Найти тему
Валентиниана

Кустодиевский Петербург-Петроград-Ленинград

Оглавление

У Кустодиева было два главных адреса в Петербурге: в Коломне - угол Екатерингофского проспекта и улицы Мясной дом 19, и Введенская улица, дом 7. Здесь прошло детство его дочери Ирины и сына Кирилла, который потом стал художником.

Ул. Мясная 19-21, Санкт-Петербург. Здесь Кустодиев жил с 1907 по 1915 год. Фото из интернета.Здесь в декабре 1907 года умер его младший ребенок, сын Игорь. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер.
Ул. Мясная 19-21, Санкт-Петербург. Здесь Кустодиев жил с 1907 по 1915 год. Фото из интернета.Здесь в декабре 1907 года умер его младший ребенок, сын Игорь. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер.
Автопортрет. 1910
Автопортрет. 1910

Болезнь художника уже прогрессировала с 1909 года. Жене Юлии пришлось научиться быть сиделкой и первой помощницей для больного художника. Ирина Борисовна, дочь была актрисой и всю свою жизнь поклонялась отцу. Добрым гением дома была и жена художника Юлия Евстафьевна.

Портрет Ю.Е. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908
Портрет Ю.Е. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908

Этот тот дом в Коломне стал местом, куда приходили А. Блок, Вс. Мейерхольд, Билибин, Коровин, Сарьян и многие другие художники, литераторы, актеры. Кустодиев был единственный русский художник Серебряного века, который не ошибался в своих оценках. Он оценил положительно творчество Сарьяна. Серов и Репин часто бывали в своих оценках весьма субъективны. Кустодиев был энциклопедически образованный человек. Он выпускник Академии, и когда ему исполнилось двадцать с небольшим лет, он уже получил известность на европейских выставках. Кустодиев обладал и литературным талантом.

В Коломне, тогда жили многие художники, деятели театра, поэты, все они активно общались друг с другом. Кустодиев в Петербурге учился в Академии, и всю жизнь прожил в Петербурге. Были приглашения и в Москву, но он отказался переехать туда. Он очень любил ходить по городу пешком, постоянно подмечая изменения в его облике. Художник обычно видел город разным, город маленьких деревянных домиков, который напоминал ему провинцию и очень нравился. Видел также и растущий на его глазах город северного модерна с новыми однотипными домами. Оценки он давал городу разные: то Петербург прекрасен, как Венеция, то считал, что город имеет прилизанную физиономию чиновника. Он много ходил пешком по всем районам города. Такие прогулки были вдохновением для написания его картин. Так мы видим изображение Путиловского завода 1905 года, где была демонстрация рабочих.

Первомайская демонстрация у Путиловского завода. 1906 год
Первомайская демонстрация у Путиловского завода. 1906 год

Видим и центр города, на иллюстрации к гоголевской « Шинели».

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Он выполнил много натурных зарисовок. Кустодиев создал синтетический образ Петербурга разных эпох. В его некоторых пейзажах сочетаются элементы архитектуры русских городов - Борисоглебска, Ярославля, Ростова Великого, Костромы. Видны и петербургские мотивы, как Введенская церковь (взорванная).

Открытка из интернета.
Открытка из интернета.

Живя в Коломне, Кустодиев получил весьма интересный заказ. С некоторым опозданием отмечался двухсотлетний юбилей Петербурга. В 1909-1911 годах строился Училищный дом имени Петра Великого, где сейчас находится Нахимовское училище. Кустодиев написал панно «Петр I» для этого училища, получилась отличная декоративная вещь. Большой рисунок углем головы Петра I передали из института, где он хранился, в Музей истории города.

Эскиз парадного портрета Петра I для училища Петра Великого на Петровской набережной 1910 Холст, масло. 66,0 х 49,0 см. В правом нижнем углу коричневой краской:«Б. Кустодиев. 1910».
Эскиз парадного портрета Петра I для училища Петра Великого на Петровской набережной 1910 Холст, масло. 66,0 х 49,0 см. В правом нижнем углу коричневой краской:«Б. Кустодиев. 1910».

Кустодиев особенно интересовался той архитектурой, которая создавалась на его глазах. Лучший дом в стиле «северный модерн», считал Кустодиев, находится на Фонтанке, 159, у Египетского моста.

Доходный дом К. И. Капустина - северный модерн Климов пер., 9 - наб. р. Фонтанки, 159 .1910-1912  - арх. Бубырь Алексей Федорович.Дом на Фонтанке, 159, особенно хорошо смотрится в плохую погоду. В октябре или ноябре, в дождь он стоит, всем своим видом показывая идею жилья, защищенного от непогоды. Южный фасад, выходящий на Фонтанку, представляет собой гигантскую супрематическую композицию. Двуцветный фасад, на первый взгляд бессистемно, прорезают окна. Можно заметить несколько сбитых и взаимосвязанных осей симметрии.
Доходный дом К. И. Капустина - северный модерн Климов пер., 9 - наб. р. Фонтанки, 159 .1910-1912 - арх. Бубырь Алексей Федорович.Дом на Фонтанке, 159, особенно хорошо смотрится в плохую погоду. В октябре или ноябре, в дождь он стоит, всем своим видом показывая идею жилья, защищенного от непогоды. Южный фасад, выходящий на Фонтанку, представляет собой гигантскую супрематическую композицию. Двуцветный фасад, на первый взгляд бессистемно, прорезают окна. Можно заметить несколько сбитых и взаимосвязанных осей симметрии.

В Коломне сохранились фрагменты города как раз в его духе. Здесь он познакомился с архитектором Алексеем Федоровичем Бубырем. Бубырь был старше его всего на два года, и они сдружились, бывали друг у друга в гостях. Собственный дом Бубыря, построенный по его проекту, находится на Стремянной улице, 11. Кустодиеву нравились его проекты в стиле северный модерн, которые так вписались в стиль Петербурга.

Еще один Кустодиевский адрес - это больница Чудновского, больница Адмиралтейского завода. Из окна этой клиники Кустодиев в 1916 году написал пейзаж «Фонтанка у Калинкина моста».

В самом разгаре Первая мировая война: сквозь решетку, отгораживающую здание Общины сестер милосердия Российского общества Красного Креста имени М. П. фон Кауфмана, на улицу выглядывают раненые с костылями. Сам Большой Калинкин (с 1930-х годов - Старо-Калинкин) мост на полотне не виден: его заслоняют кроны деревьев. Вдали  отчетливо видны краны Адмиралтейского судостроительного завода (нынешние «Адмиралтейские верфи») и высокая башня краснокирпичного Съезжего дома Коломенской части на Калинкинской площади (ныне пл. Репина). Перед ним видно высокое здание светло-желтого цвета под темно-красной кровлей - знаменитый «дом-утюг», построенный в 1911 - 1912 годах по проекту архитектора В. В. Шауба.
В самом разгаре Первая мировая война: сквозь решетку, отгораживающую здание Общины сестер милосердия Российского общества Красного Креста имени М. П. фон Кауфмана, на улицу выглядывают раненые с костылями. Сам Большой Калинкин (с 1930-х годов - Старо-Калинкин) мост на полотне не виден: его заслоняют кроны деревьев. Вдали отчетливо видны краны Адмиралтейского судостроительного завода (нынешние «Адмиралтейские верфи») и высокая башня краснокирпичного Съезжего дома Коломенской части на Калинкинской площади (ныне пл. Репина). Перед ним видно высокое здание светло-желтого цвета под темно-красной кровлей - знаменитый «дом-утюг», построенный в 1911 - 1912 годах по проекту архитектора В. В. Шауба.

В Петербурге он всегда находил черты русского города: катера, лодочки на реке, баржи, плоты, одежда людей, деревья. Город был многоцветным, а сегодня мы видим только серый город, деревья постоянно вырубаются.
У Кустодиева Фонтанка изображена очень живописно.

В Коломне Кустодиев жил с 1907 по 1915 год, до переезда на Введенскую улицу. Из Астрахани приехала его мать и нашла ему жилье на Петроградской стороне. В 2019 году Петербургский дом Бориса Кустодиева был признан объектом культурного наследия. Этот дом построен в стиле неоклассицизма, а его фасад декорирован скульптурами работы Рудольфа-Давида Рачина, Статуарная пластика из портланд-цемента уникальна для начала ХХ века.

КГИОП включил в государственный реестр памятников здание на Введенской улице, 7. Борис Михайлович Кустодиев с женой, двумя детьми и братом жили в квартире № 50 до смерти художника в 1927 году.
КГИОП включил в государственный реестр памятников здание на Введенской улице, 7. Борис Михайлович Кустодиев с женой, двумя детьми и братом жили в квартире № 50 до смерти художника в 1927 году.

Борис Кустодиев прожил в этом доме 12 лет: с 1915 по 1927 год. Ранее, к 80-летию со дня рождения художника, на фасаде здания была установлена мемориальная доска, выполненная архитектором М. Ф. Егоровым. Это произошло в 1959 году.

Мемориальная доска, выполненная архитектором М. Ф. Егоровым
Мемориальная доска, выполненная архитектором М. Ф. Егоровым
Автопортрет. 1917
Автопортрет. 1917

Шестиэтажное здание является частью исторической застройки Веденской улицы на Петроградской стороне. Здесь в гостях у художника бывали Федор Шаляпин, Максим Горький, Алексей Толстой и другие деятели русского искусства.

Вид мастерской. 1926
Вид мастерской. 1926

Живя в Коломне Кустодиев любил гулять, там где место впадения Крюкова канала в Фонтанку и собирался его нарисовать, но не успел.

Вид на Фонтанку и Крюков канал. Фото из интернета.
Вид на Фонтанку и Крюков канал. Фото из интернета.

Могила Б. М. Кустодиева на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург).

Могила Б. М. Кустодиева на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург).
Могила Б. М. Кустодиева на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург).

Вечная память и слава ему.