Найти тему
Navygaming Channel

Проект 11540 и зарубежные корабли класса "фрегат" - кто кого.

В предыдущем материале, была представлено небольшое сравнение корабля проекта 11540 «Ястреб» с другими перспективными отечественными проектами, разработанными примерно в тот же период. Сразу следует отметить, что в большинстве своем нами были использованы материалы, подготовленные известным специалистом в сфере истории флота капитаном 1 ранга, кандидатом военных наук, профессором В.П.Кузиным и научным сотрудником ЦНИИ ВК МО РФ Д.Ю.Литинским, опубликованные более двадцати лет назад в журнале «Тайфун» (1/1997). В основе представляемой вам новой публикации также использованы материалы Д.П.Кузина и Д.Ю.Литинского, которые не только представляют эмпирическую оценку, но и использовали данные количественных расчетов с применением расчетных моделей.

СКР "Неустрашимый" в море
СКР "Неустрашимый" в море

В качестве объектов для сравнения были выбраны наиболее характерные представители класса «фрегат», которые составляли основу ВМС зарубежных стран, а именно: «Оливер Х.Перри» (США), «Корнуолл» (Великобритания), «Бремен» (Германия), «Жорж Леги» (Франция), «Кортенаэр» (Нидерланды), «Галифакс (Канада), «Маэстрале» (Италия), «Хатцуюки»( Япония), МЕКО200 (Турция). Для удобства ТТХ мы объединили в две таблицы. Сразу необходимо сказать, что к моменту ввода в строй и тем более в период эксплуатации головного корабля – СКР «Неустрашимый» во флоты мира поступили уже более современные корабли, но об этом мы поговорим чуть позже. На этом этапе важно определить как проект «нашего СКР» выглядит на фоне зарубежных «одноклассников».

Французский фрегат "Латуш Тревиль" (тип "Ж.Леги")
Французский фрегат "Латуш Тревиль" (тип "Ж.Леги")

Беглое рассмотрение кораблестроительных элементов показывает, что СКР пр.11540 находится примерно в середине диапазона водоизмещения кораблей «лучшей десятки мира», что свидетельствует о том, что боевые качества нашего кораб­ля «куплены» отнюдь не ценой увеличе­ния его размерений. Действительно, британский, французский, канадский на 300-600 т превосходят отечественный корабль по водоизмещению, однако показатели мощности ГЭУ и скорости хода такие же как у «Ястреба» (чаще всего рост водоизмещения идет на более мощную и тяжелую ГЭУ, если конечно нет брони).

Данные по основным ТТХ фрегатов, находящихся в строю ВМС западных стран на момент проектирования СКР пр.11540
Данные по основным ТТХ фрегатов, находящихся в строю ВМС западных стран на момент проектирования СКР пр.11540

В тоже время, обратите внимание, что при примерном равенстве всех остальных вышеназванных элементов нельзя не заметить, что наименьшая дальность плавания как раз у «Ястреба». В.П.Кузин и Д.Ю.Литинский называют основной причиной этого изначальное происхождение задания на разработку проекта корабля ближней операционной (или так называемой «ближней морской») зоны. То есть и не предполагалось, что этот корабль должен обязательно «пересекать океаны», как говорится – «такая задача не ставилась», к тому же следует помнить принцип: «даром ничего не дается».

Вряд ли стоит считать это существенным недостаток, как пишет Д.П.Кузин: «…поскольку в любых моделях боевого применения прием топлива в море всегда предусматривается и обеспечивается - просто нам придется это де­лать чаще…». Видимо немецкие кораблестроители думали примерно также (вспомним, что когда то их «маасы» имели дальность плавания вообще около 1900 миль).

Противокорабельный ракетный комплекс "Уран"
Противокорабельный ракетный комплекс "Уран"

А вот если перейти к оценке боевых возможностей, то картинка резко меняется. В первую очередь, ударные (противокорабельные) возможности СКР «Ястреб» (сразу отметим, рассматриваем вариант если бы на нем установили ПКРК «Уран») как минимум вдвое выше любого из сравниваемых ана­логов, если считать, что комплекс «Уран» создавался как ответ на американский «Гарпун». Но здесь приходится признать, что к моменту завершения пост­ройки головного СКР комплекс «Уран» еще не был принят на вооружение, поэтому корабль вступил в состав ВМФ без этого оружия. Более того, с момента принятия ПКРК «Уран» на вооружение в 2003 году так и не был установлен на корабль. Таким образом, на всём протяжении своего существования «Неустрашимый» не был оснащён основным вооружением.

По мнению авторов статьи, итальянский комплекс «Тезео»/ «Отомат» имеет более высокие тактико-технические характеристик, но ограниченный боекомплект ракет на фрегате «Маэстрале», по-видимому, не рассчитывался на залповую стрельбу.

Пуск противокорабельной ракеты "Отомат"
Пуск противокорабельной ракеты "Отомат"

Забегая вперед, следует отметить, что предложениями по дальнейшему развитию элементов СКР «Ястреб» было предусмотрено его вооружение более мощным комплексом «Оникс», отработка которого в конце 1980-х годов началась на переоборудованном МРК типа «Овод» пр. 12347. Этот комплекс по своим боевым возможностям оставил бы далеко позади и «Гарпун», и «Тезео»/ «Отомат», и «Экзосет».

Данные по основному вооружению фрегатов, находящихся в строю ВМС западных стран на момент проектирования СКР пр.11540
Данные по основному вооружению фрегатов, находящихся в строю ВМС западных стран на момент проектирования СКР пр.11540

Перейдем к возможностям по обеспечению противовоздушной обороны. И здесь одного взгляда достаточно, чтобы убедиться в том, что превосходство СКР пр.11540 является подавляющим: ни один из зарубежных ЗРК указанных в таблице не является, как наш «Кинжал», многоканальным и не обладает подобной ему огневой производительностью и потенциалом. Зенитных комплексов ближнего рубежа (ЗКБР) типа «Кортик», представляющих собой комбинацию зенитного ракетного и артиллерийского оружия, на зарубежных кораблях (фрегатах) вообще нет. Д.П.Кузин отмечает, что по боевой производительности ЗКБР «Кортик» превосходит ЗРК «Кроталь Наваль» в 1,5-2 раза, а МЗАК «Голкипер» - в 2,5-3 раза. По вероятности же поражения ПКР 30-мм пушки, входящие в состав комплекса «Кортик», превосходят 30-мм американские GAU-8/Aв 1,4 раза.

Размещение боевого модуля ЗКБР «Кортик» на СКР пр.11540 «Ярослав Мудрый».
Размещение боевого модуля ЗКБР «Кортик» на СКР пр.11540 «Ярослав Мудрый».

Справедливости ради нельзя не сказать, что германский ЗКБР RAM обладает очень высокими боевыми возможностями и в этом отноше­нии «Бремен» не хуже «Неустрашимого», но даже при таком допущении на нашем СКР боекомплект ЗУР в полтора раза больше. Малокалиберные зенитные арткомплексы (МЗАК) зарубежных фрегатов представлены разнообразными системами с высокими ТТХ, однако одиночное их размещение на американском, английском, голландском и канадском кораблях с сильно «обрезанными» диаграммами обстрела следует признать ущербным.

Пуск зенитной ракеты корабельного ЗРК RAM (RIM-116A)
Пуск зенитной ракеты корабельного ЗРК RAM (RIM-116A)
Это прекрасно проиллюстрировала успешная атака иракским истребителем «Мираж» американского фрегата «Старк», когда боеготовый МЗАК «Вулкан-Фаланкс» (по одной из версий) не смог открыть огонь по ПКР «Экзосет», поскольку цели находились в мертвой зоне, а времени для маневра кораблем у командира не оказалось (по одной из версий). В результате нападения возник пожар, корабль получил тяжёлые повреждения, 37 военных моряков погибли и 21 были ранены.

Завершая рассмотрение зенитных по­тенциалов, следует обратить внимание на ЗРК коллективной (зо­нальной) обороны «Тартар D/ Стандарт MR» установленный на американском фрегате «Оливер Х.Перри». На зарубежных фрегатах других типов ЗРК такого класса, как правило, не устанавливаются, хотя некоторые единичные серийные фрегаты (голландские типа «Якоб ван Хемскерк», французские типа «Кассард») строились в варианте ПВО с этим американским ЗРК.

Американский фрегат "Старк" после попадания ракеты
Американский фрегат "Старк" после попадания ракеты

Этому есть свое объяснение. Опыт Фолклендского конфликта показал недостаточную эффективность ЗРК коллективной обороны и, наоборот, более высокие, нежели предполагалось, боевые возможности ЗРК самообороны. Как не странно, но подавляющее большинство сбитых зенитными ракетами аргентинских самолетов приходилось не на ЗРК дальнего (75 км) действия типа «Си Дарт», а на ЗРК самообороны «Си Вулф», причем последний довольно успешно решал также задачи коллективной обороны, то есть прикрывал не только свой корабль, но и соседей. По этой причине, по мнению Д.П.Кузина и Д.Ю.Никольского, размещение на фрегатах дальнобойных ЗРК, влекущее за собой «зажим» других элементов, наверное, не оправ­дано.

Для справки: на фрегате «Якоб ван Хеемскерк» из-за установки ПУ для ЗУР «Стандарт» при­шлось отказаться от основного артвооружения (76-мм орудия), а на «Кассард» - пожертвовать одним из вертолетов.

Хотя такие примеры демонстриру­ют и то, что фрегаты в принципе пригод­ны для вооружения комплексами, созда­вавшимися под корабли более крупных классов.

Если перейти к артиллерийскому вооружению, которое до сих пор сохраняет свою актуальность (надеюсь, что в наше время удастся избежать «перегибов» начала ракетной эпохи), то имея 100-мм АУ «Ястреб» вполне уверенно занимает место первой «пятерке». При этом можно добавить, что на нем легко устанавлива­ется (и это предусмотрено) новая одноорудийная 130-мм АУ без переработки проекта корабля! В этом случае по артвооружению «Ястреб», находящийся сегодня на уровне или выше такового для большин­ства зарубежных аналогов, будет, безус­ловно, превосходить их по всем парамет­рам: дальнобойности, скорострельности, могуществу боеприпасов и т.д.

СКР "Неустрашимый" в Балтийске, 2002 год
СКР "Неустрашимый" в Балтийске, 2002 год

Сравнение противолодочного воору­жения также иллюстрирует заметное преимущество СКР проекта 11540 даже в тор­педном варианте зарядки его универсаль­ных ракето-торпедных пусковых устано­вок (УРТПУ). Отечественные 533-мм торпеды бесспорно, более мощные, чем широко распространенные 324-мм зару­бежные (Мk.44, Мk.46, Мk.50) - превос­ходят и 550-мм французские, и 533-мм итальянские по дальности хода, глубине поражения и по скорости.

Тактико-технические характеристики некоторых современных торпед
Тактико-технические характеристики некоторых современных торпед

Важным обстоятельством является и то, что из УРТПУ можно применять не только противолодочные, но и противокорабельные торпеды. Этими возможностями обладают только французские и итальянские фре­гаты, однако их противокорабельные торпеды также уступают отечественным.

Пуск 324-мм торпеды Mk.46
Пуск 324-мм торпеды Mk.46

Зато ядерным снаряжением боевых час­тей торпед не оснащен ни один из зарубежных аналогов. Уникальная возмож­ность применения ядерного оружия ста­вит СКР «Ястреб» в исключительное положение и еще раз подтверждает тезис о его пригодности к любой модели войны - в том числе и ядерной, возможность кото­рой сохраняется, как в конце 80-х годов, на заре «перестройки», так и сейчас в начале третьего десятилетия XXI века, и никто отменить ее пока не может.

В ракето-торпедном варианте зарядки УРТПУ противолодочными ракетами «Водопад-HK» наш СКР, безусловно становится еще мощнее. Ни одни из зарубежных кораблей, кроме японского «Хацуюки», оружием такого класса на тот временной период не располагал.

Установленный на «японце» американский комплекс «АСРОК» (28 км) по дальности проигрывает «Водопаду» (35-50 км), не говоря уже о сравнении ТТХ применяемых в боевых частях торпед: они у нашей 400-мм (БЧ-60 кг) торпеды несравненно выше, чем у 324-мм амери­кано-японской (БЧ Mk.46 - 44,5 кг). Внушительность проти­володочного вооружения СКР «Ястреб» усиливает наличие отсутствующей на других сравниваемых кораблях РБУ, ре­шающей задачи обороны корабля в мер­твых зонах и активной защиты от торпед.

Авиационное вооружение нашего ко­рабля - вертолет Ка-27 или Ка-29 - по своим летно-тактическим характеристи­кам и бортовому оружию сопос­тавим только с американским SH-60 «Си Хок», поскольку хорошие, но легкие машины «Линкс» или АВ-212 находятся в другом классе и сравнение их с тяжелыми вертолетами не корректно. Поэтому превосходя по авиационному вооружению все зарубежные аналоги, «Ястреб» уступает только американскому фрегату «O.Х.Перри» - уже хотя бы потому, что на «американце» их два против одного нашего. Однако наш вертолет серьезно превосходит базирующийся канадском и японском кораблях лицензионный американский «Си Кинг».

Взлёт вертолёта Ка-27 с СКР «Неустрашимый»
Взлёт вертолёта Ка-27 с СКР «Неустрашимый»

Хотелось бы специально подчеркнуть, что авторы отмечают: «… приведенное качественное-эвристическое, на первый взгляд – сравнение базируется на многократно выполняв­шихся нашими специалистами количе­ственных расчетах. За понятиями «хуже» и «лучше» стоят конкретные цифровые данные, опирающиеся на соответствую­щие модели и методики….»

Любопытно, что в перечне представленных аналогов (выбранных на момент начала строительства СКР проекта 11540) наиболее «бледно», по мнению авторов статьи, выг­лядит американский фрегат «O.Х.Перри». В тоже время надо отдать должное американской промышленности примерно за 11 лет они смогли построить для своего флота 51 корабль такого типа, кроме того еще 20 единиц были по лицензии построены в Австралии, Испании и Тайване. Удивительно как американцам удалось «всучить» этот довольно «посредственный» про­ект доверчивым австралийцам и испан­цам. Впрочем наверное также как в последнее время они, выводя из строя эти фрегаты, передают эти корабли своим странам-«союзникам»: Турции, Польше, Бахрейну, Пакистану, Египту. В принципе нас это не должно волновать – бизнес есть бизнес.

Главное, что было необходимо установить мы установили, предложенный Зеленодольским ПКБ проект сторожевого корабля проекта 11540 «Ястреб» для своего времени был достаточно современным и обладал необходимым потенциалом к развитию. И не его вина в том, что в ходе строительства «что-то» пошло не так, сложно строить перспективные боевые системы (корабли), причем большими сериями, в условиях перестройки и изменения экономической ситуации, перестройки политической системы и экономики. Но это было, и не так уж и давно...

СКР «Неустрашимый» в Аденском заливе
СКР «Неустрашимый» в Аденском заливе

Источники: "Сторожевые корабли типа «Ястреб» проекта 11540. История создания. Часть 1, 2. Авторы: Капитан 1 ранга, кандидат военных наук, профессор В.П.Кузин. Научный сотрудник ЦНИИ ВК МО РФ Д.Ю.Литинский (Альманах «Тайфун» №2 / 1996 г., №1 / 1997 г. )

Спасибо, что до конца прочитали данный материал, мы ранее обещали представить оценку данного корабля с точки зрения зарубежных оппонентов - мы это сделали. Мы не ставим целью открыть что то новое, предать критике или восхвалению те или иные процессы в стране и образцы вооружения - просто надо помнить, что мы имели, что могли создать, и что не смогли сохранить.