Ведущий творческий коллектив города Москвы Хореографическая студия "Белоснежка" – танцевальный коллектив, открытый на базе Дворца культуры "Капотня" в 2000 году. В этом году "Белоснежка" отмечает 20 лет!
В программе занятий – классический, народный и современный танец. Воспитанники знакомятся с основами каждого из стилей, готовят танцевальные номера и представления. Коллектив регулярно выезжает на городские мероприятия и активно участвует в жизни Дворца культуры.
Мы подготовили большое интервью с руководителями студии "Белоснежка" Гагиной Татьяной Геннадьевной и Степановой Ириной Сергеевной.
Поговорим об истории создания студии, направлениях и принципах работы. Если после интервью у вас возникнут вопросы – оставляйте их в комментариях под этим постом – мы обязательно зададим их руководителям.
Расскажите о своем пути в профессии – как и когда вы начали заниматься танцами? Было ли это хобби или вы сразу были уверены, что будете танцевать профессионально?
Татьяна Геннадьевна:
Я занимаюсь танцами с самого детства — с 7 лет. Танцевала я всегда и везде и всегда знала, что моя жизнь будет связана с балетом.
1980 году поступила в Московский государственный институт культуры. Конкурс в тот год был очень большой – 15 человек на место, но мне удалось поступить.
Курс наш был очень дружный и творческий – все друг друга поддерживали, помогали. В программе обучения – классический, народный, русский бальный дуэтный танец, образцы классической и народной хореографии. И, конечно, искусство балетмейстера. В подготовке к сессии за неделю приходилось выучить по 20 номеров. Так нас научили хватать хореографический материал на лету – в дальнейшем это очень пригодилось.
После окончания института я 15 лет проработала артисткой балета в Московской филармонии, работала в государственном цирке. С гастролями объездили почти всю страну, были и за рубежом. Потом я получила травму. Восстановившись, я начала преподавать.
Работала хореографом в ДШИ, преподавала в педагогическом институте. А с 2000 года работаю во Дворце культуры "Капотня".
Ирина Сергеевна:
На танцы я пришла в 4 года. В тот год Гагина Татьяна Геннадьевна набирала свою первую группу в хореографическую студию "Белоснежка". До 13 лет я занималась в студии классическим, народным, стилизованным, современным танцем, пальцевой техникой – всё это давала Татьяна Геннадьевна. Когда мне исполнилось 13 лет, мы стали разучивать известные балетные вариации и партии, работали над балетным телом и сложными элементами. Татьяна Геннадьевна посоветовала мне поступить в Московский государственный институт культуры. В 2014 году я, подготовившись, поступила туда на хореографическое отделение, направление "педагогика балета". Во время учебы я старалась забегать во Дворец культуры, в родную "Белоснежку" – помогала своему любимому учителю с постановками, занималась с детьми. В 2018 году я закончила институт и пришла работать во Дворец культуры "Капотня". Сейчас я руководитель самой маленькой группы (дети 3-6 лет) Ведущего творческого коллектива города Москвы хореографической студии "Белоснежка" – "Подснежник", танцевальной студии "Грация" и Хореографического Ансамбля "Сударушка".
В каких танцевальных стилях вы пробовали себя прежде, чем найти тот, что нравится вам? Что помогло вам найти свой путь в хореографии?
Татьяна Геннадьевна:
Мне всегда очень нравился классический танец, но некоторое время я занималась народными и современными танцами. Занималась даже акробатическим рок-н-роллом, когда он только-только появился в России.
Ирина Сергеевна:
Я пробовала себя в разных стилях – занималась классическим, народным, стилизованным танцами, занималась даже современной хореографией.
Расскажите про Белоснежку – когда был основан коллектив, какова была идея и миссия?
Ведущий творческий коллектив города Москвы Хореографическая студия "Белоснежка" была основана в 2000 году.
Миссия коллектива – дать каждой девочке возможность почувствовать себя балериной. Движение, радость, музыка – вот что такое хореографическая студия "Белоснежка".
Дети какого возраста могут заниматься у вас в коллективе? Как происходит разделение по группам и руководителям?
В коллективе дети начинают заниматься с 4 лет. Сначала основы партерной гимнастики, ритмика, музыкальные игры. Далее упражнения партерного класса усложняются – начинается изучение основ классического танца: экзерсис у станка, на середине зала, прыжки, вращения, упражнения на пальцах.
После освоения основ танца начинается постановка танцев. В постановках мы используем элементы классического, народного и современного танца.
Ирина Сергеевна, вы ведете занятия в младших группах. Расскажите, как строится работа с самыми маленькими воспитанниками студии? Какими принципами вы руководствуетесь в своей работе? Что важно учесть при работе с детьми от 4 до 6 лет?
В работе с самыми маленькими участниками студии есть ряд трудностей. Во-первых, маленькие дети рассеяны и быстро утомляются. Самая главная задача – подготовить детей к занятиям по хореографии, заинтересовать детей в их новой деятельности. Провести интересную беседу, включить красивую классическую музыку, показать наглядный материал, подходящий для данного возраста – приобщить детей к искусству. Этим должен заниматься не только педагог, в этом должны быть заинтересованны и родители. Дети в данном возрасте очень зависимы друг от друга и имеют нестандартное мышление. Если один ребенок принес игрушку на занятие, то на следующее занятие все придут с игрушками. Я разрешаю детям приносить с собой любимую игрушку – они выступают в роли "зрителей", мы занимаемся, репетируем номера и танцуем перед ними, – дети просто счастливы.
Следующая задача – сопровождать движения словами.
Дети в этом возрасте имеют образное мышление – им проще запомнить элемент, если с ним связан какой то образ. Педагогу необходимо сопровождать свои хореографические действия словами, понятными и простыми для ребенка. Как пример: если мы делаем круг руками - "рисуем Солнышко". Так дети лучше понимают движения и быстрее всё запоминают.
Следующая задача — менять род деятельности.
Дети в данном возрасте очень быстро утомляются, следовательно, теряют интерес, внимание рассеивается. Каждые 5-7 минут, необходимо менять род деятельности. Если я вижу, что дети стали отвлекаться на посторонние предметы и уже не слышат меня, мы отдыхаем или играем в развивающие игры, слушаем классическую музыку и представляем, на что она похожа, кто мог бы под нее танцевать, строим сюжет. После такого отдыха мы снова возвращаемся к изучениям движений.
Важно проводить занятия в игровой форме. Игра – основная деятельность детей в этом возрасте. Нужно стараться привнести игру в работу, чтобы дети, выполняя какую-то педагогическую задачу, думали, что это просто игра.
Работа с малышами требует гораздо больших душевных и физических сил. Если педагог хочет, чтобы дети выступали в дальнейшем со 100% отдачей, то он в них должен вложить 250% своих сил.
Коллектив на базе Дворца культуры "Капотня" существует уже более 15 лет. Расскажите о традициях, которые сложились в коллективе за это время?
Наша хореографическая студия существует уже 20 лет – за эти годы сложились некоторые традиции:
Посвящение в балерины;
Чаепитие после отчетных концертов;
Передача репертуара старшими девочками младшим;
Взаимопомощь на занятиях и концертах;
И, конечно, выпускники всегда в курсе наших дел. Часто приходят на концерты и просто в гости.
Сколько времени вы обычно тратите на постановку одного номера?
Постановка номера или балета – это долгий и кропотливый процесс. Сперва начинается подготовительная работа: выбор музыки, идеи номера, продумывание сюжета.
Но когда все уже складывается в голове, номер ставится довольно быстро. Важно, чтобы танец и его исполнитель «совпали» – чтобы танцор чувствовал себя комфортно в образе. Бывало, что ставили танец и за 20 минут!
Какой танец вы планируете поставить первым в новом творческом сезоне?
Татьяна Геннадьевна:
В новом творческом сезоне планирую завершить постановку Балет Карабаса Барабаса и номер 'О тебе".
Ирина Сергеевна:
Сложно ответить, потому что для начала хотелось бы увидеть своих детей и привести их в нужную физическую форму. А дальше уже мы вместе будем подбирать музыку, которая нравится им и искать подходящие образы. Все зависит от детей и от их настроения – может быть они захотят быть весёлыми пиратами, а, может быть, они будут лёгкими снежинками или нежными цветами.