Это история длинной в 27 дней, о которой я мечтала как минимум 48 месяцев. Когда четыре года назад я начала увлекаться экологией, я практически сразу наткнулась на этот яркий и красивый (от обёртки – до начинки) волонтёрский проект, с громким названием – Большая Байкальская тропа. Что остановило меня тогда? Зачем я лелеяла эту мечту целых четыре года? Ответ простой – отсутствие опыта подобных проектов и финансовая составляющая. Я положительно отношусь к разумным организационным взносам, но приплюсовывая к ним билеты Москва-Иркутск-Москва – получался вовсе не стандартный отпуск бюджетника. Спустя четыре года я всё ещё бюджетник, но за плечами уже слишком много, чтобы недооценивать всю красоту волонтёрского сообщества.
Выражаю благодарность коронавирусу COVID-19 и длительному педагогическому отпуску за предоставленную возможность провернуть всё то, что я провернула.
Я решила, уж если лететь на Байкал – то ни в чём себе не отказывать, и записалась сразу на три волонтёрских проекта общей продолжительностью 23 дня. В условиях пандемии ББТ сократили количество и разнообразие своих летних проектов. В итоге получилось, что я посетила все уникальные локации. Итак, по порядку…
В ДЕБРИ ХАМАР-ДАБАНА
Сроки: 19-28 июля 2020
Место: Юго-восточный берег Байкала, Республика Бурятия, посёлок Танхой
Стоимость участия: 4000 рублей
19 июля 9.00 офис ББТ в Иркутске. Куча народа, все суетятся, стартуют одновременно два проекта. Никто не понимает, куда и с кем он едет. Словосочетание «В дебри Хамар-Дабана» никто даже не пробует выговорить. Наш бригадир пытается нас собрать, но вместо сложного Хамар-Дабана, пунктом назначения называет Байкальский заповедник, чем путает нас ещё больше. Спустя полчаса мы уже стоим на улице своим тесным кругом из 15-ти человек и играючи пытаемся друг друга запомнить. Через четыре часа мы уже в Танхое в кемпинге Байкальского заповедника, а ещё через четыре (после размещения и обеда) – мы купаемся в Байкале. Байкал здесь холодный, но не ледяной. Можно даже проплыть несколько метров. Камни на берегу волшебные – кристально белые и идеально гладкие. Хочется остаться здесь и разбить лагерь прямо на берегу, но вспоминаем название нашего проекта и возвращаемся «в дебри» (по факту – на кемпинг). На следующий день мы переезжаем с кемпинга на лесную поляну близ реки Осиновка. Разбиваем там лагерь и начинаем обживаться.
Я очень люблю, когда всё структурировано. У ББТ с этим всё идеально: на любом проекте есть три главных человека: бригадир, помощник бригадира и переводчик. У каждого свои функции и своя зона ответственности. Прежде чем стать любым из трёх главных – нужно пройти соответствующие курсы. Бригадир – самый опытный человек, наделённый максимальными полномочиями. Помощник бригадира в основном выполняет функции завхоза и обеспечивает всех провизией. Переводчик налаживает коммуникацию между членами группы. ББТ – международный проект (и не только на словах, а в деле!), поэтому переводчик здесь крайне необходим. В связи с тем, что иностранцы в этом году до России не добрались, функции переводчика немного трансформировались – он стал скорее аниматором.
Помимо структуры в самой организационной структуре, у ББТ есть много и других структур. На тропостроительном сленге здесь так называют различного рода укрепления/сооружения/постройки, расположенные непосредственно на самой тропе. Основной задачей нашей смены было возведение лестницы на крутом и влажном склоне непосредственно на территории Байкальского заповедника. В ходе строительства мы прошли ряд этапов: расчистка прилегающей тропы и самого склона, поиск подходящих деревьев для конструкции, их ошкуривание, подъём камней с реки для укрепления склона, выкладка каменных «лестничных площадок», соединение всех деревянных жердей в единое целое и, наконец, выпиливание ступенек. За четыре дня мы справились с поставленной задачей и торжественно (с красной ленточкой, всё как полагается) открыли нашу, до боли родную, лестницу. Ещё один день мы посвятили расчистке полотна и коридора тропы поодаль от лагеря. На этом, как ни странно, наши трудовые будни закончились. В общей сложности два дня мы потратили на «добраться», один день на «выбраться», сутки нас заливало (и мы не работали), плюс у нас был один «официально положенный» выходной, прибавляем к этому 5 рабочих дней – и вуаля, десятидневный проект на Байкале готов.
Мы жили очень уютно. Таких уютных лесных стоянок я ещё не видела. Признаться, никакие это были не дебри, а скорее – сказочная поляна. Здесь было изобилие черники (мы, конечно, это неприличное изобилие немного оприличили) и заросли малины (мы их тоже немного проредили, но и мишке оставили). Ежедневно мы встречали десяток ручных ящериц, множество бурундуков, разочек приметили соболя и какого-то таинственного ночного зверя (подозрения на кабана или зайца – ну очень они схожи, сложно определить). Зачастую эффективность нашего рабочего дня мерилась увиденными бурундучками и чёрными черничными губами (не подумайте, иногда мы всё-таки работали).
Не помню ни минуты, чтобы мы сидели без дела (разве только в день дежурства), всегда мы во что-то играли, куда-то бежали, чего-то смотрели. Побыть наедине с собой здесь невозможно, потому что ты либо с ним (с Байкалом), либо с ними (лучшими в мире волонтёрами). По правде говоря, я и не расстроилась – наедине с собой я могу посидеть и дома. Наше главное командирское трио было на высоте. Они задали сумасшедшую планку, и мне стало страшно за моих будущих «начальников». Здесь нас постоянно удивляли, развлекали, занимали: и на Байкальчик сводят, и экскурсию в визит-центре организуют, и водопад покажут, и «сказочку» на ночь расскажут. В общем – большое соболиное спасибо!
И в заключение, как всегда, о главном – о людях. Поделюсь с вами самыми яркими инсайтами, но как вы понимаете, суть здесь не в инсайтах – а в тех, кто их создаёт:
- всё тайное, когда-нибудь становится явным, особенно если это тайный друг, особенно если игра только началась;
- женская солидарность – страшная штука, особенно если речь идёт о красоте бросания блинчиков (они же лягушки) в воду;
- чем сильнее дождь, тем уже круг под тентом (и меньше сухого места в палатке);
- главное – не победа, а «достойный ответ! мы довольны собой!» (как итог: 47 достойных, но, к сожалению, неверных ответов в интеллектуальной игре);
- сгущёнка вдвойне вкуснее, если на неё одновременно претендует 15 человек…
Спасибо моим первым Байкальским нерпочкам за то, что превратили этот десятидневный проект в одно сумасшедшее мгновение.
ИСПОЛИНЫ СИБИРСКОЙ ТАЙГИ
Сроки: 31 июля – 2 августа 2020
Место: Иркутская область, Олхинское плато, скальник Витязь
Стоимость участия: бесплатно
Благодаря тому, что ББТ выиграли в этом году президентский грант, они получили возможность снизить организационные взносы для участников, а ряд трёхдневных проектов сделать и вовсе бесплатными.
Этот проект не имеет к самому Байкалу никакого отношения, ибо его локация находится в 20 км от береговой линии. Сама локация очень популярна среди жителей и гостей города Иркутска (ибо находится всего в полутора часах езды на электричке). Скальники Олхинского плато представляют собой каменные россыпи, окружённые невероятно живописным лесным массивом. Задачей этого проекта была маркировка тропы, чтобы туристы не заблудились, и её расчистка.
Конечно, после десятидневного проекта, мне было не совсем понятно, что мы успеем сделать за три дня (хорошо бы хоть лагерь успеть собрать, да разобрать). Но подобные опасения и амбиции были только у меня, большая часть волонтёров приехали скорее на природу, чем на социально значимый проект. Тут-то я и поняла ещё одну важную задачу ББТ – формирование сообщества единомышленников, в данном случае – преимущественно местного сообщества. Логично, что волонтёр, например, из Центрального региона не поедет за тридевять земель сугубо на трёхдневный проект. А вот для того, чтобы привлечь своих активистов, заинтересовать их и удержать – это отличный инструмент. В действительности вся наша команда была из Иркутска и близлежащих городов. Эмоции и желания у нас, конечно, разнились. Я восторгалась каждым скальником, остальные же, как люди бывалые, относились к этому спокойнее.
Поработали мы всего один день. Одну шестичасовую смену. Всё остальное время ушло на быт и на дождь, который не смог обойти нас стороной. Но, на удивление, сделали мы прилично. Девочки преимущественно работали лоперсами и ручными пилами, мальчики ушли далеко-далеко и навешали классных светоотражающих табличек на деревья.
Как полноценный проект три дня – это, конечно, маловато. Сложно найти своих людей, сложно научиться понимать друг друга и тем более доверять. Грустно расставаться, всё же разглядев таких людей, но так до конца и не погрузившись в них. Но если рассматривать этот проект как облегчённую версию (как некий старт) для новичков или же как основу для дальнейшего взаимодействия – вариант идеальный, ведь не каждый решится сразу махнуть в лес на десять дней…
Моё главное открытие проекта – скальники, и то, что открывается перед твоими глазами, когда ты забираешься на них…
В ТАЁЖНЫЙ КРАЙ ПРИБАЙКАЛЬЯ
Сроки: 3-12 августа 2020
Место: Западный берег Байкала, Иркутская область, Прибайкальский национальный парк, тропа Большие Коты – Большое Голоустное
Стоимость участия: 4000 рублей
Не скрою, это тот проект, на который я изначально хотела больше всего. Почему? Ответ прост – я хотела жить на берегу Байкала. Но обо всём по порядку.
Заезжать на проект в проливной дождь – такого со мной на Байкале ещё не было. Но, признаться, мне как-то было уже всё равно. Я была даже готова к десятидневному ливню. Не знаю что это, безрассудный энтузиазм или просветовская закалка. Около полудня мы высадились на ракете в Больших Котах (они, вообще-то, кОты, но всех их называют, котЫ, мне по душе – кОтики) со всеми рюкзаками, групповым снаряжением и, естественно, провизией. Нас, кстати, с такими баулами и на судно-то не хотели сажать, но обошлось. И тут в Котах стали отчётливо проявляться шаманские способности нашего переводчика. Мы, естественно, были соучастниками. Громко и эмоционально распевая «Хаги-зумбу» мы моментально наладили погоду, вызвали лодочника (что увёз наши вещи), подняли себе настроение и натворили ещё массу прочего волшебства.
До нашей стоянки мы шли долго, целые сутки. По протяжённости это километров восемь, не больше. Как такое возможно? Всё просто – мы шли с большим перерывчиком. Было решено не ставить лагерь на мокрую землю и переночевать на стоянке наших ББТшных коллег-волонтёров. Их стоянка находилась в трёх километрах от нашей точки назначения (хорошо что до, а не после). Ребята заканчивали свой проект и им не пришлось снимать лагерь, мы же его только начинали, и в первый дождливый день нам не пришлось заниматься его установкой – все оказались в выигрыше. На следующий день погода благоволила, мы сняли лагерь и не без помощи всё того же лодочника выдвинулись в путь. Дорога шла через живописный скалистый мыс Скрипер, очень популярный среди туристов. Высота его небольшая, около двухсот метров, но вид – завораживающий. Мы перешли утёс и у восточного его подножья на самом берегу Байкала (вот прямо на самых прибрежных камушках) разбили лагерь. Для меня и большинства волонтёров это был первый опыт подобной прибрежной стоянки. Поначалу было немного волнительно, но всё же крайне привлекательно.
Со следующего дня мы начали свои трудовые будни. Чёткий инструктаж (который я прослушала уже в третий раз), неизменный набор инструментов (где у тебя уже точно есть свой любимчик, и зовут его – пуласки), всё та же рабочая одежда (берцы, комбинезон и, конечно же, кепка). Основная задача проекта – расчистить тропу длиною 850 метров, ведущую на вершину Скрипера. С каждым днём мы всё дольше и дольше шли до места работ. К финальной части проекта дорога в одну сторону занимала от 15 до 30 минут (как вы понимаете – с инструментом, как вы понимаете – в гору). Но именно эта непростая дорога позволяла нам прочувствовать всю прелесть и важность нашей работы, потому что разница между «сделанным» и «не сделанным» была на лицо, точнее, на пятку. Мы работали в две смены по три часа с «кофе-брейками» после каждых полутора часов работы. Да, да, да – у ББТ пятиразовое питание, и это не шутки. Парочку килограмм за свой активный отпуск я всё-таки набрала, наверное, в основном за счёт сгущёночки (хотя тушёнка, майонезик и печеньки в этом процессе тоже принимали участие). В общей сложности мы работали всего четыре дня (ну как тут не набрать?!). Помимо прочего, два дня лил дождь, а ещё два дня у нас были официальные выходные.
В выходной мы ходили гулять в пещеры, где ещё неделю назад гулял мишка. Но мы смелые и большие, поэтому не испугались. Нагуляли 22 километра – исключительно вдоль моря (никогда его не называю озером, мне кажется это оскорбительным), увидели нерпу (мечты сбываются!), попили свежего молока на кордоне и настоящего китайского чая (оставленного здесь китайцами, естественно, для нас). По дороге было много важных разговоров и много его – такого бескрайнего и удивительного – Байкала.
Весь проект мы много играли, знакомились, общались. Что важно, все были открыты к подобному формату, и никто не пытался отсидеться в палатке. Мы выбирали человека дня (о-о-о-о на-на-на-на-на), мы рисовали друг другу открытки, мы запутывались и распутывались, мы БУМились и АКТИВничали, мы нахваливали себя-персиков и радовались друзьям-дроздам. Ещё мы топили походную баню и разгорячённые ныряли в Байкал, лежали ночью в спальниках на берегу моря и считали падающие звёзды, жарили маршмеллоу и радовались походным тортикам. Что ещё было очень ценно – мы пели. Много пели. Практический каждый день. Нам крайне повезло с нашим укулелистом (есть ведь такое слово?). В конце проекта, заслугами и талантами всё того же человека, у нас случилась песня. Практически гимн. Гимн ББТ. Наш гимн.
Бригада из бригадира, помощника бригадира и переводчика продемонстрировала высший уровень командной работы (начальники, выпишите им, пожалуйста, премию!). Что важно, по факту здесь не было главных, не было обязаловок и не было давления. Очень тёплая атмосфера царила в каждом изгибе береговой линии нашего лагеря. И даже крики из ледяного Байкала были крайне тёплыми и родными (у меня не получилось пробыть в нём больше десяти секунд, ибо ноги моментально немели). И, казалось бы, что каждый здесь проживал что-то своё, но это своё стало нашей общей историей и историей Большой Байкальской тропы в целом.
Я благодарна каждому, кого встретила на этом пути. С кем-то мы сошлись, с кем-то нет – и это нормально. Кто-то останется для меня «опытом», а кто-то «другом». В любом случае и то и другое – бесценно.
«Пусть сдувал нас настойчивый ветер,
И была ледяною вода,
Непременно в пылающем сердце
Сохраню ББТ навсегда»…
Мария Исаева