Найти тему
Overtime.life

Велосипедный Екатеринбург: от чемпионов до любителей

В Екатеринбурге – велосипедный бум. Overtime.life разбирается, сколько стоит велосипед профессионального спортсмена, какие маршруты предпочитают любители, зачем нужен байк актёру и почему после финиша гонки хочется выплюнуть лёгкие и как от этого можно кайфовать.

Евгения Третьякова – уроженка Первоуральска, двукратная чемпионка России по маунтинбайку в дисциплине «гонка в гору», участница чемпионата Европы, член сборной команды России, мастер спорта.

Когда я только начала заниматься маунтинбайком – это были горы, спуски, пересечённая местность. Сейчас дисциплину усложнили, добавили дропы (трамплины. – прим. ред.), с которых надо прыгать, чего я боюсь. К 30 годам инстинкт самосохранения срабатывает на 100%, – признается Евгения Третьякова. Добавили более сложные технические элементы – спуски, подъёмы по камням, поэтому дисциплина «кросс-кантри» мне не очень подходит. Больше нравится дисциплина «гонка в гору», потому что дистанция сложная, минут 30-40 идёт силовая работа, надо терпеть. Также мне нравится марафон – это 70-80 километров по пересечённой местности, но там нет такой жести, прыжков, сложных элементов, в марафоне идёт работа на выносливость.

В прошлом году я ездила на чемпионат Европы по марафону и заняла 24 место. Соревнования приходили в Норвегии, в городе Квам. Была обалденная организация: подготовили трассу, где собрали вообще всё. Мы как обычно «стартанули» за машиной, потом она уехала в сторону, и я обалдела: все слезали с велосипедов и забирались в гору как скалолазы, заехать было нереально. Организаторы даже сделали участок из снега, нужно подняться в гору, а там 50-метровый сугроб лежит, по нему колея и надо обязательно проехать. Были ручьи и ещё пять километров идеального асфальта. Мне понравилась трасса, но физически было тяжело.

Профессиональный велосипед может стоить около миллиона рублей. Представьте, вы едете на трамвае, вас трясёт, а в хорошем автобусе не будет такого. Тоже самое на велосипедах, если ты едешь по камням на харде, тебе отбивает руки, ехать неудобно. Если ты едешь на подвесе, то все эти неровности не чувствуются, ты более мягко приземляешься, нет ударной силы нагрузки. На чемпионате Европы я ехала на харде (хардтейл – велосипед с жёсткой вилкой и без амортизации заднего колеса, – прим. ред.). Мой велосипед стоит 150 тысяч рублей, его купили в спортивной школе, своими силами на такой мне не накопить.

В этом году я принимала участие в чемпионате России в дисциплине «шоссе», у сильнейших спортсменок там были не велосипеды, а настоящие машины, просто «космолёты». А у меня такой, я его называю «китайчик», простенький. Я заехала в топ-9, хотя могла показать более высокий результат на другом велосипеде.

Маунтинбайк – очень затратный вид спорта, потому что у нас быстрее изнашиваются покрышки, цепь, звёзды. Мы и в грязь, и в пыль ездим, всё забивается. У меня три маунтинбайка: боевой, на котором я выступаю, тренировочный и зимний. Ещё есть два шоссейных: на одном я езжу групповые гонки, а есть специальный для гонок с раздельного старта. Я могу накачать и поменять колёса, помыть почистить – само собой, но что касается ремонта – это уже к тренеру.

-2

За тренировку в среднем в день у меня выходит 70-90 километров по шоссе, максимально я проезжала в одиночку 170 километров. На маунтинбайке ездишь гораздо меньше, потому что пересечённая местность, и затрачиваешь сил ты ничуть не меньше, чем на шоссе. Гонка может быть 30-40 километров, но ты на ней выложился, будто проехал все 200. Чтобы это выдержать спортсмен должен быть очень выносливым и терпеливым. Для кросс-кантри тренер сделал мне, можно сказать, персональную трассу, она находится за стелой Европа-Азия: там и камни положил, и два дропа сделал, и спуски в овраги, и небольшие подъемчики.

Я сама по себе маленькая и худенькая, но иногда могу набрать два-три килограмма, их потом всё равно приходится скидывать, чем меньше весишь, тем лучше. Хотя я со спусков еду, меня сдувает, иногда не хватает массы. Вообще перед стартом, особенно если это марафон, если ты сидишь на диете, слезаешь с неё за два-три дня. Вечером, накануне гонки, да и утром, можно поесть мяса. Макароны – любимое блюдо велосипедистов, это долгие углеводы, некоторые, некоторые могут есть макароны на завтрак, обед и ужин. Ещё велосипедисты едят много бананов, потому что они тоже долго усваиваются, во время соревнований можно перекусить, прямо по ходу гонки.

Велоспорт – «лошадиный спорт», если честно, вообще не женский. После финиша хочется выплюнуть лёгкие, но я люблю трудности. Может, это звучит как мазохизм, но мне нравится преодолевать себя. Ветер, дождь, слякоть, а ты проезжаешь тренировку – и такой кайф, что ты это сделал. Это победа над собой, прежде всего.

Десять лет – самый подходящий возраст, чтобы отдать ребенка в секцию велоспорта, – уверен мастер спорта, тренер спортивной школы № 8 «Локомотив» Александр Тиганов. Хотя бывает, ребята приходят в подростковом возрасте, уже после того, как занимались лыжами, легкой атлетикой. У них тоже есть шанс добиться успеха в велоспорте.

В велоспорте много видов дисциплин, поэтому нельзя сказать, что мы отбираем детей по определенным физическим качествам. Те, у кого развиты скоростные качества, идут на трек. Если ребёнок скухопарый, худой, то ему будет легче ехать в гору, лишний вес тяжело возить, но это в любом виде спорта сказывается. Здесь нет такого, как в гимнастике, если два метра ростом, то не будешь гимнастом. Просто спортсмен маленького роста может лучше ехать в гору, а у высокого лучше финиш. У каждого гонщика своя специализация.

Степень нагрузок зависит от возраста. До 14 лет вообще нельзя выезжать на шоссе. Потом ребята уже начинают ездить по 60-100 километров за тренировку. Юниоры могут и 150 километров проехать, а на чемпионате мира гонка – 260 километров.

На Урале мы развиваем маунтингбайк, потому что есть возможность организовать соревнования. Главное, чтобы была пересечённая местность: горы, препятствия, асфальт, дорожки.

Во время гонки надо постоянно терпеть, держать темп, не все могут это выдерживать. Соревнования проходят в любую погоду: может быть и грязь, и холод – надо этого не бояться. Не каждый ребенок сможет это выдержать. Конечно, мы детей бережём, но если испачкал велосипед, то его надо помыть, смазать цепь, сам испачкался – надо постирать одежду. Немного детей, кто готов это делать.

Мне кажется, велоспорт приучает к самостоятельности, дети уже умеют ремонтировать велосипед, пользоваться отвёрткой, заклеивать шины. Они выезжают на дорогу и знают правила дорожного движения. Ребята, которые занимаются велоспортом, физически очень хорошо развиты.

В Екатеринбурге проходят не только соревнования по велоспорту, но и заезды для любителей – это «Майская велопрогулка», «Веломагистраль», «Тур де Шарташ». Среди поклонников таких массовых велопрогулок профессиональный видеооператор Александр Черных, который катается уже десять лет.

За лето я накатал километров 600-700. После работы проезжаем с друзьями километров по 30, в выходной можно спокойно прокатиться на 60-70. После таких поездок чувствую себя отлично, уже ничего не болит, организм привык к нагрузкам, – рассказывает Александр Черных.

Когда в июле стояла жара, мы с друзьями решили сгонять в Арамиль и искупаться на озере. Почему-то никто из нас не подумал, что на улице невыносимо. По пути был очень затяжной подъём в горку, мы поджарились как наггетсы на сковороде. Другу плохо стало, на озере вроде бы его отпоили водой, охладили, но на обратном пути снова у него голова закружилась, тошнило. Мы 80 километров по жаре проехали. Что могу сказать: слабоумие и отвага, лучше так не делать, а с другом все хорошо.

-3

Для меня велосипед – самое лучшее средство передвижения. Он мобильный, можно уехать хоть куда, главное, чтобы были время, желание и силы. Ещё и экологичный. Я бы хотел, чтобы машин вообще не было – только общественный транспорт и велосипеды.

Когда я ещё учился в школе, мне родители купили дюралевую «Каму», которая постоянно ломалась, тогда велосипед мне не очень нравился, мягко говоря. Потом, уже в осознанном возрасте, на велосипед меня подсадил друг. За десять лет я сменил пять велосипедов.

Когда-то я даже купил стрит велосипед, думал, что начну делать трюки. Но на это нужно очень много сил и времени. В итоге продал через полтора года. Ещё у меня был даунхильный байк, мы катались на Уктусе, я пробовал прыгать через дропы, но это тоже быстро надоело. Сейчас у меня универсальный велосипед, могу и через трамплины прыгать, и погнать на дальняк, и спокойно с женой вечером покататься.

-4

Почти каждый год мы с женой ездим на «Веломагистраль». Катаемся в большой компании, там собирается от ста до трехсот человек, веселимся, фоткаемся, хорошо проводим время.

Постепенно велодорожки становятся частью общественного пространства уральской столицы. Людей на велосипедах и самокатах стало значительно больше в городе этим летом. Своим опытом передвижения по Екатеринбургу и Штраубингу на велосипеде поделился актёр Екатеринбургского театра юного зрителя, заслуженный артист России Олег Гетце.

Велосипед – это движение. Я живу в центре и работаю в нескольких местах: из театра в институт, из института домой, в магазин – очень удобно ездить на велосипеде. По времени, конечно же, экономия. В течение получаса я успеваю везде, – рассказывает Олег Гетце.

Актерам необходимо заниматься спортом, потому что есть много пластических и танцевальных спектаклей, да и просто серьёзная нагрузка во время выступления, когда действия быстро меняются. Я в «Бременских музыкантах» играю короля. Особых танцев и пластики в спектакле нет, но так всё закручено, в такой динамке, столько беготни… Если ты не будешь в спортивной форме, то просто начнёшь задыхаться на сцене, плохо станет. Не сможешь играть в полном объёме, в нужном ритме. Конечно, что-то изобразишь, но это будет уже не то, что было заложено режиссёром изначально.

-5

Около трёх лет назад у нас с женой украли велосипеды прямо из подъезда. Они стояли на нашем этаже, пристегнутые. В ту же ночь ещё и сосед остался без велосипеда. У нас подъезд очень дружный, все друг друга знают, так что это точно кто-то не из наших. До этого мы каждый вечер катались всей семьёй по городу, я сделал для сына специальное сиденье, когда он помладше был. Потом я купил новый велосипед, а его опять украли. Теперь хочу приобрести все-таки складной, чтобы был под присмотром в квартире. Пока хожу пешком или езжу на обычном самокате.

До сих пор помню мой первый большой настоящий велосипед, с такими мощными колесами – это был «Салют», мне его бабушка подарила, когда я пошёл в первый класс. По тем временам роскошь, «Мерседес» для советского времени. Естественно, я давал пацанам во дворе кататься. «Салют» долго служил, я даже взял его с собой в Германию, и какое-то время там катался на нём.

В Германии я жил два года в небольшом городе Штраубинге, в ста километрах от Мюнхена, по нашим меркам – это как Каменск-Уральский или Первоуральск. Велосипедистов очень много. Ездят женщины в возрасте, которые так хорошо управляют, со стороны кажется, что это очень легко. Представьте, едет пожилая женина, одной рукой держит велосипед, а другой – зонтик, у неё впереди или сзади – корзинка. Везде на тротуарах разметка, если нет места на тротуаре, то край дороги специально отделён для велосипедистов. На дорогах – взаимная вежливость и взаимное уважение, чего у нас и в помине нет. У нас вообще хамское вождение на дорогах, а в Европе нонсенс, чтобы тебе нахамили или подрезали, или вообще не воспринимали как участника движения. Пространство грамотно разведено по зонам. У нас тоже начинают оборудовать и велопарковки, и велодорожки, но всё происходит не так быстро, культура взаимовежливого сосуществования пока не сложилась.

Автор: Елена Халуторных. Заглавное фото - Марина Молдавская. Фото в тексте предоставлены героями