Найти тему
script bro | сценаристы

15 фильмов для сценаристов, чтобы научиться писать диалоги

В каких фильмах самые поразительные диалоги и как выйти на этот же уровень? Важно понимать, что мастерству диалога из этих фильмов следует учиться смотря фильм в оригинале. Если в ваших сценариях люди будут разговаривать как в дублированном американском фильме, то ничего хорошего не произойдёт.

Лучший диалог - это всегда неожиданный и остроумный. Не существует определённой секретной формулы, чтобы написать сильные реплики.

Нет никаких правил диалога, которые могли бы равноценно применяться к каждому сценарию.

Некоторые сценарии требуют экспозиционного диалога - другие пострадают от него.

Некоторые сценарии требуют придания диалогу характерности - другие в этом не нуждаются.

Некоторые сценарии не требуют диалога, позволяя действиям говорить громче слов ("Дюнкерк", "Дорога").

Но это не значит, что вы не можете учиться у лучших кинематографических диалогов, которые украшают большие и маленькие экраны. Частью процесса обучения сценарному мастерству является поиск лучшего вдохновения. Затем вы можете опираться на это вдохновение и применять свой собственный стиль и выбор.

Мы предлагаем посмотреть пятнадцать фильмов, они расположены в произвольном порядке, которые сценаристы должны смотреть для изучения диалогов. Мы также вкратце расскажем о том, чему вы можете научиться у каждого из них.

1. Энни Холл

Вуди Аллен - мастер невротических и эксцентричных шуток. Если у вас есть персонажи, соответствующие этим характеристикам, то Энни Холл - это первый фильм, который стоит посмотреть, чтобы почувствовать ритм, который этот тип персонажей использует в своих речевых оборотах и репликах.

Разберитесь с противоречиями, окружающими личную жизнь Вуди Аллена, и просто окунитесь в работу, которая является виртуозной и культовой.

2. Криминальное чтиво

Фильмы Квентина Тарантино известны своим диалогом. Он пишет слова, которые не тратятся впустую. Каждая строчка диалога служит цели. Он создает юмор без шуток. Он создает напряженность с помощью тишины и спокойствия, прежде чем развязать любую ярость.

Но ещё более запоминается тот факт, что многие его строки крутые, остроумные и изящные. Если у вас есть сценарий, наполненный персонажами, обладающими этими чертами, то Pulp Fiction - это обязательный для изучения фильм.

3. Старикам тут не место

Если у вас есть сценарий, который требует напряжения, лучше начать с тишины. Этот фильм братьев Коэн источает напряжение. Они придерживают диалог до такой степени, что в тот момент, когда персонаж говорит, вы полностью сосредоточены, чтобы услышать, что они говорят.

Если одним из ключей к великому диалогу является отсутствие диалога, то этот фильм - тот, который нужно изучить.

4. Социальная сеть

Аарон Соркин - мастер быстрого диалога - и дело не только в том, чтобы персонажи говорили быстро. Это соединение быстротечных реплик и повествовательной информации, которые в совокупности создают смесь диалога, который играет как музыка для ушей.

Если у вас есть умные персонажи, которые могут спарринговать в словесных поединках, то работа Аарона Соркина - это обязательна к просмотру. "Социальная сеть" особенная, потому что персонажи, произносящие реплики - умны и сообразительны. В их разговорах есть мелодия. И то, как Соркин передаёт каждую линию диалога с ошибочным направлением или скрытым мотивом - не что иное, как гениальная работа.

5. Человек с Земли

Прощальная вечеринка профессора Джона Олдмана становится загадочной и интригующей после того, как профессор объявляет, что он бессмертный.

Это фильм в стиле "говорящие головы". Он вполне мог бы быть поставлен на сцене. Одна локация. Несколько персонажей. Все предлагают свой взгляд на один и тот же вопрос.

Фильм предлагает сценаристам прекрасный пример того, как справиться с дебатами или дискуссиями, где персонажи пытаются разгадать загадку с помощью интеллекта. Если в вашем сценарии есть такая история, не ищите лучшего примера. Если это всего лишь одна сцена, вы все равно можете использовать этот пример, но в сжатом виде.

6. Большое разочарование

Ещё один фильм "говорящие головы", но с другой динамикой. Фильм рассказывает о старых друзьях из колледжа, которые воссоединяются после самоубийства одного из них.

Каждый персонаж проходит через свои стадии горя, примирения и кризиса среднего возраста. Диалоги влияет на каждого из них по-разному. Диалог здесь - это смесь философия и юмора.

Если у вас есть сценарий, в котором старые друзья рассказывают о своем жизненном пути и личной борьбе, то Большое Разочарование - это то, с чего вы должны начать.

Главный герой и антагонист не говорят много. Но когда они разговаривают, это всегда имеет значение.

7. Молчание ягнят

Напряжённость каждой сцены между Клариссой и Лектором, выстраивается в каждой линии диалога. Ганнибал Лектор - один из величайших злодеев в кино, но он почти никогда не повышает голос.

Если в вашем сценарии есть персонаж, который скрывает своё смертоносное истинное "я" за обаянием, интеллектом и собственной системой ценностей, то этот классический триллер является обязательным к просмотру.

8. Бешеные псы

Если есть список с фильмами, где классные диалоги, то нельзя упомянуть Квентина Тарантино, менее одного раза.

Этот фильм был революционным, когда речь зашла о диалоге. Ранние гангстерские фильмы Мартина Скорсезе "Злые улицы" и "Славные парни", безусловно, выделялись как выдающиеся примеры динамики персонажей маскулинности в лучшем виде, но "Бешеные псы" действительно показали, как альфа-мужчины может сосуществовать в одном пространстве.

И это интересный вопрос. Как вы написать сцены, содержащие персонажей, которые стремятся держать под контролем друг друга? Дебютный фильма Тарантино.

9. Джуно

Диалог за персонажем Джуно, красиво написанный Диабло Коди, - это молния в бутылке. Вы не сможете повторить его, не подражая стилю этой сценаристки.

Тем не менее, его можно изучить, чтобы узнать, как Коди сформулировала такой стиль речи. Стиль, который был уникален как её собственный голос. А в киносценариях уникальный голос - это большой плюс.

Когда вы смотрите фильм, представьте себе, как бы вы исправили сцену с примитивным или средним диалогом. Затем проанализируйте, как Коди это делает.

10. Умница Уилл Хантинг

У одного из друзей с рабочих районов блестящий ум, но ему не хватает способности эмоционально общаться с кем-либо. Уилл влюбляется в девушку, в то время как его заставляют проходить психотерапию.

Диалог - это курс изучения персонажа. Уилл и Шон учатся друг у друга. Они не были готовы к этому. Они - два интеллектуала с одних и тех же жестоких улиц Саути и постоянно спаррингуют между собой. Шон хочет, чтобы Уилл открылся. Уилл не хочет.

Если вы хотите научиться писать блестящий монолог, этот фильм - место, где можно этому научиться.

11. Гленгарри Глен Росс (Американцы)

Много уроков диалога можно извлечь из этого сценария Дэвида Мамета, который был адаптирован из его собственной театральной пьесы.

Вы узнаете, как персонаж может управлять сценой. Вы узнаете, как работать со многими различными версиями того, что могло бы стать стереотипными персонажами - в данном случае, продавцы. У каждого из этих продавцов своя философия и свой уровень компетентности. И все это передается через способы их общения. Что они говорят и как они это говорят.

12. Перед рассветом

Это первая часть трилогии фильмов, в которой основное внимание уделялось взаимоотношениям между одними и теми же двумя персонажами. Это прекрасный пример того, как работать со сценарием "говорящие головы" - или как работать со сценой, в которой два персонажа пытаются понравиться друг другу.

Диалог кажется естественным, хоть это и кино. Они перебивают друг друга. Их мысли идут разные стороны, разветвляются.

Если вам нужно научиться справляться с двумя персонажами, у которых по сюжету много совместных сцен, то "Перед рассветом" может привести вас в правильное русло. Продолжения фильма делают ровно то же самое.

А если вы хотите научиться творчески подходить к отказу от внутренних переживаний - прямолинейности в сценарии - обратите внимание на эту сцену.

13. Человек, который изменил всё

Если у нас есть два сценария Тарантино, нам нужны два сценария от Аарона Соркина, верно?

Аарон Соркин однажды сказал: "Всякий раз, когда в комнате появляются два человека, которые в чём-то не согласны - значит у вас есть сцена, которую нужно написать. Это то, что я ищу".

Лучший диалог исходит от двух или более персонажей в одной сцене, которые хотят разные вещи. Это так просто. Если это присутствует почти в каждой сцене вашего сценария, диалог будет оживать со страницы, и в конечном итоге аудитория будет вовлечена в перекидывание репликами, ожидая, кто выиграет спор.

Мы смотрим "Человек, который изменил всё", чтобы показать отличный пример персонажей, которые желают разного.

У вас есть менеджер бедной бейсбольной команды, которому надоело играть в одну и ту же игру каждый сезон, настроенный против ветеранов-скаутов, чьи способы поиска игроков явно уже не работают.

14. Большой Лебовски

Сравняем счёт с Тарантино и Соркиным, поэтому тут ещё один фильм братьев Коэн. Несмотря на то, что "Фарго" - заманчивый и достойный выбор, всё-таки Чувак заслуживает упоминания.

Каждая строчка от каждого персонажа идеально подходит своему персонажу. И "Чувак" - это один самых культовых персонажей именно благодаря диалогу.

Если вы пишете уникальные образы, то этот фильм обязательный к просмотру, можно даже в правильном переводе Дмитрия Пучкова.

Нет формулы для создания фразы, которая станет цитатой. Нужно просто сделать то, что сделали братья Коэны, написать строчки, которые могут сказать только эти конкретные персонажи.

15. Побег из Шоушенка

Не верьте тому, что вы слышали или читали - рассказчик может быть эффективным кинематографическим инструментом.

Конечно, это может быть обманчиво. Сценаристы могут использовать его как костыль.

Однако при правильном использовании он может предложить зрителям повышенный уровень впечатлений. А "Побег из Шоушенка" - это, пожалуй, лучший пример того, как правильно использовать рассказчика.

Это не перегружает. Это не костыль. Это не обман. Рассказчик используется как способ создать более интимную историю.

Так что если у вас есть соблазн использовать рассказчика в вашем сценария, вот прекрасный пример того, как сделать это правильно.

Бонус - Изгоняющий дьявола III

Хотя это многих удивит, в сценарии этого крайне недооцененного триквела "Изгоняющего дьявола", есть выдающийся диалог.

Сцены между старым другом детективом Киндерманом и отцом Дайером содержат диалог, который насыщен и забавен, без лишней воды. И он является прекрасным примером того, как можно осветить темную и унылую атмосферу.

К сожалению, в сети нет ни одного клипа об этом диалоге. Вам придется посмотреть весь фильм. Но это того стоит.

Наши выбор основан исключительно на заслугах фильмов в данной теме и с полным осознанием того, что многие другие фильмы достойны войти в этот список. Если у вас есть дополнительные предложения, пожалуйста, поделитесь ими в комментариях. Если вы сделаете репост данного материала - мы будем очень признательны.

Так же читайте:

10 коротких подсказок, чтобы лучше писать диалоги

Как Джеймс Кэмерон стал легендой? Советы мастера

10 фильмов, которые нужно посмотреть, если вы хотите стать сценаристом

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.