Найти тему
Литература и ветер

Содержание и форма художественного произведения. Поэтика

Чтобы создать художественное произведение, недостаточно придумать героев и события, недостаточно определить, с какой целью писать. Не менее важен способ воплощения замысла - КАК написать, чтобы мысль была лучше выражена. Содержание можно сравнить с душой, а форму - с телом. Безусловно, душа и тело произведения едины, хотя иногда и вступают в противоречие, даже взаимоуничтожаются. Например, серьезное, трагическое содержание может быть заключено в легкую, ненавязчивую форму, оставляющую впечатление сиюминутного, преходящего.

К. С. Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. (Петроградская мадонна.) 1920. Государственная Третьяковская галерея. Несмотря на конкретный выбор времени и места (или благодаря изображению революционного города - "колыбели революции"), картина заставляет нас вспомнить образ Богородицы с младенцем Христом, русские иконы, мадонн великих европейских художников - Леонардо да Винчи, Рафаэля. Перед нами - и современница художника, и собирательный образ, и архетип Святой Матери (первообраз, первичный тип). Можно проследить аллюзию (указание, аналогию, намек на общеизвестное явление).
К. С. Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. (Петроградская мадонна.) 1920. Государственная Третьяковская галерея. Несмотря на конкретный выбор времени и места (или благодаря изображению революционного города - "колыбели революции"), картина заставляет нас вспомнить образ Богородицы с младенцем Христом, русские иконы, мадонн великих европейских художников - Леонардо да Винчи, Рафаэля. Перед нами - и современница художника, и собирательный образ, и архетип Святой Матери (первообраз, первичный тип). Можно проследить аллюзию (указание, аналогию, намек на общеизвестное явление).
Владимирская икона Божией Матери. Фрагмент.
Владимирская икона Божией Матери. Фрагмент.
Рафаэль. Сикстинская мадонна. Фрагмент. Копии картины были у Достоевского, Толстого.
Рафаэль. Сикстинская мадонна. Фрагмент. Копии картины были у Достоевского, Толстого.

Содержание – это внутреннее наполнение художественного произведения: тема, проблема, идея, сюжет, характеры (герои, система образов).

Форма – внешнее выражение - композиция и язык произведения. Поэтика – система художественных принципов, на основе которых строится отдельное произведение или творчество автора в целом (понятие "поэтика" близко к понятию "форма").

Содержание и форма художественного произведения слиты в единое целое, неразрывно связаны, влияют друг на друга.

Примеры взаимовлияния содержания и формы

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Композиция произведения помогает раскрыть характер главного героя постепенно, но достаточно полно, от внешнего к внутреннему. Последовательность частей романа не соответствует хронологической последовательности событий, сюжет не совпадает с фабулой. Вначале рассказчик узнаёт о Печорине от встреченного им во время путешествия по Кавказу штабс-капитана Максима Максимыча, затем видит Печорина своими глазами и передает читателю его подробный портрет и, наконец, главный герой сам рассказывает о себе в своём «Журнале» (личном дневнике).

Свое отношение к Печорину высказывают не только Максим Максимыч и рассказчик, но и другие герои – в романе используется прием взаимохарактеристики персонажей. Совокупность всех точек зрения позволяет создать сложный и противоречивый образ Печорина, что и определяет своеобразие композиции романа.

Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»

Форме этого масштабного произведения свойственны продуманность, рациональность, упорядоченность. Композиция романа-эпопеи Толстого представляет собой чередование эпизодов войны и мира, повествование о героях и событиях прерывается авторскими философскими отступлениями.

Своеобразен язык «Войны и мира»: использование Толстым сложных синтаксических конструкций (особенно в философских отступлениях) связано с тем, что в романе ставятся важные философские вопросы: об истинном и ложном величии, героизме, о движущих силах истории, о духовном пути отдельно взятой личности и всего народа.

Романы Ф. М. Достоевского

Шероховатый, порывистый стиль Достоевского помогает выразить внутреннее состояние героев. Персонажи писателя находятся на грани безумия, их души больны и страдают. Достоевский использует прием внутреннего монолога, исповеди героя. Большое значение приобретают сны, отражающие работу подсознания персонажей, их натуру. У читателя остается впечатление спонтанности сказанного писателем, нагромождения образов, деталей, даже некоего хаоса происходящего. Особую значимость приобретает подтекст (не выраженный явно, скрытый смысл текста) – так автор отражает сложные, до конца не выразимые мысли и чувства человека.

Стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил…»

* * *
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
1829

Использование автором приемов инверсии (обратного порядка слов: «Я вас любил: любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем…») и повтора («Я вас любил», «так искренно, так нежно») указывает на то, что лирический герой захвачен и взволнован чувством, на то, что его любовь к героине, несмотря на использованную форму глагола прошедшего времени («любил»), отнюдь не прошла. Также приемы инверсии и повтора помогают выделить по смыслу отдельные слова, заставляют по-новому, свежо, оригинально звучать фразу. Поэт сумел изобразить живое, естественное течение чувства: лирический герой «так искренно, так нежно» любит героиню, что, не желая тревожить возлюбленную, отпускает её, дает ей свободу выбора: «…дай вам бог любимой быть другим».

Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!

По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.

Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте ответы и комментарии!