Найти тему
Art квартал

Как возникла реставрация. Часть I.

В XXI веке ни для кого не секрет, что существуют памятники всемирного наследия, которые строго охраняются и содержатся в надлежащем качестве. С древних времен возникал вопрос: стоит ли оберегать руины или лучше на их месте построить что-нибудь другое, более грандиозное? В этой статье я расскажу, как зародилась такая наука, как реставрация, и кто помог ей стать самостоятельной единицей.

Немногие знают, что знаменитый Пантеон, посвященный всем богам (27г до н.э), изначально был построен в качестве периптера (тип греческого храма, окруженного со всех сторон колоннами) и был ориентирован в противоположную сторону нежели сегодня. Взять ответственность за его перестройку не побоялся император Адриан, который возвел неповторимый по тем временам купол диаметром 44 метра. В то время у многих сразу возникал вопрос – хорошее преобразование он сделал, и стоило ли оно того?

Постепенно, другие политики начали задаваться этим вопросом и многие не поддержали Адриана. Так, например, царь Маркиан в 458 году до н.э. издал указ, по которому люди, расхищавшие материалы древних памятников, наказывались телесными наказаниями и крупными штрафами. Теодорих Великий начал выделять огромные средства для восстановления древних памятников в Риме вместо того, чтобы разрушать их.

В реставрации возник важный термин «споли» (spoglie от итальянского «останки» или «трофеи») – части уцелевших при разрушениях архитектурных элементов и конструкций, которые впервые начали использоваться римлянами при реконструкции памятников.

Таким образом, памятники искусства вместо полного уничтожения стали разбираться на части и использоваться в новых проектах. Одними из таких примеров являются:

🗿Колонна из форума Феодосия, которая стала «плачущей колонной». На ней были вырезаны своеобразные «слезинки», давшие ей современное название. Сегодня её можно увидеть в Цистерне Базилике в Стамбуле.

Церковь Св.Николая в «темнице»(VII век) при строительстве которой были использованы элементы трех языческих храмов с форума Олиториум.

сан никола ин карчере
сан никола ин карчере

Огромный скачек в развитии реставрационного дела произошел в эпоху Возрождения – в это время работали такие великие творцы, как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль и многих другие. Именно тогда зародилась страсть к коллекционированию предметов искусства, которые начали восприниматься не просто, как сырье, а как настоящая ценность, придающая престиж своему хозяину. Огромный вклад также внесла церковь: Пий II в 1492 создаёт буллу о консервации римских памятников, а затем папа Сикст IV запрещает вывозить из Рима античные скульптуры.

"Сотворение Адама" из Сикстинской капеллы, основанной Сикстом 4.
"Сотворение Адама" из Сикстинской капеллы, основанной Сикстом 4.

XVI-XVII век является транзитной зоной перед большими, грядущими изменениями. В это время мастера начали делиться на два своеобразных лагеря:

Первые – сохраняли памятники архитектуры, максимально не трогая и не усовершенствуя их. Отличным примером является церковь Сан-Петронио в Болонье, нижняя часть которой была возведена в XIV веке, а верхняя осталось незаконченной до сих пор, несмотря на то, что многие знаменитые архитекторы такие, как Бальдассар Перуцци, Андреа Палладио, Джакомо Бароцци да Виньола предлагали свои решения.

-6

Другие – без всякого сомнения, изменяли облик памятника по своему усмотрению. В XVII веке римский папа Урбан VIII решил оставить свой след в истории. Очевидно, что его взор упал на великий Пантеон, который изменяли и переделывали все у кого были на это средства и возможности. Для работы Урбан выбрал Бернини, который был больше скульптором, чем архитектором. Он надстроил на Пантеоне две большие колокольни, которые с первых же дней начали крениться и давать трещины. Они вызвали не только всеобщее негодование, но еще и смех. Колокольни навсегда вошли в историю, как «Ослиные уши Бернини». Естественно, они не прижились жителям города и были снесены через два века.

-7

Продолжение в следующей части.