Привет! Сегодня поговорим о маме султана Селима Явуза и бабушке султана Сулеймана Великолепного, точнее попытаемся восстановить её биографию. К сожалению, известно нам о неё очень мало и проследить её судьбу мы можем лишь по биографии её сына. Обойдёмся без придуманных фактов, пусть это не так интересно, но зато честно по отношению к читателям.
Имя
Существует две версии того, как звали мать султана Селима Явуза (Грозного).
- Айше Хатун, представительница династии Дульгадыр, законная жена Баязида. Желая подчеркнуть благородное происхождение Селима, османские историки называют её материю Падишаха. Но, скорее всего, это ошибка.
- Гюльбахар или Аше Гюльбахар. Рабыня, вероятно, христианка из Албании.
Алан Михаил в своей книге "Тень Бога: Султан Селим, его Османская империя и создание современного мира" утверждает (правда не ссылаясь на источники), что отец Гюльбахар отдал свою дочь в наложницы Баязиду. И это было настоящей удачей для обоих. Девушка попала во дворец, где жизнь была куда более комфортной, чем в её родной деревне, а отец мог продвинуться по государственной службе. Существуют и другие версии происхождения Гюльбахар, например, что она была родом из Трабзона.
Амасья
Вряд ли у Гюльбахар были близкие отношения с Баязидом. Девушка была лишь очередной наложницей в гареме османского шехзаде у которого к тому времени уже было трое сыновей. Согласно традиции, после рождения сына их отношения прекратились.
Произошло это в 1470-м году в Амасье и отметилось знаменитым предсказанием суфийского мистика о том, что новорожденный станет властелином мира, а семь родинок на его теле означают, что он победит семь правителей из числа врагов империи. Кстати, 7 - священное число в исламе (и не только): паломники 7 раз обходят Каабу, мир был сотворён за 7 дней, а земля (как считалась) поделена на 7 регионов.
К моменту рождения Селима Баязид управлял Амасьей уже 16 лет, его отец отправил его туда всего через год после завоевания Константинополя. В гареме мать и сын получили отдельную комнату. Мать заботилась о жизни и здоровье сына, а Селим получал начальное образование - учил Османский турецкий (язык государственного управления), Арабский (язык Корана и религиозных книг) и Персидский (высокий язык литературы и поэзии), тренировался в стрельбе из лука и охоте.
Новый султан и Стамбул
В мае 1481-го года в Амасью пришла весть о кончине султана Мехмеда II, среди наследников началась борьба за власть, в которой победил Баязид. Гюльбахар и десятилетний Селим впервые покинули Амасью и вместе с остальным гаремом прибыли в столицу во дворец, который позже стали называть Старым (в Топкапы жил лишь султан и туда могли приглашаться фаворитки).
Шехзаде продолжал свое образование, однако одной теорией было не обойтись: в 1487-м году он получил пост губернатора отдалённой провинции Трабзон, куда и направился в сопровождении матери.
Сделать Трабзон османским
Трабзон находится на побережье Чёрного моря, большинство жителей города были христианами. Трабзон всего 26 лет находился под управлением османов, и в нём почти не ощущалось присутствия турецкой культуры.
Главной целью османов в Трабзоне и других портовых черноморских портах было сохранить хрупкий баланс между силой и коммерческим интересами. Мать и сын назначили своих доверенных лиц на важные посты и взяли под личный контроль денежные потоки от торговли. Также они попытались изменить городской ландшафт - отремонтировали улицы, посадили деревья и вырыли новые колодцы и построили фонтаны, которые украшали цитаты из Корана и печать Султана Баязида - символ новой власти. Появились площади, рядом с которыми выросли османские учреждения. Со временем Трабзон стал похож на старые османские города Бурсу и Амасью: минареты теперь соседствовали с колокольнями христианских храмов, но пройдёт ещё несколько десятилетий прежде чем некоторые церкви будут обращены в мечети (самый известный пример - Собор Святой Софии).
Вероятно самым значимым из новых учреждений был Большой благотворительный комплекс (хатуние) «Кюллие Гюльбахар Хатун». В его центре была изысканная мечеть Гюльбахар - квадратной формы с бпрекрасным куполом и высоким минаретом, прозванным местными «Иглой Гюльбахар». Внутри комплекса были медресе и имарет (кухня), где беднякам подавали горячую похлебку из чечевицы, хлеб и рис. При комплексе также была библиотека. Все это финансировалось из денег, получаемых от доходных домов и сельскохозяйственных угодий, а самыми прибыльными были были хамамы.
Гюльбахар не оставила ни писем, ни дневников. Поэтому в отсутствие свидетельств от первого лица лишь благотворительные учреждения её имени могут рассказать нам хоть что-то о её жизни и мировоззрении:
- Она заботилась об обездоленных - в имарете кормили нуждающихся, в школе бесплатно учили детей, а в библиотеку любой желающий мог прийти за знаниями;
- Её фонд показывает нам уровень преданности Исламу и Османской империи, что особенно было важным для Трабзона, где ислам всё ещё оставался религией меньшинства;
- Вероятно, именно Трабзон стал настоящим домом для женщины, где она в полной мере смогла реализовать себя и оставить след в истории города. Бывшая рабыня, в возрасте около 40 лет она стала самой влиятельной женщиной города.
Известно ли что-то о её взаимоотношениях с её невесткой Хафсой и внуком Сулейманом?
К сожалению нет. На усыпальнице Гюльбахар годом смерти указан 1505-й, так что можно уверенно сказать, что она застала и невестку, и внука. Вполне вероятно, что именно Гюльбахар была главным примером благочестия для Хафсы, которая продолжила традицию строительства благотворительных комплексов от имени женщин османской династии.
Мои мысли о предстоящем сериале про Селима Грозного