Мой школьный день описывать пока нет никакого смысла – день как день любого человека в советской школе. Про саму школу я еще напишу далее.
После уроков меня оставили с кем-то дежурить. Мы перевернули все стулья, положили их на парты, вытерли доску, покидались друг в друга грязными от мела губками, и совершили еще много преступлений против времени отправления моего школьного автобуса «нах хаузе».
В школьную раздевалку, которая находится в подвале, я спускался уже по пустой лестнице - школа к тому времени была совсем пуста. Но мне было не привыкать, я запросто доберусь до дома на метро с одной пересадкой. Сейчас я содрогаюсь, глядя на моих детей, представив как меня могли вообще 10-летнего так свободно отпускать передвигаться по иностранному городу без какой-либо связи со мной.
Выйдя из массивных дверей школы, я с радостью увидел, что к метро бредет с ранцем за плечами одинокий советский школьник, и он мне хорошо знаком. Значит часть поездки пройдет, мягко говоря, весело.
- Хэйя, Штефан! Тоже опоздал? Погнали домой вместе?
- Есть такое. Погнали!
Штефан был меня младше на год, и учился на один класс младше. Отец у него немец, а мама русская, и тогда работала в представительстве Аэрофлота, про которое я уже упомянул. Оно было в здании торгпредства СССР в ГДР. В основном мы виделись вне школы, и всячески озорничали на линии "A" берлинской подземки, пользуясь ее малолюдностью в то время суток, пока все трудились.
Вот видны вдалеке двери школы, и мы чешем по тротуару справа вдоль мрачного, еще кайзеровской архитектуры, здания.
Вот так оно выглядело вначале века. Это очень большой комплекс. Уже не помню, что во времена ГДР там находилось.
Дойдя до конца улицы, мы попадаем к метро "Thälmannplatz" (ныне "Mohrenstraße"). Оно находится напротив дальнего подъезда белого панельного здания. Справа виднеется часть футуристического здания посольства ЧССР в ГДР.
А вот и само посольство. Если пройтись вдоль него по улице дальше, то можно было через Берлинскую стену увидеть на нейтральной зоне холм бункера Гитлера, тогда он не был еще снесен.
Станция линии метро малого профиля "А" "Thälmannplatz" была на тот момент конечной. Из-за разделения Берлина следующая за ней станция "Potsdamer Platz" была закрыта и контролировалась пограничниками ГДР, поскольку примыкала к охраняемой пограничной зоне.
В момент своего открытия в 1908 году с названием "Kaiserhof" она была ну очень величественно оформлена.
В 1950-м году была переименована и перестроена.
Причём, я нашел любопытный факт, что мрамор отделки станции после войны был из "Мраморной галереи" Рейхсканцелярии, ныне снесенной. Смотрите, вот он вокруг! То есть, этот мрамор на станции метро помнит всё то, что происходило в залах рейхсканцелярии.
Зал его не изменился и с моего времени повествования. Даже те же скамеечки присутствуют, куда мы примостились со Штефаном, ожидая нужного нам поезда. Дело в том, что не все поезда нам подходили для наших целей, современные мы пропускали, ждали тех самых – винтажных, довоенных, с корпусом из дерева.
Про метро я вообще-то планировал рассказать в главе «Транспорт», но коль из песни слов не выкинешь, то расскажу про него большей частью здесь. Потому, что все-таки метро составляло часть моего дня в Восточном Берлине.
По жизни так сложилось, что я люблю с детства железную дорогу, и даже хотел связать с ней свою будущую профессиональную деятельность. Но жизнь, как обычно бывает, распорядилась иначе. Любовь к рельсовому транспорту, и особенно германскому, до сих пор жива в моем сердце, и я часто зависаю по вечерам, гоняя различные поезда по различным маршрутам в разных train-симуляторах, в том числе и по маршрутам детства. А по ним ходят исторические подвижные составы берлинского трамвая, метро, городской электрички времен ГДР. Спасибо разработчикам train-симуляторов из Германии, что они дали мне такую возможность.
Итак, Берлинское метро Восточного Берлина не было глубоким. Вот фото, когда его восстанавливали после войны. Как видно, пути не разделяются стеной, и из окна поезда можно видеть встречные поезда.
На линии "А" использовались наряду с современными, деревянные вагоны начала прошлого века. Помощник машиниста сидел на откидной сидушке рядом с кабиной машиниста в салоне вагона.
На этой фотке все наглядно.
Фишка была в том, чтобы зайти в последний вагон состава, сесть на сидушку помощника машиниста и втыкать во фронтальное окно. Ну а если в вагон никто не зашел (а такая ситуация на конечной станции была не редкость), то туннеле надо обязательно распахнуть широкую дверь, и высовывая из вагона голову ровно настолько, чтобы проносящиеся мимо клепанные колоны не снесли тебе дурные мозги, наслаждаться поездкой.
Двери в таких поездах открывались и закрывались вручную. Мы обычно распахивали все четыре двери и жутко рубились до следующей станции. Жаль, что остановки на этой линии короткие, не более минуты езды, поэтому время нашего отрыва было недолгим. И к тому же на следующей станции всегда мог кто-то припереться в вагон. Редко, когда мы ехали 2 остановки с таким кайфом подряд. В основном, мы с Штефаном этим и занимались каждую совместную поездку. Дурацкое же дело, оно ж не хитрое.))
Управление моторным вагоном в уютной кабинке машиниста не сложное, как у старых немецких трамваев.
Было много различных типов таких ретро-вагонов, которые эксплуатировались в те года. Если, например подъезжал вот такой состав 30-х годов выпуска, двери которого закрывались пневматически, то мы его игнорили и ждали "правильного поезда". Тут ведь не посидишь на сидушке - кабина у них была монолитна для всей поездной бригады.
Интерьеры всех этих вагонов были достойны всяческих похвал. В вагонах было чисто, и я реально ездил вот в такой обстановке с берлинцами, и со своими, любящими легкий U-bahn-экстрим, друзьями.
Я настолько проникся всей этой темой, что на школьной выставке из картона и спичек соорудил целый макет подобного вагона. Мне потом говорили, что вагон пользовался вниманием на выставке, и я получил второе место.
С этим макетом связана легкая и показательная история. Рядом с моим жилищем находилось депо U-bahn Friedrichsfelde. Вот фотка оттуда, и примерно с тем вагоном, который я воспроизвел потом в макете.
В один обязательно солнечный берлинский день, вооруженный блокнотом и шариковой ручкой, я подошел к решетчатой ограде депо метро посмотреть на нужный вагон, и особенно прояснить тему его колесных тележек. Стою значит, никого не трогаю, зарисовываю как могу колесные тележки вагона, и тут замечаю, что на кроссовках шнурок развязался, наклоняюсь пофиксить эту ситуёвину, и тут получаю пинок под зад. Разгибаюсь, вижу трех немецких гопников (увы, и такие были). Все увиденные мною на тот момент немецкие люди были больше меня по возрасту и по росту. И тут они начинают мне втирать, что мол, я тут делаю, придурок. А я уже тертый калач был, второй год в ГДР все-таки, по-немецки говорил хорошо. Но я знал, что с немецкой гопотой обычно разговаривать не надо, это просто неинтересно.
Поэтому я им говорю: "Нихт шпрехен дойч!"
Они: "Руссо?"
Я им нетерпеливо: "Руссо, руссо! Туристо! Михаил Светлов, Цигель-цигель ай-лю-лю!"
И тут они мне ломают ногу и... дальше вы знаете. В гипс вместо брюликов они мне завернули камешки с берлинской брусчатки, и отправили домой на теплоходе по Шпрее.
Конечно это быль "айне кляйне шюткь". На самом деле был только "Нихт шпрехен дойч". Они спросили, русский ли я. Я ответил утвердительно. На их лицах отобразилось подобие страха. Меня спросили не из Карлсхорста ли я, я тоже ответил утвердительно, хотя это была ложь. После этого мою попу заботливо отряхнули от протектора "герминовского" кроссовка, поправили воротничок рубашки и курточку. И жутко улыбаясь, удалились в ближайший палисадничек. Боялись все-таки они конфликтов подобного рода с русскими, и видимо последствия таких обидок.
А вот помню, на этой же линии был еще случай с поездом типа GI/1E, который выпускался в ГДР в 80-х. Зацените, кстати, дизайн, у нас в это время "номерные" ходили не на всех линиях, у тут вот что к платформе подавали.
Значит, сели мы вчетвером с моими школьными корешами на этот поезд, и поехали с нашего Thälmannplatz до "Алекса". В туннеле естественно разжали двери, и тут машинист отреагировал по динамикам, что мол, «двери закройте, обезьяны». Так и сказал, до сих пор помню.
Все же это были самые современные на тот момент вагоны, с сигнализацией открытия дверей. Мы испугались, и на станции Stadtmitte…
...не дожидаясь остановки поезда, открыли двери и повыпадали из вагона на платформу, где и «сделали ноги». Мне причем запомнилось, что на платформе был мужик, который как в кино почему-то нес в руках кучу пустых картонных коробок. И мы на него натолкнулись так, что коробки разлетелись по всей платформе. Бывает же такое. Слава богу там не было пары рабочих, которые поперек платформы несли большое длинное стекло из одного поезда в другой.
Такой тип вагонов и сейчас в ходу на этой линии. Последний раз я насладился поездкой на этом типе в декабре 2014-го, да и на компе в симуляторе на них гоняю иногда.
На моей же основной ветке широкого профиля "E", а в Берлине на тот момент их было всего две, ходили скучные вагоны типа тоже "E".
По системе управления они были схожи с поездами S-Bahn. О них позже. На занятия в школу я ехал до конца ветки "E", и на Alexanderplatz переходил на ветку "A", где тоже ехал до конечной станции. Но это происходило только в тех случаях, когда я либо опаздывал на школьный автобус, либо сознательно на него забивал, как я уже и говорил.
От школы я ехал до моей станции Friedrichsfelde. На платформах подземки иногда встречались вот такие старые электрические весы.
Либо до Tierpark. Идти до дома, кстати, было по расстоянию одинаково от любой из этих 2-х станций.
И, как видите, езжу до сих пор иногда на своем компе по пятничным вечерам.
Приехав домой, я поел и сел за уроки. Ну, а далее, - просмотр ТВ, нехитрые игры и никаких прогулок по вечерам с друзьями, потому что рядом никто и не жил.
Такой день.))
P.S. Для любителей вагончиков берлинского метро есть специальный сайт. Тут стоит всем насладиться в полной мере.
Напоминаю, что всю серию постов про ГДР смотрим здесь по списку!
Друзья, если вам понравился мой пост, и вы узнали для себя что-то новое и интересное - подпишитесь на мой блог, поставьте лайк. Автору это всегда приятно, и мотивирует.
НАВИГАЦИЯ ПО МОЕМУ КАНАЛУ ITWASLONG.RU