Найти тему
Полный абзац

Архетипы персонажей

Оглавление

Понимание человеческой психологии — это отличный навык для писателя. Если знаем хрестоматийные ситуации, в которые попадает человек, то можем создавать приближённого к жизни героя. Теория архетипов Карла Юнга даёт понимание таких героев и их поведения. Мы же используем её для построения сюжетов и проработки образов персонажей.

Что такое архетипы

Фото psychologies.ru
Фото psychologies.ru

Теорию архетипов придумал Карл Юнг, который был учеником и последователем Зигмунда Фрейда. Юнг утверждал, что существует коллективное бессознательное, которое связывает всех людей на метафизическом уровне. Эта связь объясняет потребность в вере в существование высших сил. Коллективное бессознательное не связано с отдельной личностью, её памятью или опытом. Коллективное бессознательное состоит из образов и ассоциаций одинаковых или общих для всего человечества. К примеру, большинство людей слово «мать» ассоциируют с любовью, заботой и нежностью. Мы можем визуально представлять её по-разному, но эмоционально одинаково. Такие сильные образы и есть то, что Юнг называет архетипами.

В художественных произведениях архетипы — это не история конкретного персонажа или события. Это отражение идеи и концепций, понятных каждому человеку. Это своеобразные символы, которые важно знать писателям для создания образов героев.

Архетип «Герой»

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Герой — это главный архетип, который объединяет все остальные. Это символ личности. У каждого героя есть две стороны. Персона — та часть личности, которую он несёт в массы, как он хочет, чтобы его воспринимали другие. И тень — вторая сторона, которую герой не принимает в себе. Это могут быть негативные качества, слабости или комплексы. Тень помогает держать баланс добра и зла в рамках одного человека, иначе герой будет слишком идеальным и неправдоподобным.

Дуальность героя предполагает его столкновение с собственной тёмной стороной и дальнейшее её принятие. Фактически это победа над собой для внутреннего разрешения конфликта. Ещё эта дуальность выражается в классическом противостоянии двух героев — доброго и злого. Между ними всегда должны быть связь.

Часто герой в начале истории предстаёт скромным и кротким, это его внешняя сторона. А трансформация происходит в виде признания собственной агрессии и интеграции её.

Дуальность — эффективный приём в создании персонажей. Мягкая и отзывчивая персона (видимый образ героя) контрастирует с жестокой и кровожадной тенью. Это потрясает читателя и усиливает конфликт. Ещё одно проявление дуальности — когда герой помогает слабым, но делает это жёстким способом: забирает у богатых, убивая их. Это образ положительного героя вне закона. Или дуальность можно показать с помощью встречи героя и его тёмного прошлого.

Архетип «Богиня-мать»

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Юнг называет этот архетип просто «богиня», слово «мать» добавила от себя. По теории Юнга богиня подразумевает как раз образ матери, а не божественной женщины. Мать — это нежная, защищающая и заботливая женщина. Этот образ транслирует мудрость и эмоциональную силу. Типичный пример — крёстная фея в сказке про Золушку. У богини-матери тоже есть негативный архетип, который воплощается в злых ведьмах и мачехах.

Архетип матери не ставят на роль главного персонажа в произведении, всегда второстепенный. Но при этом у неё важная задача — помочь главному герою раскрыться и усилить его положительные качества. Архетипом матери может стать любой женский персонаж, который даёт герою мудрость, заботу, поддержку и неоромантическую любовь.

Архетип «Мудрец»

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Архетип мудрого старца выражает обычно образ отца. Это также может быть пророк, целитель или маг. Любой пожилой мужчина или тот, кто старше героя по возрасту и готов поделиться мудростью, дать дельный совет. Мудрец выступает в роли наставника.

У мудреца тоже есть противоположность — ложный наставник или негативная фигура отца. Яркий пример — Дарт Вейдер из «Звёздных войн». Классический образ наставника там же — это Оби-Ван Кеноби и Магистр Йода. Задача мудреца в произведении — помочь трансформироваться герою через их взаимоотношения.

Архетип «Анима» и «Роковая женщина»

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Анима — это олицетворение женского архетипа, в которой воплощаются приписываемые обществом женщинам черты: нежность, легкость, интуиция, эмпатия. Но это уже не мать, а романтический образ и иногда даже эротический. Часто этот архетип используют как «девушку в беде», которую должен спасти главный герой. А после спасения, как вознаграждение, он получает её любовь.

Тень анимы — роковая женщина. Если анима дарит герою невинную любовь, то роковая женщина — страстную. Обычно образ соблазнительницы выступает в качестве препятствия для главного героя. Её задача — не допустить трансформации героя, откинуть назад или вообще увести в другую сторону. Роковая женщина — это всегда сильный архетип, потому что соединяет в себе две мощные энергии: сексуальность и агрессивность. Сила роковой женщины — её сексуальность. Задача героя — противостоять ее чарам. Грубо говоря, герою проще убить всех драконов в мире, чем сопротивляться чарам соблазнительницы.

Любопытно, что анима обычно выступает как второстепенный персонаж, а роковая женщина — это всегда один из главных героев, точнее, антигерой.

Архетип «Анимус»

Фото The Spool
Фото The Spool

Говорят, что женщины-герои появились под давлением движения феминисток. Но это не так. Ещё Юнг выделили их в отдельный архетип. То есть образ женщины-героя существует многие тысячелетия, а не продукт XX века. Этому архетипу присущи храбрость, способность вести за собой, интеллект и физическая сила. То, что общество приписывает обычно мужчинам. Но также у неё есть и качества, присущие аниме. Анимус — это не женщина, которую нужно спасть. Она сама всех спасёт.

У анимуса бывает возлюбленный, который как в прошлом архетипе тоже часто попадает в беду. Иногда он представлен как второй герой, тогда анимус и её возлюбленный дополняют друг друга. Мужчина делает женщину храбрее и смелее, а женщина помогает мужчине развить нежность и эмпатию.

Понравилась статья? Не забудь поставить лайк и поделиться в соцсетях с друзьями. Подписывайся на мой канал о текстах, чтобы не пропустить следующую публикацию.

Читайте также:

Как написать начало, середину и конец истории

Сторителлинг: от какого лица рассказывать историю

Секреты захватывающей истории