Лишь были бы написаны их бабушка и любимые уголки сиреневых рощ.
К. Малевич
С конца девятнадцатого столетия был поднят вопрос: «что такое искусство»? Он был спровоцирован появлением новых стилей, игрой со светом, цветом и формой молодых, довольно изобретательных и смелых художников. Они представляли свои творческие эксперименты на всеобщее обозрение, осознавая, что отклонение от традиций может вызвать негодование и осуждение со стороны консервативного общества, готового обрушиться на нарушение эстетических норм подобно разъярённым испанским инквизиторам.
Творцы стремились передать красоту современного мира, его импульсивность, динамику, а также создать формы новой реальности. Молодые художники не боялись хаотичности, скорости времени, которая стала ощутима с техническим прогрессом и урбанизацией. Не боялись и потери сюжета, нарушения иерархии, им было куда важнее передать истину мира, а не представить его эстетически обработанный по канонам прошлого двойник.
Импрессионизм стал основополагающим стилем современного искусства, «развязавшим руки», а в данном случае скорее даже «кисти», молодым художникам, он стал предвестником авангарда. Сторонники первооткрывателя изображали впечатление от объекта, не акцентируя внимания на детализации, теряя натуральный облик мира.
«Святая инквизиция» не могла мирно отдаваться царству Морфея во время произвола и ринулась в бой. Журнал «Le Charivari» публиковал карикатурные изображения с язвительными комментариями в адрес творчества импрессионистов и настоятельно рекомендовал обходить стороной выставки «так называемой живописи».
Особенно яростным критиком художественных преобразований являлся немецкий скульптор Альберт Вольф. Его крайне возмущала вольность, с которой импрессионисты подбирали цветовую гамму: «Эти так называемые художники присвоили себе титул непримиримых импрессионистов; они берут холст, краски и кисть, наудачу набрасывают несколько случайных мазков и подписывают всю эту штуку… Это ужасающее зрелище человеческого тщеславия, дошедшего до подлинного безумия. Заставьте понять Писсаро, что деревья не фиолетовые, что небо не цвета свежего масла, что ни в одной стране мы не найдём того, что он пишет и что не существует разума, способного воспринять подобные заблуждения».
Академизм цепко ухватился за прошлое, не принимая культурные преобразования времени. Он внедряет классику в современность, теряя основные функции элементов, обезображивая грубоватые, но практичные формы нового времени изящными элементами «мраморных трупов». Прошлое ценно. Его события повлияли на структуру современности. Но история не застывает на одном ярком событии, она движется дальше. Искусство же, как отображение реальности, подвергается метаморфозе.
Художник подобно инженеру препарирует реальность на отдельные составляющие, а затем собирает её по осколкам с начала, изучая каждую деталь в отдельности и в совокупности, ради создания новых полезных форм. Копия мира не может быть прекраснее оригинала, следовательно, чтобы сотворить совершенство, следует создать первичную форму, не имеющую двойников.
XXI век представляет собой эпоху массового потребления, стремительного продолжения экономического и технического развития, результатом которого является создание ненужной продукции, смещение ценностных установок и экологические проблемы. Активно развивается пространство коммуникации, расширяется сфера общения. Доступ к информации облегчается, что, с одной стороны, даёт больше возможностей для изучения интересующих тем, а с другой, создаёт протяжный замусоренный тоннель из рекламы, сплетен и ненужных новостей, в котором остаётся слишком мало места для информативного воздуха, стимулирующего человеческий мозг. Развивается клиповое мышление.
Искусство обретает новые формы: фотографии, кино, видеоклипы, инсталляции и др. Основными задачами искусствознания можно выделить: сохранение облика прошлого и его осмысление, осознание основной задачи искусства и анализ различных форм его проявления, изучение его психологии, влияния, методики проектирования и семантическая интерпретация.
Современные художники стремятся поднять злободневные проблемы посредством относительно новых направлений искусства, таких как фотография и инсталляция. Например, фотограф Мария Никитина, автор серии снимков «Пластмассовая жизнь», воссоздала сюжеты полотен всемирно известных картин, однако, камень нежной «Алёнушки» Васнецова обратился в ржавую трубу, яркие, массивные цветы Фриды Кало мерцают отблеском полиэтилена, а скандальный «Чёрный квадрат» Малевича обрёл форму мусорного пакета.
Тем временем художник Егор Плотников представил инсталляцию «Минута до пробуждения», отображающую замусоренное человеческое сознание, находящееся в состоянии сна. Но он ещё верит в возможность пробуждения.
Искусствознание благодаря переходу от академизма к «свободному» творчеству пережило ряд значительных трансформаций. Теперь у понятия «искусство» появился новый ракурс познания мира, а картина вступает в беседу со зрителем, а не выступает с монологом.