Найти тему
Занудный балет

Не только Цискаридзе: 5 великих грузин балета

Всем привет, или как говорят грузины - гамарджобат!

Считается, что балет берет свое начало в Италии, откуда попал во Францию, а уже из Франции - в Россию. Известный балетовед конца 19 начала 20 века Аким Волынский считал, что определенные зачатки балета наблюдались еще у древних греков и этрусков. Интересно, можно ли проследить такие зачатки у такого древнего народа, как грузины? Ведь народ этот дал миру немало выдающихся артистов балета.

1. Джордж Баланчин

Он же - Георгий Мелитонович Баланчивадзе, уроженец Санкт-Петербурга, сын одного из основоположников современной грузинской музыкальной культуры Мелитона Баланчивадзе. Масштаб личности данного танцовщика и хореографа еще только предстоит оценить. Как представляется, автор не ошибется, если назовет его "американским Петипа" - настолько велико его значение для балета США.

Баланчивадзе был выпускником Императорского театрального училища (АРБ им. Вагановой). После выпуска попал в кордебалет Государственного театра оперы и балета (Мариинского театра), и будучи на гастролях в Германии в 1923 году, просрочил дату возвращения, после чего решил остаться в Европе. Получил от Сергея Дягилева приглашение в труппу "Русский балет" в Париже в качестве хореографа. Последний и придумал для него новое имя - Джордж Баланчин. Довольно рано закончил танцевать вследствие травмы колена, однако эта травма, в итоге, стала отправной точкой пути великого хореографа.

Далее были Лондон, Копенгаген, затем труппа Монте-Карло, после чего в 1933 году Баланчин получает предложение уехать в Америку и основать там свою труппу. В 1940 году основывает "Балетное сообщество", превратившееся в итоге в труппу New York City Ballet, с которой как раз связаны все основные успехи Баланчина, и которая подарила миру россыпь звезд балета мирового уровня.

Джордж Баланчин и его музы, первые исполнительницы "Драгоценностей": Патриция Макбрайд (в красном), Сьюзан Фаррелл (в белом), Мими Пол (снизу справа), Виолетт Верди (снизу слева).
Джордж Баланчин и его музы, первые исполнительницы "Драгоценностей": Патриция Макбрайд (в красном), Сьюзан Фаррелл (в белом), Мими Пол (снизу справа), Виолетт Верди (снизу слева).

В итоге Баланчин поставил бесчисленное количество балетов, сформировав неоклассический стиль, которому присущи бессюжетность и простота, где главное лишь музыка и движения. Поклонник женской красоты, Баланчин постоянно находил себе муз, для которых ставил свои балеты. Можно предположить, что именно с Мистера Би и пошла мировая мода на высоких балерин, т. к. многие его музы - Вера Зорина, Мария Толчиф, Танакиль Леклер, Диана Адамс, Сьюзан Фаррел, Патриция Нири и т.д. - обладали ростом минимум 170 см.

Скончался в 1983 году, перед смертью забыв все языки, которые знал, кроме русского.

2. Вахтанг Чабукиани

А это уже, в отличие от Баланчина, настоящий тбилисец. “Горный орел”, “бриллиант”, "чародей танца", “чудо природы”, “царь воздуха”... Как только не называли этого танцовщика в мемуарах и статьях. Чабукиани родился в Тбилиси и там же начинал свой путь танцовщика, окончив местную балетную школу и прослужив в тбилисском театре 2 года. Уже после этого было знаменитое петербургское училище, а после - Кировский (Мариинский) театр, где его партнершей была Татьяна Вечеслова.

"Лауренсия", партия Фрондосо. Здесь ему 45 лет.

Родившись щуплым и маленьким, Чабукиани, помимо занятий танцами, увлекся гимнастикой, гантелями, штангой. В общем, "стал делать себе фигуру". Не обладая сильными ногами, упорным трудом он развил свой прыжок.

В последний обучения, с блеском исполнил на выпускном экзамене основную партию в этюде «Свержение рабства», который сам поставил. Здесь проявилась страсть Чабукиани к героическому мужскому танцу, его самостоятельной значимости, в противовес тому положению, когда танцовщику отводилась лишь роль партнера балерины. Страсть, огонь, героика – такими были стихии Вахтанга Чабукиани.

-3

Как танцовщик и хореограф объездил весь мир. Ставил балеты даже в Японии и Иране. Одинаково ярко проявил себя в 3 разных ипостасях: как танцовщик, балетмейстер (хореограф) и педагог. До сих пор его постановки идут в ведущих театрах страны. Так, его "Баядерка (совместно с В. Пономаревым) идет в Мариинском и Новосибирском театрах, в Пермском театре эта версия взята за основу. Ну а его детище - "Лауренсия" - входит в репертуар многих театров России и Европы.

Среди его учеников немало звезд мирового класса - Игорь Зеленский, Ирма Ниорадзе, Нина Ананиашвили, Николай Цискаридзе. О последних трех речь пойдет далее.

3. Ирма Ниорадзе

Как и Чабукиани, Ирма родилась и обучалась в Тбилиси, а также поначалу работала в местном театре. Стажировалась в Ленинграде, училище им. Вагановой, а затем в Датском Королевском балете. В 1992 году стала солисткой Мариинского театра, где дошла до звания прима-балерины.

По воспоминаниям балерины, в тбилисском училище ей очень хотелось попасть в класс Чабукиани. На первом курсе, проходил отбор для главных партий в «Спящей красавице». "Я ужасно хотела понравиться Чабукиани и, спросила у своего педагога, можно ли мне тоже попробовать, хотя партию Авроры давали только выпускницам. И в стремительном pas de bourrée я промчалась мимо Вахтанга Михайловича.

-4

Он меня заметил и определил на Фею Сирени. Это было очень почетно для первокурсницы. Он на меня сильно повлиял, и я многим ему обязана. Я танцую «Умирающего лебедя» только благодаря той тайне исполнения, в которую он меня посвятил.

Балерина постоянно подчеркивает, что попасть в Мариинский театр ей помогла судьба. Остаться в труппе театра после стажировки ей не предложили, и после этого были театр Тбилиси, зарубежные гастроли, победа на конкурсе в Монпелье. Она уже купила билет в Америку, где ей предложили работу, как позвонил танцовщик из Мариинского театра, лично с ней не знакомый, и предложил побыть его партнершей на одно выступление. Она согласилась, и после этого выступления ей предложили остаться в труппе.

Помимо карьеры в балете, выступает как певица и скрипачка.

4. Нина Ананиашвили. Эта балерина, по версии британского издания The Telegraph, занимает 6 место в списке величайших танцовщиц всех времен.

Часто в балет приходят из художественной или спортивной гимнастики, однако девочка Нина до балета серьезно занималась фигурным катанием, куда ее отдали, чтобы поправить слабое здоровье. В 10 лет она выиграла чемпионат Грузии в своей возрастной группе. Балет появился в ее жизни через педагога по фигурному катанию Аллу Двали. "Она поставила мне «Умирающего лебедя», которого я исполняла на льду. Потом, уже в 10, я должна была выбрать – или фигурное катание, или балет. Почему-то я выбрала балет. Сказала маме, что хочу попробовать. И балет стал всей моей жизнью". После были Тбилисское и Московское хореографическое училища, и далее - Большой театр.

Нина Ананиашвили, вариация Жизели, 1 акт

Отрепетировав как следует партию Одиллии-Одетты (под руководством Марины Семеновой и Раисы Стручковой), 17-летняя Нина исполняет ее на гастролях в Гамбурге. Спектакль завершается 30-минутными овациями. В 22 - прима Большого.

Так выглядит сейчас Нина Ананиашвили (1963 г.р.)
Так выглядит сейчас Нина Ананиашвили (1963 г.р.)

В итоге протанцевала в Большом театре 20 лет. Потом была ведущей солисткой Американского театра танца, Хьюстонского балета, Королевского Датского театра… Перетанцевала, как представляется, на всех мировых сценах, со всеми ведущими мировыми труппами. Одинаково блестяще справлялась как с классической хореографией, так и с современной, исполняя главные партии в балетах Макмиллана, Баланчина, Аштона. Как представляется, именно международное признание и связи помогли Ананиашвили в 1998 году в приобретении для Большого театра прав на первый в его истории балет Баланчина - "Моцартиану" (первый случай, когда фонд Баланчина продал права на постановку не организации, а частному лицу).

-6

Кстати, маленькая Нино в детстве как-то видела Джорджа Баланчина, когда тот приезжал в Грузию, и до сих пор помнит этот случай. А однажды ей приснился сон: Баланчин приходит на каток, где будущая балерина занималась фигурным катанием, для того, чтобы отобрать девочек для своих постановок, и выбирает ее... В итоге Ананиашвили становится одной из первых балерин СССР, кому выпадает возможность танцевать в постановках Мистера Би. Это происходит в Нью-Йорке в 1988 году: балеты "Вариации Раймонды", "Аполлон Мусагет" и «Symphony in C» на музыку Жоржа Бизе.

В свои 57 лет до сих пор иногда выходит на сцену. С 2004 года поднимала находящийся в бедственном положении Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили, являясь его художественным руководителем (по просьбе Михаила Саакашвили; является также крестной матерью его сына). В 42 года родила дочь Елену. Вместе с супругом увлекается виноделием, а их виноградники расположены рядом с виноградниками Жерара Депардье, Нани Брегвадзе, Вахтанга Кикабидзе. Производит именное вино - La Nina Nina Ananishvili Wine Art.

5. Николай Цискаридзе. Ну а имя этого главного "Щелкунчика всея Руси", Народного артиста РФ и Северной Осетии, премьера Большого театра, известно всем. Я думаю, многие, кто зашел прочитать этот пост, сами все о нем прекрасно знают.

Николай Цискаридзе и Ирма Ниорадзе в "Рубинах" Джорджа Баланчина

Как и в случае со всеми предыдущими артистами (кроме Баланчина), Цискаридзе начинал с Тбилисского училища, откуда через 3 года перебрался в училище Московское. Затем был кордебалет Большого театра, стремительный взлет, многочисленные партии, некоторые из которых ставились специально для него, всевозможные награды ("Бенуа танца", трижды "Золотая маска")... Цискаридзе танцевал почти 20 лет, и когда, по его же словам, "природа сказала нет", оставил большой балет (хотя сейчас иногда выходит в пантомимных партиях, например мамаши Симоны в "Тщетной предосторожности").

-7

В настоящее время является ректором Академии русского балета имени Вагановой (первым в истории, не выпускавшимся из этого заведения). Уже успел стать наставником нескольких ведущих танцовщиков, таких как Анжелина Воронцова или Денис Родькин. Часто появляется на телевидении, участвует в различных общественных инициативах. Ну и на Дзене у него канал имеется, который, разумеется, по числу подписчиков и охвату аудитории не имеет себе равных в балетной тематике.

Если понравилась статья, подписывайся, ставь лайк, делись с друзьями. Всем хорошего настроения, любите балет!