. На этой стадии терапевт и клиент все больше узнают повторяющиеся темы и движения.

· Исследование тем: фокусирование. Клиент при поддержке терапевта исследуют, какие именно темы и движения повторяются в этих паттернах.

· Опыт разрешения. Человек идет сквозь эти темы и переживания, не отступая [7].

Телесные ощущения для человека первостепенны. Развитие восприятия, внимания, воображения происходят в опоре на практические действия. Чем старше человек, тем меньше степеней свободы и легкости имеет его тело. На разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром, копившиеся еще с раннего детства. Чем больше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем больнее и ограничений он себя ощущает. Именно поэтому педагоги используют не только методы воздействия на сознание и мышление, но и упражнения, снижающие контроль сознания над телом, например: телесные и танцевальные методы. К ним относятся упражнения, снимающие мышечные зажимы, приводящие в расслабление тело, развивающие пластику и гибкость. Те, что дают человеку ощущение свободы, а также стимулирующее эмоциональное самовыражение в движении.

На сегодняшний день арт-терапия приобретает все большую актуальность. Находясь в непрерывном контакте с самим собой и активно занимаясь физическими упражнениями, человек находит равновесие и очищается путем некоего эмоционального взрыва в движениях, выходит за грани сознания и находит ответы на многие вопросы. Тем самым настраивая баланс между физическим и психологическим состоянием.

Список литературы

1. Некрасова, Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения [Текст] / Вопросы психологии. 1991, №5, с. 123-129.

2. Старк, А. Танцевально-двигательная терапия [Текст] / А. Старк, К. Хендрикс. – пер. с англ. – Ярославль: Изд-во Литера, 2011. – 275 с.

3. Бебик М.А., Кокурина И.Г. О возможностях танцевально-двигательной терапии в решении проблем самопринятия [Текст] / Танцевально-Двигательная Терапия – М., 1997. 153 с.

4. Райх, В. Психология тела [Текст] / В. Райх // Пробуждение. – 2011. – № 2. – С. 23–28.

5. Козлов, В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия [Текст] / В. В. Козлов, А. С. Гиршон, Н. И. Веремеенко. – Спб.: Речь, 2009. – 286 с.