Найти тему
Дом Под Горой

Натурщица для Буратино — любимого героя великолепного художника

Л.Владимирский на встрече с детьми в Центральной детской библиотеке г.Долгопрудный, 2007 г.
Л.Владимирский на встрече с детьми в Центральной детской библиотеке г.Долгопрудный, 2007 г.

Однажды художник-иллюстратор Леонид Владимирский вступил в дискуссию с Сергеем Образцовым, знаменитым руководителем Театра Кукол. Это было после просмотра спектакля о Буратино.

Художник посчитал, что в спектакле кукла главного героя выполнена не очень красиво, со ртом до ушей. Образцов возразил, что так и задумано — мол, некрасивый может быть добрым и хорошим героем.

Точка зрения Образцова, возможно, и верна — всё же Буратино по тексту деревянный. И для кукольного театра, пожалуй, такое решение логично.

А Владимирский хотел, чтобы его герои сразу нравились детям, и все его рисунки соответствовали этому правилу. И здесь я — на его стороне!

-2

У меня в детстве был "Золотой ключик" с иллюстрациями Скобелева — очень хорошими и оригинальными.

Но были и несколько открыток с рисунками Владимирского, и было понятно, что на них — самый идеальный Буратино! Даже несмотря на то, что он немного отходит от текста Алексея Толстого. Например, Владимирский решил нарисовать колпачок полосатым, а не белым, как в книге. После этого и другие художники тоже стали рисовать Буратино именно полосатые колпачки.

Открытка 1967 года издания. Из моей личной коллекции - бережно храню!
Открытка 1967 года издания. Из моей личной коллекции - бережно храню!

Сначала Владимирский иллюстрировал "Золотой ключик" для студии "Диафильм". Причём по собственной инициативе — работая на студии (после учёбы во ВГИКе), он узнал, что Алексей Толстой до войны написал покадровый план специально для диафильма, но работа эта не была реализована. Владимирский нашёл в архиве Литинститута этот текст (единственный экземпляр, остальные сгорели), и начал работу. Диафильм был готов в 1953 году.

Кадр из диафильма
Кадр из диафильма

Любопытно, что моделью для создания рисованного образа деревянного человечка послужила... девочка!

Да, Буратино Владимирский срисовывал со своей пятилетней дочери. Сделал ей картонный нос, и делал наброски с натуры. Так рисованный герой обрёл симпатичные черты и живую мимику. И пусть это нетипично для человечка, вырезанного из дерева старым шарманщиком — всё же это сказка! А в сказке и дерево может иметь человеческие черты!

Я не нашёл в сети детских фотографий Аи, дочери Владимирского. Но и на поздних её снимках узнаются черты доброго сказочного героя.

-5

Кстати, о шарманщике — у папы Карло тоже был прототип. Его Владимирский срисовал со своего деда.

-6

После диафильма Владимирский сделал книжку-картинку по Буратино, и уж потом, в 1956 году проиллюстрировал оригинальный текст Алексея Толстого. С тех пор образ, созданный Владимирским, считается каноническим.

-7

Буратино стал одним из любимейших героев художника. Он настолько полюбил этого человечка, что в 90-е годы... сам написал две книги о его новых приключениях — "Буратино ищет клад" и "Буратино в Изумрудном городе". Во второй книге он совместил своих любимых героев — ведь цикл об "Изумрудном городе" тоже был иллюстрирован Владимирским, и эти рисунки тоже считаются каноническими. Но к Изумрудному городу мы вернёмся в другой статье, это отдельная история.

Любимые герои Владимирского - Буратино и Страшила
Любимые герои Владимирского - Буратино и Страшила

Сегодня прекрасному художнику Леониду Викторовичу Владимирскому исполнилось бы сто лет.

В детстве он хотел писать стихи и рисовать. Но поступать в литературный или художественный не стал — отец сказал, что надо получить профессию, а рисовать и сочинять можно и в свободное от работы время. В итоге Владимирский поступил в строительный, но из-за войны не закончил.

А после войны, в 25 лет, неожиданно поступил во ВГИК, на отделение мультипликации. И хоть он не снял ни одного мультфильма (диафильмы — это немного другое), его рисунки были, по его же словам, чем-то средним между кино и книгой — как фильм на бумаге.

-9

А после 80 лет, когда ухудшилось зрение и нельзя было рисовать, Владимирский вернулся к стихам. Мне понравилось стихотворение, которое он написал после выступления в семейном детском доме, когда маленькая девочка подарила ему сушку — за картинки...

СУШКА К ЧАЮ

Годы мчатся все быстрее. Поперек дороги –

остановки, юбилеи, подводить итоги.

У меня случится скоро юбилей-мистерия.

Девяносто. Вот умора. Даже сам не верю я.

А сегодня невзначай подошла девчушка:

«За картинки. Это к чаю». И дала мне сушку!

Этот солнечный кружок всех наград дороже,

Значит, очень хорошо жизнь свою я прожил.

Леонид Викторович, Вы действительно хорошо прожили Вашу жизнь! Спасибо Вам за Ваше искусство! Светлая память!

Источники:

https://portal-kultura.ru/articles/person/86524-/

https://www.pravmir.ru/xudozhnik-leonid-vladimirskij-mne-interesny-skazki-1/

http://rech-deti.ru/artists/?eid=59

https://mipt.ru/za-nauku/archive1/hardcopies/2007/1788/townweek.php

-10