У Фрэнка Заппы и группы The Mothers of Invention в 1967 году вышел второй альбом, который назывался "Absolutely Free". Он состоял из двух сюит, занимающих по целой стороне пластинки каждая, разбитых, в свою очередь, на короткие номера. Этакий спектакль в двух актах, с антрактом, во время которого (пока переворачивают пластинку), можно, скажем, обновить напитки в стаканах.
Идея оказалась удачной, и породила множество последователей, одним из которых оказалась группа The Soft Machine. Её второй альбом, названный ''Volume Two'', построен по тому же принципу: есть две части, по одной на сторону пластинки, разбитых на множество коротких (или очень коротких) треков. Самый маленький, "A Concise British Alphabet - Pt. 2", длится всего лишь 12 секунд!
Любопытно, что в адской смеси которую представляет музыка The Soft Machine того периода, некоторые критики, помимо психоделии, джаза и авангарда, находят элементы дадаизма. Это настолько необычно, что мне бы хотелось рассказать об этом подробнее. Вот несколько забавных цитат:
"Как утверждает историческая хроника, 5 февраля 1916 года в 6 часов вечера дадаизм обнаружил себя рожденным в тихом маленьком Цюрихе на Шпигельгассе, 12. Да-да! Именно обнаружив себя рожденным, дадаизм создал свой манифест, который перевернул весь ход развития искусства XX века.
В этот день и в этом месте собрались: Марсель Янко, Тристан Тцара [наст.имя – Сами Розеншток – прим.ред.], Жорж Янко. По случайности здесь оказался и Ханс Арп [он же Жан Арп – прим.ред.]. Все они приехали в Швейцарию из разных уголков Европы, убегая от ужасающих последствий войны. Кружок «дадаистов» сформировался вокруг Хуго Балля, который «открыл» для дадаистов «Кабаре Вольтер». В манифесте к первому вечеру дадаистов говорилось: «Дада – новое направление в искусстве. Об этом говорит уже то, что до сих пор никто ничего о нем не знал, а завтра о нем заговорит весь Цюрих». Так и случилось, что кабаре сразу же стало цюрихской сенсацией. И не зря: здесь устраивались вечера афроамериканской музыки вместе с оркестром балалаечников; Рубинштейн играл Сен-Санса, Эмили Хеннингс, подруга Х. Балля, чередовала народные песни с распутными, читали Кандинского, Макса Жакоба и Ласкель-Шюлер. Сидевшая за своими пивными кружками публика, первоначально ошарашенная этой разнотипной вакханалией, исступленно пускалась в «шум соучастия». Это и было искусством. Кстати, плакат к этому кабаре нарисовал украинский художник Марсель Слодки. Его имя затерялось во всём этом «шуме»."
Представили себе эту картину? "Вечера афроамериканской музыки вместе с концертом балалаечников"?
"Своим главным принципом дадаизм сделал иррационализм: «Дада трудится изо всех сил и добросовестно распространяет повсюду идиотизм!». Отказавшись от логики и разума, по мнению дадаистов, строгому racio вещного мира с его окровавленными телами на баррикадах войны дадаизм противопоставил всеобщий отказ от принятия мира. Задача дадаизма – тотальный нигилизм. «Нет! Нет! Нет!» – фраза, которая звучит рефреном в манифесте дадаизма Рауля Хюльзенбека.
Дада для дадаистов это своеобразный дзен: «Дада – это ничто». Лозунгом дадаизма был: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего».
Дада — это освобождение и утверждение жизни, ведь он родился в Цюрихе, на маленьком островке мира посреди моря войны. Есть свидетельства, что именно Тристан Тцара и Марсель Янко в попытке подтолкнуть друг друга к славянской речи (они были румынами) декларировали жизнерадостное «Да-да!». Ханс Рихтер в книге «Дада: искусство и антиискусство» обобщил: «Ничто не могло выразить наш оптимизм, чувство новообретенной свободы, чем это крепкое, повторяющееся «да, да».
Дада интернационален. Это вложено в само слово, которое охватывает множество национальных языков и одновременно не означает ничего. Это было обусловлено и исторически: в состав кружка дадаистов вошли художники-эмигранты, исповедовавшие леворадикальные взгляды."
Мне кажется, что в лице музыкального андеграунда конца 60-х годов, к которому относится и группа The Soft Machine, дадаисты начала XX века нашли себе верных последователей.
Роберт Уайетт - барабаны, ведущий и бэк-вокал.
Майк Рэтлидж - фортепиано, орган Лоури Холидей Делюкс, орган Хаммонда, клавесин, флейта.
Хью Хоппер - бас-гитара, акустическая гитара, альт-саксофон.
Брайан Хоппер (приглашённый музыкант) - сопрано- и тенор-саксофон.
Side 1 - Rivmic Melodies: (Ритмичные мелодии)
1. Pataphysical Introduction Pt. I (1:00) ( Патафизическое Введение, часть 1) - приветствие публики под пиано-буги.
2. A Concise British Alphabet Pt. I (0:10) (Краткий Британский Алфавит, часть 1) - при желании можно разучивать, да.
3. Hibou, Anemone and Bear (5:58) (Хибу, анемон и Медведь) - приятная, типично кентерберийская приджазованная мелодия.
4. A Concise British Alphabet Pt. II (0:12) (Краткий Британский Алфавит, часть 2) - повторение - мать учения.
5. Hulloder (0:52) (Халлодер) - песня, очень типичная для Роберта Уайетта
6. Dada Was Here (3:25) (Дада Был Здесь) - дадаизм рулит? Нет, судя по всему, песня про отсутствующего отца, который всё время где-то на работе. Песня, почему-то, на испанском!
7. Thank You Pierrot Lunaire (0:47) (Спасибо Лунному Пьеро ) кому именно обращена благодарность,непонятно. Но песня очень душевная.
8. Have You Ever Bean Green? (1:23) - а это уже благодарность группе The Jimi Hendrix Experience, с которой The Soft Machine гастролировала по США в 1968 году, получив выход на широкую аудиторию. Название песни отсылает к строке из известной композиции Джимми Хендрикса - "Have You Ever Been Experienced ?".
9. Pataphysical Introduction Pt. II (0:50) ( Патафизическое Введение, часть 2) - немного лёгкого джаза.
10. Out of Tunes (2:30) (Из мелодий) - немного джаза авангардного.
Side 2 - Esther's Nose Job: (Работа носа Эстер)
11. As Long as He Lies Perfectly Still (2:30) (Пока он лежит совершенно неподвижно) - ещё одна типичная песня в манере Роберат Уайетта.
12. Dedicated to You But You Weren't Listening (2:30) (Посвящается тебе, но ты не слушал) - баллада под акустическую гитару)
13. Fire Engine Passing With Bells Clanging (1:50) (Проезжает Пожарная Машина С Лязгом Колоколов) - немного музыкального авангарда, модного в 1968 году.
14. Pig (2:08) (Свинья) - ещё один типично кентерберийский номер.
15. Orange Skin Food (1:52) (Апельсиновая Кожа Еда ) - короткая джазовая интермедия.
16. A Door Opens And Closes (1:09) (Дверь Открывается И Закрывается) - немного фанка.
17. 10.30 Returns to the Bedroom (4:14) (10.30 Возвращение В Спальню) - джаз-роковый номер. Вначале присутствует соло на барабанах Роберта Уайетта.
Я, всё-таки, воспринимаю ''Volume Two'', чуть ли не как сольник Роберта Уайетта, настолько тут сильно его влияния. Для сравнения можно послушать его альбом ''Rock Bottom'' 1974 года. Мне кажется, есть преемственность.
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать автора, кликните рекламный банер справа или снизу от основного текста. Заранее спасибо!
Ещё о группе The Soft Machine вы можете прочитать у меня здесь: