В моем цикле статей о телевидении 90-х и 00-х годов постоянно используется фраза "мы потеряли". Большинство телеканалов, о которых я рассказываю, действительно очень много потеряли в процессе своего развития и их золотое время уже позади. Но при этом на нашем телевидении есть каналы, которые практически всегда имели определенную планку качества и практически никогда не опускались ниже неё.
Телеканал СТС - как раз один из них. Конечно, и к нему есть претензии в плане "раньше было лучше", но я подозреваю, что причина этому - синдром утенка и нарастающая с каждым годом ворчливость автора. Каким же был СТС в то время, когда автор был молодой и зеленый?
Серия материалов о телевидении 90-х - 00-х годов:
Первый канал: часть первая, часть вторая, часть первая части третьей, часть вторая части третьей, часть первая части четвертой, часть вторая части четвертой, Россия-1, Рен-ТВ, Муз-ТВ, Дарьял-ТВ
Как собиралась сеть
На заре своего существования аббревиатура "СТС" расшифровывалась как Содружество Телевизионных Станций. Но поскольку одно Содружество на территории бывшего СССР было и уже, в общем-то, обосралось, первую С решили обозначать как "Сеть".
Название взялось тоже не с потолка. Начало девяностых было временем, когда ты мог делать что хочешь и с большой долей вероятности предполагать, что тебе за это ничего не будет. Прознав про это, американский делец Питер Герви собрал нескольких региональных вещателей и сказал им странное и новое для России слово "франчайзинг". Получалось так, что очарованные странными умными словами вещатели ретранслируют на своей частоте программы телеканала, а тот, взамен, дает им свое рекламное время, которое, как известно - деньги. Желающих подзаработать нашлось немало, благо собственное ТВ в регионах было, мягко говоря, унылым, а тут вот вам рейтинговые передачи и реклама в них.
На то, чтобы все утрясти, потратили целый год. Правовое поле в России было неустойчивым, а финансовое - непредсказуемым, отчего канал, зарегистрированный ещё 26 марта 1996 года вышел в эфир лишь 1 декабря. И если питерский вещатель с утра решил показать телемагазин, то московский запустил канал как положено, в три часа дня.
Поначалу СТС удивлял зрителя ОГРОМНЫМ количеством зарубежного контента. И если "Часом Диснея" было уже никого не удивить ("Чип и Дейл спешат на помощь" и "Утиные истории" на 1-й кнопке показывали с 1989 года), то сериалы и музыкальные клипы били по сознанию позавчерашнего советского народа наотмашь и насквозь. Благодаря связям вышеупомянутого Герви, на отечественный рынок полилась вся классика американского телевидения, вроде "Альфа", "Беверли-Хиллз 90210", "Чудеса науки", "Полиция Майами", "Необычайные приключения Геракла", "Зена - королева войнов", "Зачарованные" и т.д., и т.п.. Денег в это вбухали прилично, но и отдача была соответствующей. Тогда же появился самый главный бренд телеканала, помимо названия - "Кино в 21.00". Показывали как можно более свежее кино и исключительно категории "А". Сила бренда была такой, что многие знали СТС именно за это - годный кинчик по вечерам.
Одной из немногих собственных программ телеканала был "Осторожно, Модерн", плавящий мозги юмором и странной манерой съемки.
Но что самое главное - канал был полностью развлекательным, без грамма политики. На фоне ТВ-6, постепенно улетавшего в оппозиционные дали, это было неслабым таким плюсом.
Золотой век Роднянского (признан иноагентом)
Но на чужих дрожжах далеко не уедешь. Несмотря на то, что 2001 год канал закончил на пятой строчке по популярности, идя наравне с таким монстром как ТВ-6, надо было развивать успех.
Генеральным директором к тому моменту стал Александр Роднянский, представивший учредителям другую модель развития телеканала. Если до этого телеканал был больше молодежным, то теперь предполагалось окучивать большую аудиторию, показывая больше программ для общесемейной аудитории.
При Роднянском на канал пришёл Александр Цекало, благодаря креативам которого была создана отличная сетка вещания по выходным, пара Лазарева-Кац (иноагенты и экстремисты) (и примкнувший к ним Пушной), создавшие целую линейку юмористических шоу, которые даже после закрытия все равно самые лучшие из того, что было на телевидении, а также человек-генератор словесного поноса Тина Канделаки, способная вырабатывать ртом по три тысячи слов в минуту.
Но телеканал не был бы телеканалом, если бы он не показывал достаточно качественный контент. Доля зарубежных сериалов в это время снизилась, но канал запустил линейку сериалов собственного производства (ну или созданных по собственному заказу). Да-да, это были "Моя прекрасная няня", "Не родись красивой" и "Бедная Настя", а также куча других ситкомов, использующих, в основном купленный формат. Но что не говори - в этих сериалах был бюджет, но был и сюжет и они на тот момент были офигенны. И не говори мне, мой дорогой читатель, что ты "Мою прекрасную няню" не смотрел. Не может такого быть. По крайней мере отечественные сериалы потихоньку вытеснили западные в утренний и ночной эфиры.
Не забыли и про детей - долгие годы показ мультсериалов с 14.00 до 16.00 был незыблемой ценностью телеканала. Показывали в основном продукцию "Warner Brothers" - мультсериалы про Бэтмена, Лигу Справедливости, Фриказоида, ну "Looney Tunes", разумеется. Помимо этого проскальзывали ханна-барберовские сериалы, вроде "Скуби-Ду" и "Джонни Браво" а так же всякое-разное диснеевско-марвеловское, вроде "Охотников за привидениями" и "Люди-Х: Эволюция". Какое-то время эфир даже захватывало аниме в лице "Шаман Кинг", "Стального алхимика" и, прости господи, "Соника".
Помимо этого, на канале появилась журналистика - в основном о кино и моде, а так же ток-шоу, где Канделаки забалтывала своих гостей. Светился на канале и Бондарчук-младший, который как телеведущий был намного круче себя, как режиссера.
Но самое главное - на канале было создано шоу "Самый умный", которое заняло пустовавшую тогда (Супонев уже умер и всё молодежное телевидение было выкинуто с первой кнопки) и пустующую сейчас нишу программ для школьников старше 5-6 класса. После 2013 года для этой возрастной категории так ничего и не придумали.
Разумеется, успехом Роднянского стал запуск адаптации "Галилео" с Пушным в главной роли. О, этот безумный взгляд и интересные эксперименты! О, это великолепие познавательных роликов! Программа была настолько крута, что её недавний перезапуск с Маркони не оплевал только ленивый.
Весь этот, не побоюсь этого слова, винрар вывел телеканал в лидеры отечественного развлекательного рынка. Что там говорить, периодически СТС поджимал по рейтингам НТВ, оставляя далеко позади конкурентов в лице ТНТ и Рен-ТВ.
Что-то пошло не так
Но чем больше становилось в эфире отечественных сериалов, тем ниже был их общий уровень. Новые ситкомы становились всё тупее, но по признанию самого Роднянского, пока в эфире шёл успешный сериал, вроде "Не родись красивой", все остальное время можно было показывать любой шлак - реклама во время сериала (а она шла каждые 15 минут блоками минут по пять), который делал космические рейтинги, окупала все.
За таким желанием получить побольше бабла и сэкономить на производстве, руководство прошляпило момент, когда хорошее кончилось, а плохое осталось. "Кадетство" и "Ранетки" ещё плюс-минус окупали телеэфир, но и их уже становилось невозможно смотреть.
В итоге, телеканал поплыл. К тому моменту тележурналистика совершенно перестала приносить доход, а детские блоки - и вовсе стали убыточными (30 минут без рекламы - да где это видано?). И новый генеральный директор - Вячеслав Муругов, принял решение сделать упор на сериалы и юмористические шоу. Так в 2009 году на канал пришли "Уральские пельмени", да так и задержали там, продуцируя юмор разного уровня качества.
Вот только все равно, на первый план выходила необходимость зарабатывать деньги, а развитие контента делалось по остаточному принципу. Марафоны "Уральских пельменей" давали какую-никакую прибыль, но отпугивали от канала аудиторию. В какой-то момент даже кино в 21.00 стали показывать когда угодно, но не в это время, да и то, всякий тухляк. Примерно тогда же с канала разбежались все люди, определявшие лицо канала с 2002 года - по политическим мотивам ушли Кац с Лазаревой, за ними потянулся Пушной, а в 2012 году ушла и Канделаки.
Что поменялось с 2012 года?
Конец света в декабре 2012 не прошёл для телеканала бесследно. В 2014 году вновь прошла смена руководства канала. На телеканале решили озаботится контентом, а не доходами, отчего сроки создания новых проектов увеличились и к ним стали предъявлять более строгие требования. По крайней мере откровенного говна на канале стало меньше, но "Ворониных" все так же бесконечно крутят. Кроме того, в 2016 году на свое законное место вернулось КИНО В 21.00, которое, правда потом сместили на 20.00 (рекламу когда-то надо показывать).
Ну и по мере сил привлеченных к телеэфиру Светлакова и Галустяна руководство канала пытается воссоздать что-то юмористическое-познавательное, как в старые-добрые времена, вот только пока неудачно, новые проекты получаются пресноватыми.
Впрочем, канал снова хочет стать интересным для всех. Получится ли это у него? Покажет "Время" время.
А каким СТС помните вы?