Найти тему

Подмаине воспаряет над Будвой

Монастырь Подмаине расположен на склоне холма. Внизу шумит курортная Будва. Как и положено монастырю, Подмаине смотрит на мирскую суету сверху вниз. Он словно воспаряет над городом и склонами гор.

Приглашаю посмотреть, как выглядит обитель зимой, в начале февраля, когда нет туристов, ветки деревьев голые, а на вершинах гор лежит снег. Непривычно, но красиво и умиротворяюще.

Высовываю нос и повожу им налево-направо. На мне два ватных одеяла (спасибо хозяйке). На тумбочке стоит мой любимый прибор гибрид часов с метеостанцией. Он показывает восемь утра, +5 на улице и +11 в комнате. Сегодня 5 февраля. Я приехала в черногорский курортный город Будва. Приехала зимой не в первый раз, поэтому показания прибора меня не удивляют.

Слышала, что солдаты в армии по тревоге встают и одеваются за несколько секунд. Уверена я одеваюсь быстрее. Завтракаю тоже очень быстро и выхожу на балкон. Сильный холодный ветер сочетается с неожиданно ярким солнцем. Пора прогуляться. Холод настраивает на задумчивый и философский лад. Сегодня я не буду гулять вдоль моря. Я пойду в монастырь.

Вчера была буря, вершины вокруг покрыты снегом. Горные монастыри сразу отбрасываю. Не для того я приехала в Черногорию, чтобы месить грязь со снегом. Решаю сходить в монастырь Подмаине на окраине Будвы. Добраться до него можно легко и быстро пешком, вверх по улице Маинский пут до магазина Franca, а дальше по указателю.

Правда, на указателе написано не Подмаине, а Подострог. У монастыря два названия. Подмаине по имени местности и общины Маине, а Подострог потому, что обитель построена под холмом Острог.

Навстречу мне идет женщина. Впервые ее вижу, но что-то в лице женщины кажется знакомым. Здороваюсь с ней по-русски и слышу в ответ Доброе утро. Вижу даму в косынке. Ну, это точно наша, идет из монастыря. На Балканах не принято покрывать голову в церкви. Если в платке значит наша. Здороваемся по-русски. Монастырь Подмаине хорошо известен туристам из бывшего СССР, здесь обычно много русскоязычных граждан.

Вот уже вдалеке, за заборами и огородами, видны монастырские постройки.

Направление указывает табличка со стрелками. Я уже бывала в Подмаине, но эта табличка мне до сих пор непонятна. К надписи Марковичи, 2 км вопросов нет это указатель на деревню выше по склону. А вот что такое Подострог, 3 км и стрелка направо? Мне казалось, я уже в Подостроге В прошлый раз я пошла по стрелке, долго шла по поселку и не увидела ничего интересного. Оставлю эту загадку на будущее, а сейчас пойду в монастырь.

Мой прошлый визит сюда пришелся на начало октября. Не скажу, что была толпа, но прихожане и туристы встречались постоянно. Интересно, как выглядит монастырь в феврале, в самой глухой несезон?

Возле ворот батюшка разговаривает с прихожанкой.

Пока я фотографирую, они куда-то уходят. Все. На всей монастырской территории не видно ни одной живой души. Можно гулять в одиночестве. Смотреть на старинные здания и мысленно погружаться в прошлое.<p>История монастыря начинается в XV веке, когда здесь поставили первую небольшую церковь Введения Пресвятой Богородицы. В XVIII веке был построен большой храм Успения Пресвятой Богородицы.

Черногорские владыки любили Подмаине и подолгу жили в обители. В Подмаине в начале XIXвека писал свои стихи знаменитый и до сих пор любимый народом черногорский владыка Петар II Петрович Негош. Красивые и прочные постройки привлекали не только местную знать, но и врагов. Венецианцы дважды пытались захватить обитель, но безуспешно. Французы просили у владыки Петра I Негоша дозволения разместить в монастыре свой гарнизон, но получили отказ. После Наполеоновских войн, черногорское приморье отошло австрийцам. Петр II Петрович был вынужден продать им Подмаине. Источники на русском и сербском языках не освещают детали этой сделки. Англоязычные источники ехидно информируют: обитель была передана австрийцам по настоянию России. Может, так и было. История не всегда такова, какой нам бы хотелось ее представлять.

Австрийцы использовали монастырь в качестве казармы, а потом и вовсе забросили. Судьба зданий могла бы сложиться печально, если бы монастырский комплекс не выкупил местный священник. Он и его потомки как могли сохраняли постройки. Во времена социализма Подмаине было национализировано, но в 1995 году возвращено церкви.

С тех пор в монастыре сделали масштабный ремонт, храмы отреставрировали. В наши дни монастырь ведет активную деятельность. В Будве часто можно встретить объявления, с приглашением в обитель на религиозные беседы. Монастырь распространяет книги, ведет радиотрансляции и даже блог в интернете. Настоятель Подмаине внес большой вклад в возрождение женского монастыря Рустово, про который я уже писала.

В церкви Успения Пресвятой Богородицы никого нет. Пользуясь этим, фотографирую интерьер.

После возвращения храма церкви, стены были заново расписаны фресками. Одна из их привлекает особое внимание. Называется она Ложные цари и епископы. На ней избражен лидер Югославии маршал Тито и верхушка непризнанной Черногорской Православной церкви. Всю эту компанию черти забирают в ад.

Гуляю какое-то время по территории. Выше храма по склону поставлены лавочки и столик, чтобы люди могли отдохнуть и полюбоваться видом.

Вокруг по-прежнему безлюдно. Это очень огорчает маленькую ласковую кошечку, привыкшую получать угощение от посетителей. Увы, у меня ничего для нее нет. Расстроенная кошечка вертится волчком и не дает себя сфотографировать.<p>Одно остается непонятным. Храмов должно быть два. Я же читала! Точно помню: два, большой и маленький. Большой вот он, а маленького я не вижу, хотя уже трижды обошла территорию. Придется кого-нибудь спросить, но, как назло, никого нет.

Замечаю весьма немолодого монаха. Дедушка тяжело поднимается на высокое крыльцо. Пока я до него добегаю, монах уже скрывается за дверью, а кричать я стесняюсь. Не теряю надежды и сажусь на лавочку у монастырских ворот.

Ждать долго не приходится. Мимо, с тяжелым ведром в руках, идет молодой монах. Ряса его испачкана побелкой и краской. Из ведра торчат инструменты, кисти, тряпки набор, хорошо знакомый каждому, кто хоть раз делал ремонт. Прошу мне помочь. Вместо объяснений монах провожает меня до места, не выпуская из рук своей тяжелой ноши. В очередной раз отмечаю: какие здесь встречаются приветливые священники!

Спасибо монаху! Без него я ни за что бы не нашла храм Введения Пресвятой Богородицы. Церковь буквально спрятана возле колокольни.

Заметить ее непросто: храм, можно сказать, подземный. Чтобы в него войти, приходится спускаться по ступенькам.

Внутри церкви темно и тихо. Маленькое помещение имеет необычную, не совсем правильную форму. Росписи на стенах были сделаны в XVII веке, но, к сожалению, плохо сохранились.

Выхожу из церкви и возвращаюсь на большую открытую терассу. Здесь, как говорят, любил гулять владыка и поэт Петр II Петрович Негош. Проулиавясь, сочинял стихи: Свободиаду и Горский венец. Действительно, приятное место.

Из трапезной доносятся звуки и тянет запахом пищи. Монахи собираются на обед. Мне пора домой. Спускаюсь в веселую и оживленную, даже зимой, Будву. За спиной, на фоне синего неба, оставляю обитель Подмаине.