Пародия на нуар, когда нуар был ещё жив
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Дорогие друзья, сразу же оговоримся, что «вдохновить на фильм» и «скопировать сюжет» далеко не одно и то же. «Джентльмены удачи» были, и будут являться совершенно самостоятельным произведением и классикой советского кино. Однако некоторые идеи (например, приобщение уголовников к здоровому образу жизни и т.д.) были всё-таки почерпнуты из франко-американского фильма «Враг общества №1» (1953)
Начнем с того, что этот фильм был пародией на нуар. Более того, созданной тогда, когда ещё слово «нуар» не было в ходу (его лишь за несколько лет до этого впервые использовал французский кино-обозреватель Нино Франк). Да и сам нуар (то есть мрачноватые криминальные фильмы) был на подъеме. Своего сумрачного апогея он достигнет только через пару лет. А находившийся в начале своего творческого пути французский режиссер Анри Верней, решил сделать нечто ехидное на тему «американского криминала»
Он уже снимал за несколько лет до этого комедийную короткометражку «Требуется бандит» (1950). Забегая вперед, отметим, что Анри Верней станет классиком френч-нуара. Достаточно вспомнить его блистательные ленты «Мелодия из подвала» (1963), «Сицилийский клан» (1969), «Труп моего врага» (1976). К слову сказать, в СССР зорко следили за его творчеством. Об этом говорит хотя бы «Вождь краснокожих». Во Франции - самостоятельная лента 1959 года, в СССР – новелла в составе фильма 1962 года «Деловые люди»
В любом случае во многих своих пародийно-криминальных проектах Верней предпочитал снимать гениального комедийного актера Фернанделя. Тому даже не надо было ничего говорить, достаточно было придать своему лицу одно из «выражений» (этот момент представлен в советском мультфильме «Ограбление по…») и уже было смешно
В фильме удачно обыгран один из моментов, которые позволили нам назвать нуар «трагедией криминальных положений». Очень часто люди попадают в неприятности по ошибке. Как частный случай подобного сюжета - их принимают за других людей (вспоминайте «К западу от Красной скалы»). Аналогичное происходит и с мелким служащим отдела продаж Джоном Кальве
Познавательный канал про маркетинг и рекламу REDCAT
Он фатально близорук, а потому допускает массу оплошностей, из-за чего теряет работу. Однако он не унывает. Его неисправимый оптимизм даже внушает опасения за психическое здоровье персонажа. В какой-то момент в кинотеатре (куда пришел также весьма недалекий, но жестокий гангстер из местной банды) путает плащи. А затем посреди нью-йоркского метро достает из кармана 911-ый Кольт. И не просто пистолет, а оружие, на котором «висит убийство»
Арест «опасного гангстера» устраивает буквально всех: полицейских, что давно не могли никого задержать, репортеров, жаждущих сенсаций, прокуратуру, которая мыслит «повесить» на беднягу Кальве все нераскрытые дела. На оного есть свои планы, даже у местных бандитов, точнее говоря, их «атаманши» Лолы де Блонди, которая правит гангстерами от лица мнимого «большого босса». Эту роковую красотку сыграла легендарная «американская дива» Жа-Жа Габор. У неё (роковой красотки Лолы) по сюжету как раз появилась возможность доказать, что «большой босс» (в реальности которого стали сомневаться некоторые из налетчиков) вовсе не миф.
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»
В итоге простодушный Джон Кальве оказался в весьма сложной ситуации, особенно когда его решили вызолить из тюрьмы, устроив «большой налёт». Но как говорится: «Простота хуже воровства». То, что является прирожденной наивностью и добродушием, многие в криминальном мире принимают за тонкий и коварный расчет. А между тем главный герой решил, что бандитам надо бы вести здоровый образ жизни, для чего вывозит их за город…
Что сказать? Очень хорошая, хотя и не слишком известная у нас в стране комедия, в которой, несмотря на массу пальбы и криминальный сюжет, нет трупов (по крайней мере, в кадре). Зато есть фирменная улыбка Фернанделя.