В середине XVIII века немецкий физик И.Д. Тициус заявил своему коллеге И.Э. Боде что-то вроде:
– Уважаемый, а вы в курсе, что мы где-то потеряли планету?
– Простите?
– У нас должна быть еще одна планета между Марсом и Юпитером. Но ее нет. За Марсом у нас пустое место, куда может уместиться целая планета, согласно правилу, которое я придумал.
– Да да, вы правы. Надо бы ее поискать.
Прошло несколько лет. Наступил 1781 год.
– Уважаемый герр Боде, как я и предсказывал, мое правило прекрасно работает. Слышали ли вы новости из Туманного Альбиона? Наш английский коллега Уильям Гершель открыл планету за Сатурном, на расстоянии, точно соответствующем моему уравнению.
– О, герр Тициус, весьма наслышан. Они хотят назвать ее Ураном! Но Уран – это греческий бог, а у нас все планеты римские! Ох уж эти англичане.
– Это, конечно, возмутительно, mein freund, но я вынужден вернуться к нашему давнему разговору. Мы все еще не нашли планету между Марсом и Юпитером.
– Следует начать поиски! Не могла же она от нас ускользнуть!
И они создали астрономическое общество с пафосным названием "Небесная стража". Как будто это не собрание ученых, а клуб фанатов Кастиэля из "Сверхъестественного". Но даже это им не помогло. В 1801 году планету нашел итальянец по имени Джузеппе Пиацци и дал ей имя Церера.
Целый год объект, названный в честь римской богини плодородия, носил статус планеты. После Пиацци, нашему клубу "Небесной стражи" понадобился почти год, чтобы поймать ее в телескопы.
– Чет она мелкая какая-то, – шептались между собой великие умы, – Где-то от 400 до 2300 км в диаметре. Что это такое! Луна больше размерами.
– При всем уважении к господину Пиацци мы не можем рассматривать этот объект в качестве планеты. Надо назвать его как-то по другому. В телескопе Церера видна как маленькая далекая звезда, как точка на небе. "Подобный звезде" на латыни будет..?
– Астра…астре…астероид, господин Гершель!
– Вот! Сим нарекаю Цереру астероидом!
Открытая Пиацци Церера считается первым обнаруженным астероидом из того знаменитого пояса астероидов между Марсом и Юпитером. Диаметр ее всего 950 км, однако, объект этот имеет сферическую форму, а не выглядит как огромный камень, как нам это часто показывают в кино. К сожалению, правилу Тициуса-Боде не суждено было сбыться для пятой планеты из-за наличия рядом очень большого брата – Юпитера.
Злой Юпитер играл планетезималями (сборными блоками планеты) в машинки, сталкивал их между собой силой гравитации, или вообще выкидывал на пределы Солнечной системы.
Часть "машинок" он в злости бросил в младших братьев: Землю с Луной, Венеру и Меркурий. В ранней истории Земли это называется "поздняя тяжелая бомбардировка", когда поток астероидов из Пояса устремился в сторону Солнца, периодически врезаясь и в нашу планету. Конечно, Луна оттянула часть астероидов на себя, и поэтому сейчас выглядит как швейцарский сыр, но тысячи "бомб", судя по всему, все равно достигли Земли. Произошло это где-то 4.1– 3.9 млрд лет назад
Сейчас Пояс астероидов – весьма пустынное место. Можно пролететь его насквозь (а это от 330 до 480 млн км) и ни разу не встретить ни единого астероида.
Однако, Церера – не единственный крупный объект Пояса. В 1802 году другой объект открыл Генрих Ольберс, и назвал его Палладой. Диаметр Паллады около 550 км. Затем была открыта Веста (не Лада), которая по размерам всего чуть больше Паллады. В 2006 году на печально известной 26 генеральной ассамблее, Международный астрономический союз повысил Цереру в ранге до карликовой планеты. И тогда же Плутон потерял статус планеты. Веста, стала, таким образом, самым крупным астероидом в Поясе.
Кстати, именно Ольберс закинул теорию о том, что пояс астероидов – это остатки ранее существовавшей планеты Фаэтон, которая была разрушена кометой. Потом эту идею, конечно, подхватили конспирологи, утверждавшие, что жители этой планеты сбежали с нее в результате войны/катаклизма/вставить катастрофу/ на нашу Землю, переспали с обезьянами и родили людей. Классика.
Сейчас основой формирования пояса астероидов по-прежнему считается действие приливных сил Юпитера. Кстати, расчетная масса всех объектов Пояса составляет около 4% от массы Луны. Но даже если учесть все, что было выброшено а пределы Солнечной системы или попало в виде астероидов на другие планеты, все равно размер гипотетического Фаэтона получился бы крайне мелким. А еще химический состав астероидов сильно разнится. Это говорит о том, что они никогда не были частью единого целого.
Это разреженное облако мелких булыжников и камней поувесистее так и болтается между планетарными воплощениями богов войны и грома, потеряв свой шанс стать нормальной планетой.
Маленькая красота напоследок.
Спасибо, что дочитали! Подпишитесь на страничку, тут каждый день выходит что-нибудь интересное по разным темам. До встречи завтра!