Публицист Константин Сёмин отмечает, что нередко период СССР сторонники либеральных взглядов называют «неудавшимся экспериментом», если говорить о социалистическом обществе.
Якобы распад СССР доказывает, что социализм — это утопия, нежизнеспособный проект, который просто должен был завершиться распадом, что предсказывали еще на первых порах развития социализма.
Однако в то же время, как считает Сёмин, при таком понимании не совсем понятно, как заранее обреченный эксперимент может не просто долгое время существовать, но еще в экономике показывать отличные результаты. Каким образом «экспериментальная» страна смогла стать сверхдержавой. Рассмотрим этот момент подробнее.
Про эксперимент
Сёмин считает, что если мы говорим о чистом эксперименте, то должны понимать, что для эксперимента создаются идеальные условия, чтобы проверить, насколько это удачно. Были ли такие условия в годы существования СССР?
Нет. Потому что вокруг была внешняя угроза, торговая война, по факту экономическая блокада. В первые годы «эксперимента» были интервенции и другие подобные акции против новой республики.
То есть сам по себе этот факт доказывает то, что никакого чистого эксперимента строительства социализма попросту не было. СССР находился в условиях враждебного окружения, которое пыталось ликвидировать советскую систему, что вовсе не является тайной, так как документы ЦРУ в период существования СССР давно раскрыты, и там цель ликвидации социалистической системы была как в тридцатые, так и в сороковые и восьмидесятые. На это выделяли огромные средства, и делалось все возможное, чтобы такой системы не было.
Никакой эксперимент в подобных условиях не проверяется. Это просто лишено смысла. С таким же успехом можно сказать, что первые неудачные попытки построить капитализм в средние века (Венеция, Генуя, Сиена, Флоренция, Лукка) доказали «утопичность» капитализма. Для эксперимента нужны иные условия.