Мотострелковые полки и бригады в Чечне, как правило, располагаются вне населенных пунктов на их окраинах. Часть обычно разбивает лагерь, если позволяет обстановка, в чистом поле, а если в горах, то все равно стараются выбирать открытые площади. Лагерь представляет собой палаточный городок в центре которого компактно располагается штаб и отдельные подразделения ( комендантский взвод, развед.рота, связь и т.п.).
Как только жизнь части входит в более- менее спокойное русло начинается благоустройство лагеря и доведение его до неведомого гражданскому человеку совершенства. Лагерь окапывается рвами и насыпями со всех сторон. Оборудуется плац сначала просто ровная площадка, а впоследствии и укладывается плитами. В большом почете у отцов-командиров украшение дорожек камушками, гильзами от снарядов.
К полезным деяниям можно отнести, пожалуй, только электрическое освещение плаца и прилегающей к нему территории. Так было и в первую и во вторую кампании. Палатки обычные армейские на взвод, роту или отделение, все зависит от количества проживающих и наличия палаток. Зимой палатки иногда утепляют - натягивают внутри второй слой ткани. Обязательным атрибутом палатки является печь и деревянный настил, на котором спят солдаты. Кровати и какие либо спальные принадлежности отсутствуют, это привилегия только некоторых офицерских палаток. В первую кампанию выдавали практически каждому громоздкий спальный мешок, свертываемый наподобие конверта и обычные солдатские одеяла из расчета одно одеяло на 2-3 человека.
Никаких подушек, матрасов и простыней не было.
Во вторую кампанию выдавали очень хорошие спальные мешки: легкие, теплые, компактные, но в очень малом количестве. Один-два мешка на взвод. Офицеры, прапорщики и женщины получали их сразу, а солдаты, как повезет. Одеяла и прочие принадлежности для сна были трофейные и переходили по наследству. Как правило, спальные принадлежности, и спальное место каждый добывал себе сам, используя подручные средства, сообразно своим возможностям.
Все личные вещи, одежда, обувь хранились в палатке там, где находилось свободное место для них. Там же хранится необходимый для жизни инструмент: топоры, пилы, лопаты и пр. Иногда роль каптерки выполняет крытый кузов грузовой машины, так называемой "хозяйки". Стираются обычно за палаткой или в бане, если она есть. Мыло, порошок, и прочее обычно было. Стрижка происходит, где ни будь на воздухе. Стрижет, как обычно в армии, кто-то из солдат. Перед строевым смотром у него бывает очень много работы. Как свидетельство отлаженного быта является деревянный пол и самодельный, сколоченный из досок стол и полочки под всякую всячину. В основном это котелки, кружки и ложки, какая ни будь столовая утварь. Если совсем уж хорошо, то может быть и самодельная баня - обычный сарай с печью.
Во вторую кампанию в полку была полковая баня, куда иногда водили солдат тех подразделений, где своей бани не было. Представляла она из себя просто огромную палатку с решетчатым деревянным полом.
В первую кампанию я в бригаде такой бани не видел. Вообще с мытьем конечно определенные трудности, особенно зимой. А бывает, что стоит подразделение у какого ни будь водоема, так тут летом купайся хоть каждый день. А может и так выйти, что воды хватит только на питье. Так как вода привозная, то на территории подразделения стоят бочки, а бывает и резиновые емкости, где как, куда ее заливают. Палатка и место вокруг нее огораживается маскировочной сетью, перед входом стоит "грибок" для часового с полевым телефоном. Позади палаток стоит техника, еще в зависимости от выполняемых задач на территории подразделения могут располагаться палатки и погреба под склады или оружейную комнату. Здесь же находится туалет и прибитый к столбу рукомойник. Здесь я привел описание образцовой палатки подразделения, что находится в непосредственной близости от штаба части, и соответственно на виду у начальства. Близость к начальству, конечно же, огромный минус, но есть и плюс - это электричество, получаемое от генератора.
Практически во всех подразделениях, расположенных около штаба имеется электрическое освещение. Иногда трофейные музыкальные центры, магнитофоны и приемники. Несколько телевизоров, также трофейных, было в офицерских палатках. Примерно также выглядит и расположение штаба батальона. В ротах и взводах расположенных в окопах на позициях ничего подобного нет. В большинстве своем жизнь там протекает в блиндажах и землянках, бывает тоже в палатках, без всякого электричества. Освещение блиндажей бывает за счет керосиновых ламп различного типа и устройства, электрических фонариков или от аккумулятора БМП. Как редкость является самодельная баня. У нас во взводе, например, баня располагалась под землей. Образцово показательный взводный опорный пункт окапывается с тыла глубоким рвом и обносится высоким земляным валом. Различные кладовки и пр. сооружения в т.ч. туалет под землей. Но это в образцовых. Преимущества такого способа существования - отдаленность от начальства и как следствие более свободная жизнь.
Недостатки - худшие бытовые условия и снабжение, хотя и это относительно. Офицеры живут отдельно от солдат в своих палатках или блиндажах, бывают исключения - наш взводный жил с нами в блиндаже. Это объясняю не его демократизмом, а тем, что он был единственный офицер на опорном пункте и жить ему, просто было больше негде, а делать отдельный блиндаж - себе накладнее. Оружие хранится при себе, если во взводах, что сидят в окопах или на блок-постах, а в других подразделениях или в ящике или, если его много, то в отдельной палатке.
Вообще же различие между солдатами и офицерами проходит не только на служебном, но и на бытовом уровне. Офицеры едят с отдельного котла, в полку и батальоне у них своя столовая, отдельное проживание, дополнительные пайки, сигареты с фильтром, вместо солдатской "Примы", зимние свитера, лучшее обмундирование, спальные мешки и пр. Те же привилегии имеют прапорщики и женщины.
Не могу не сказать и еще об одной обидной для "контрактников" дискриминации. Осенью и зимой 2000 года "боевые" распределялись следующим образом : офицеры - 30 дней в месяц, прапорщики и женщины - 24 дня, разведчики и саперы - 15, пехота - 10, остальные - 5-7 дней. Вообще же "боевые" закрывались тогда, да и сейчас, как слышал произвольно, примерно в таких же пропорциях.
Характерно, что чем хуже быт, тем легче служить, т.к. не надоедают постоянные придирки командиров и когда быт отлажен и можно жить не тужить, тут же приходит УСТАВ и перечеркивает все достижения цивилизации.