В основе сюжета известной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» – идеологическое противостояние старого, консервативного, так называемого фамусовского (по имени одного из персонажей), общества и молодого, смелого, активного дворянина Александра Чацкого. Главный герой возвращается из-за границы в дом своего знакомого Фамусова, чтобы встретиться с его дочерью Софьей, в которую сильно и страстно влюблен.Он радостен, пылок, остроумен и воодушевлен, так как горит желанием перестроить этот старый мир по новым, модным идеям, которые были в ходу в Западной Европе, откуда их занесли в России представители малочисленной интеллигенции. Однако Чацкий сразу сталкивается с непониманием окружающих: его смелые обличения взяточничества, придворной лести, судейской системы пугают старую добрую московскую аристократию, которая в конце концов с подачи Софьи дружно признает его сумасшедшим.Проблема Чацкого заключается в том, что его прогрессивные теории актуальны, однако оторваны от жизни. Ни один представитель фамусовского общества не понимает и не принимает их. Даже Софья, которая на голову выше своего окружения, в претензии на Чацкого за его самоуверенность и едкий сарказм. Упрямая настойчивость героя, его стремление поучать и критиковать абсолютно все стороны жизни фамусовского общества невольно напрягают, а иногда – раздражают. Его противники сильны тем, что сохраняют… спокойствие. Они твердо стоят на ногах и слепо верят в свой консервативный порядок, который считают не только правильным, но и выгодным. В горячих спорах с Фамусовым и его окружением Чацкий «распыляет» свои силы; часто он говорит в пустоту, не замечая равнодушия слушателей.Молодой человек не обращает внимания на некоторые положительные качества в характерах своих идейных противников. Их жизненный опыт, бытовая смекалка, простодушный юмор и, наконец, гостеприимство (которым он сам пользовался) как будто для него не существуют. Так же и члены фамусовского общества не реагируют на громкие обличения Чацкого, чем вызывают невольный и горький смех у читателей. А стороны, которые не могут (или не хотят?) слушать друг друга, обречены на замкнутое существование. Чацкий силен в теории, но слаб на практике; фамусовское же общество уступает ему в современных, прогрессивных знаниях, зато выигрывает опытом и вековыми традициями. Их упорное нежелание вступать в диалог привело к печальным последствиям – расколу общества, впоследствии вылившемуся в революцию в начале 20 века.
Чацкий vs фамусовское общество: кто сильнее?
9 сентября 20209 сен 2020
777
2 мин