У Фрэнка Заппы и группы The Mothers of Invention в 1967 году вышел второй альбом, который назывался "Absolutely Free". Он состоял из двух сюит, занимающих по целой стороне пластинки каждая, разбитых, в свою очередь, на короткие номера. Этакий спектакль в двух актах, с антрактом, во время которого (пока переворачивают пластинку), можно, скажем, обновить напитки в стаканах.
Идея оказалась удачной, и породила множество последователей, одним из которых оказалась группа The Soft Machine. Её второй альбом, названный ''Volume Two'', построен по тому же принципу: есть две части, по одной на сторону пластинки, разбитых на множество коротких (или очень коротких) треков. Самый маленький, "A Concise British Alphabet - Pt. 2", длится всего лишь 12 секунд!
Любопытно, что в адской смеси которую представляет музыка The Soft Machine того периода, некоторые критики, помимо психоделии, джаза и авангарда, находят элементы дадаизма. Это настолько необычно, что мне бы хотелось рассказать об этом подробнее. Вот несколько забавных цитат:
"Как утверждает историческая хроника, 5 февраля 1916 года в 6 часов вечера дадаизм обнаружил себя рожденным в тихом маленьком Цюрихе на Шпигельгассе, 12. Да-да! Именно обнаружив себя рожденным, дадаизм создал свой манифест, который перевернул весь ход развития искусства XX века.
В этот день и в этом месте собрались: Марсель Янко, Тристан Тцара [наст.имя – Сами Розеншток – прим.ред.], Жорж Янко. По случайности здесь оказался и Ханс Арп [он же Жан Арп – прим.ред.]. Все они приехали в Швейцарию из разных уголков Европы, убегая от ужасающих последствий войны. Кружок «дадаистов» сформировался вокруг Хуго Балля, который «открыл» для дадаистов «Кабаре Вольтер». В манифесте к первому вечеру дадаистов говорилось: «Дада – новое направление в искусстве. Об этом говорит уже то, что до сих пор никто ничего о нем не знал, а завтра о нем заговорит весь Цюрих». Так и случилось, что кабаре сразу же стало цюрихской сенсацией. И не зря: здесь устраивались вечера афроамериканской музыки вместе с оркестром балалаечников; Рубинштейн играл Сен-Санса, Эмили Хеннингс, подруга Х. Балля, чередовала народные песни с распутными, читали Кандинского, Макса Жакоба и Ласкель-Шюлер. Сидевшая за своими пивными кружками публика, первоначально ошарашенная этой разнотипной вакханалией, исступленно пускалась в «шум соучастия». Это и было искусством. Кстати, плакат к этому кабаре нарисовал украинский художник Марсель Слодки. Его имя затерялось во всём этом «шуме»."
Представили себе эту картину? "Вечера афроамериканской музыки вместе с концертом балалаечников"?
"Своим главным принципом дадаизм сделал иррационализм: «Дада трудится изо всех сил и добросовестно распространяет повсюду идиотизм!». Отказавшись от логики и разума, по мнению дадаистов, строгому racio вещного мира с его окровавленными телами на баррикадах войны дадаизм противопоставил всеобщий отказ от принятия мира. Задача дадаизма – тотальный нигилизм. «Нет! Нет! Нет!» – фраза, которая звучит рефреном в манифесте дадаизма Рауля Хюльзенбека.
Дада для дадаистов это своеобразный дзен: «Дада – это ничто». Лозунгом дадаизма был: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего».
Дада — это освобождение и утверждение жизни, ведь он родился в Цюрихе, на маленьком островке мира посреди моря войны. Есть свидетельства, что именно Тристан Тцара и Марсель Янко в попытке подтолкнуть друг друга к славянской речи (они были румынами) декларировали жизнерадостное «Да-да!». Ханс Рихтер в книге «Дада: искусство и антиискусство» обобщил: «Ничто не могло выразить наш оптимизм, чувство новообретенной свободы, чем это крепкое, повторяющееся «да, да».
Дада интернационален. Это вложено в само слово, которое охватывает множество национальных языков и одновременно не означает ничего. Это было обусловлено и исторически: в состав кружка дадаистов вошли художники-эмигранты, исповедовавшие леворадикальные взгляды."
Мне кажется, что в лице музыкального андеграунда конца 60-х годов, к которому относится и группа The Soft Machine, дадаисты начала XX века нашли себе верных последователей.
Роберт Уайетт - барабаны, ведущий и бэк-вокал.
Майк Рэтлидж - фортепиано, орган Лоури Холидей Делюкс, орган Хаммонда, клавесин, флейта.
Хью Хоппер - бас-гитара, акустическая гитара, альт-саксофон.
Брайан Хоппер (приглашённый музыкант) - сопрано- и тенор-саксофон.
Side 1 - Rivmic Melodies: (Ритмичные мелодии)
1. Pataphysical Introduction Pt. I (1:00) ( Патафизическое Введение, часть 1) - приветствие публики под пиано-буги.
2. A Concise British Alphabet Pt. I (0:10) (Краткий Британский Алфавит, часть 1) - при желании можно разучивать, да.
3. Hibou, Anemone and Bear (5:58) (Хибу, анемон и Медведь) - приятная, типично кентерберийская приджазованная мелодия.
4. A Concise British Alphabet Pt. II (0:12) (Краткий Британский Алфавит, часть 2) - повторение - мать учения.
5. Hulloder (0:52) (Халлодер) - песня, очень типичная для Роберта Уайетта
6. Dada Was Here (3:25) (Дада Был Здесь) - дадаизм рулит? Нет, судя по всему, песня про отсутствующего отца, который всё время где-то на работе. Песня, почему-то, на испанском!
7. Thank You Pierrot Lunaire (0:47) (Спасибо Лунному Пьеро ) кому именно обращена благодарность,непонятно. Но песня очень душевная.
8. Have You Ever Bean Green? (1:23) - а это уже благодарность группе The Jimi Hendrix Experience, с которой The Soft Machine гастролировала по США в 1968 году, получив выход на широкую аудиторию. Название песни отсылает к строке из известной композиции Джимми Хендрикса - "Have You Ever Been Experienced ?".
9. Pataphysical Introduction Pt. II (0:50) ( Патафизическое Введение, часть 2) - немного лёгкого джаза.
10. Out of Tunes (2:30) (Из мелодий) - немного джаза авангардного.
Side 2 - Esther's Nose Job: (Работа носа Эстер)
11. As Long as He Lies Perfectly Still (2:30) (Пока он лежит совершенно неподвижно) - ещё одна типичная песня в манере Роберат Уайетта.
12. Dedicated to You But You Weren't Listening (2:30) (Посвящается тебе, но ты не слушал) - баллада под акустическую гитару)
13. Fire Engine Passing With Bells Clanging (1:50) (Проезжает Пожарная Машина С Лязгом Колоколов) - немного музыкального авангарда, модного в 1968 году.
14. Pig (2:08) (Свинья) - ещё один типично кентерберийский номер.
15. Orange Skin Food (1:52) (Апельсиновая Кожа Еда ) - короткая джазовая интермедия.
16. A Door Opens And Closes (1:09) (Дверь Открывается И Закрывается) - немного фанка.
17. 10.30 Returns to the Bedroom (4:14) (10.30 Возвращение В Спальню) - джаз-роковый номер. Вначале присутствует соло на барабанах Роберта Уайетта.
Я, всё-таки, воспринимаю ''Volume Two'', чуть ли не как сольник Роберта Уайетта, настолько тут сильно его влияния. Для сравнения можно послушать его альбом ''Rock Bottom'' 1974 года. Мне кажется, есть преемственность.
Ещё о группе The Soft Machine вы можете прочитать у меня здесь:
Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно послушать и скачать альбомы, о которых идёт речь.