Найти в Дзене

Обзор на повесть «Сталь Разящая»

Нигде более так не силён женский голос как в повести «Сталь Разящая» Любови и Евгения Лукиных.

Именно в таком порядке: Любовь и соавтор – Евгений.

Она вся перед нами: короткая (чуть больше 100 страниц) повесть.

А почему «Сталь разящая»? Это третий герой повести – металл. Фантдопущение, местами движение сюжета, разве что не говорит сам.

Обложка книги
Обложка книги

В представленном мире – матриархат (весьма своеобразный), где «Мать» - это звание или должность. С первых строк, вот смотрите/читайте/слушайте: «…всего два человека: сама Чага и заходящая в крике Мать».

С первых строк нас окунают, показывают конфликт двух женщин. И они не декоративные. Не украшение мужского мира. Этот конфликт, то как устроена показанная действительность и что дальше будет с героинями (и героями) – уверенно выписано женским голосом.

Вот он мир. Вот они наши герои.

Мать из повествования уходит вместе с семейством, оставаясь важной составляющей.

Яркая иллюстрация к тому, что называют заменой гендерных ролей будет позже, а пока оцените сравнение: «как отрывают присохшую к ране одежду».

И правда – как? Резким рывком? Медленно, аккуратно и смочив водой? Чувствуете? Это пространство вариантов и неточность в сравнении, которое должно быть проясняющим?

Нет?

А если под другим углом посмотреть? В ч и т а й т е с ь.

-2

«Чага с ненавистью взглянула на Мать».

Чага – героиня повествования – эталонная девочка своего племени. Знает своё место, доверяет старшему, понимая, что напрасно.

Зачем она поверила ему ведь знала же, знала, что кому-кому, но только не Стрыю тягаться с Матерью в хитрости… И всё-таки поверила.

Ещё одна черта характера Чаги – упрямство. И надо делать, просто надо, иначе только лечь и умереть, сдаться. А это не про нашу девочку. У нашей девочки стальные яйца закалённый характер.

«Чага вдруг поняла, что стоит в рост на дне овражка, – преступница, из-за которой гибнет мир». – и снова. Максимум ответственности, эгоцентризм в полный рост. А деваться некуда, таков мир и в нём жить (выживать?) и… и правда что ещё?

Почти теряя сознание от страха, Чага приблизилась к узкому проходу, пошатнулась и вынуждена была опереться рукой. Ладонь лизнуло гибельной металлической прохладой, и Чага, с ужасом оттолкнувшись, шагнула в проём.
-3

И снова вот оно. Из последних сил, против собственного из кишок идущего страха. И Чаге это преодоление далось недаром, ох недаром. Это не рост. Это медленное и извращённое самоубийство (в итоге).

На самом деле Чага умерла ещё в самом начале повести, когда прикоснулась к металлу и её прокляла Мать. Всё дальнейшие путешествие – это своеобразная агония или другой путь (не Харон и не свет в коридоре).

Металл ударил в плечо, развернул и, не дав даже упасть на землю, поразил её в сердце. В сердце, а не в печень и не в горло, как предсказывала когда-то Мать.

Её глазами больше не показывают. Два-три коротких эпизода и разъяснений (нам читателям) как всё устроено. Вот и всё что остаётся.

А вот здесь звучит другой голос, второго автора:

К счастью, место для переправы выбрали неудачное: потеряли вьюк, утопили мохноногого сосунка, провозились до полудня. А преследователи вблизи переправы так и не показались – видно, отстали еще в разоренной степи…
<…> А спустя мгновение сушняк словно взорвался дробным оглушительным треском, и летящий насквозь металл с визгом вспорол воздух над их головами.
Очевидно, сталь сама уходила из-под удара – пронизав ломкие заросли, метнулась меж холмами и там была перехвачена враждебным роем. Воздух звенел, лопался, кричал. Приподняв голову, Чага видела, как седловина, куда их вела выбранная Матерью тропа, исчезает в неистовом мельтешении металлической мошкары. Не задержись они на переправе, живым бы не ушел никто.

Не очевидная связь выбора места перехода и спасения. Описания местности, сама картина в ней всё – преодоление, вопреки всему и не смотря ни на что. Очень мужской паттерн поведения.

-4

А тем временем мир представляется ещё глубже и мы понимаем насколько он жестокий. «…думая про опасности связанные с людьми, Чага впервые в жизни забыла о том, что на свете есть ещё и металл». И здесь тоже сказано мужским голосом. Опасность, собранность, кругом враги – милое местечко, не правда ли?

Усталым спотыкающимся шагом она вела их в поводу всю ночь. Темнота рычала, взвизгивала, иногда обдавала лицо трепещущим ветерком. Чага только дергала повод, когда звери пытались упасть, она знала, что к рассвету все будут мертвы: и звери, и она, и странный незнакомец…

Нас знакомят с протагонистом повести, и его появление сопровождается обилием эпитетов (быстрый, светлый, разящий без промаха). Относящаяся, правда, не к нему, а третьей неодушевлённой силе – металлу.

Первая характеристика и самая точная как бы ни менялся герой. «Нежный, – с сожалением подумала она. – Не выживет…»

Манеры, скупость языка, выживаемость протагониста, оцените.

Пассив: несколько дней лёгкого заикания и яростная мелочная опека со стороны Чаги. Зато в активе… Честно говоря, до сих пор в голове не укладывается! Металлические механизмы, способные развиваться, расти… Мужать, чёрт побери, и крепнуть!..

Влада пишут оба, хоть он однозначно «неженка». Человек современного мира - на протяжении всей повести лезет в чужой монастырь со своим уставом. (спойлер)! Это в герое не поменяется.

«Убит при попытке прелюбодеяния…» — произнёс кто-то в мозгу официальным голосом».

Здесь важно, что официальным голосом. Пилот с Земли, важная боевая единица, а тут такое. Говоря современным языком «этот неловкий момент».

-5

Ярко и крупно показан Влад. От конфликта и соплей (розовых) до (снова спойлер) возвращения домой. Как ломается эго героя! Пилот первого класса, герой на Земле и всеми почитаемый, а тут…

— То есть как почему? — От обиды у Влада даже голос сорвался. — Да потому что я уже твой мужчина!
Не менее резко Чага осадила Рыжую и, круто развернув, бросила её на Влада. Как на таран шла. Запрокинутая, оскаленная морда Рыжей и не менее искажённое смуглое лицо Чаги. Растопыренная пятерня шарит за седлом, вот-вот кистень достанет…
— Ты сначала у меня камни отбери! Мужчина!
Снова крутой поворот, и Чага, не оглядываясь, поехала прочь. В прежнем направлении. Спина выпрямленная, злая.
Некоторое время Влад остолбенело смотрел ей вслед, сидя на переминающемся, но не двигающемся с места Седом, потом осторожно высвободил ногу из мягкого кожаного стремени и соскользнул на землю. Слабо толкнул зверя ладонью в мощный, тщательно вычесанный бок.
— Иди, Седой, — приказал он перехваченным горлом. — Иди. Догоняй.
Повернулся и побрёл в степь. Хватит. Всякому унижению бывает предел. Да, он не мужчина. Он не землекоп, он не наездник, и голыми руками убивать он тоже не умеет. Он просто пилот первого класса, имевший глупость остаться в живых.
Горько скривив рот, он брёл, раздвигая редкую высокую траву и жалея только об одном, что под ногами ни одного осколка. Хотя зачем осколок? За пазухой есть ещё нож, к счастью, не выброшенный Чагой. Отойти подальше, выпустить лезвие, а там уже металл сообразит, как с ним поступить…

-6

Голос Любови максимально силён и при этом «ведёт» не она. Скорее серый кардинал. На самом деле всё так и вот так, хоть и внешне и выглядит иначе. Быть может, поэтому так капризен и жеманен Влад и так сурова и решительна Чага?

Про что повесть «Сталь разящая», почему так тянет её перечитать? Про людей, конечно. Большей частью про взгляд на мир глазами женщины. Про современные межличностные отношения рассказывает повесть. Прочтите!

Или перечитайте. Каков ваш металл?